Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им
необходимо объединять и координировать свои действия. Любую
потребность пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе -
человек может решить через других людей путем взаимодействия с
ними, занимая определенное положение в сложных и организованных
группах и институтах- в семье, школе, коллективе предприятия,
политических партиях, спортивной команде.
которые мы обсуждали до сих пор. В своей книге “Аутсайдеры” (1963)
он отверг многие психологические и социологические объяснения
девиации, поскольку они основаны на медицинской модели, согласно
которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в
некотором смысле “больным”. Такие подходы не учитывают политический
аспект девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена
правоспособность влиятельных групп общества ( имеются в виду
законодатели, судьи, врачи и пр. ) навязывать другим определенные
стандарты поведения. “Социальные группы создают девиацию,-писал
он,-поскольку они составляют правило нарушения которых считается
девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенные
людям, которым “навешиваются ярлыки” аутсайдеров. С этой точки
зрения девиация определяется не качеством поступка, который
совершает человек, а скорее следствием применения другими правил и
санкций против “нарушителя”.
Концепция Беккера и подобные ей теории названы теорией
наклеивания ярлыков, поскольку они объясняют девиантное поведение в
терминах правоспособности влиятельных групп навешивать ярлыки
“девиантов” членам менее влиятельных групп. С человеком могут
обращаться так, словно он или она нарушили правило ( даже если это
и не соответствует действительности ) только потому, что другие
лбди утверждают, что это правило нарушено. Именно так часто
поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и
иногда линчеванию в связи с ложным обвинением в изнасиловании
белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что “принятие
решения о девиантности и недевиантности данного поступка частично
обусловлено его характером ( речь идет о том, связан ли он с
нарушением какого-то правила ), а часть тем, как его оценивают
другие люди”
Большинство людей нарушает некоторые социальные правила.
Тинейджер может время от времени покуривать сигареты с марихуаной.
Администратор может раздуть счет. Тот или иной человек может
пытаться заниматься гомосексуализмом. Вероятно, окружающие вначале
смотрят на эти поступки сквозь палицы, а человек, нарушающий
правила, по-видимому, на считает себя девиантным. Лемерт ( 1951)
называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что происходит,
если друг, член семьи, начальник или служащий правоохранительного
органа выявляют эти поступки и рассказывают о них другим? Часто это
приводит к вторичной девиации, когда человеку присваивается ярлык
девианта; при этом окружающие обращаются с ним, как с девиантом;
постепенно и он или она сами начинают считать себя девиантом и
вести себя в соответствии с этой ролью.
Таким образом, теория “
формирования нового отношения к людям, которых считают девиантами,
в отличие от прежних теорий, делающих упор на особенностях
индивидов, способствующих девиации. Теория “наклеивания
ярлыков”подвергалась критике. Гоув и другие исследователи считают,
что ее сторонники “стоят на стороне обездоленных”, которые
оказались на дне общества и не могут оказать сопротивление тем, кто
навешивает на них ярлыки девиантов.
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА.
Еще более ярко выраженный политический подход к девиации
выбран группой социологов, которые считают себя “радикальными
криминологами”. Они отвергают все теории о преступлении, основанные
на понятии, что оно является нарушением общепринятых законов. Они
утверждают, что такие теории трактуют общество как абсолютно единое
целое . Согласно их точки зрения, в действительности составление
законов и их осуществление есть момент конфликта между группами,
присущего обществу, чтобы пояснить суть этой концепции. Остин Турк
(1969) привел следующий довод: когда возникает конфликт между
властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно прибегают
к принудительным мерам. Например, сотрудники полиции с большей
готовностью применяют законы, соответствующие их структуре (
например, законы, запрещающие гомосексуализм ), чем законы,
противоречащие их структуре ( например, законы, защищающие
гражданские права ). Кроме того, полиция в первую очередь применяет
законы, направленные против бедных и не имеющих власть; она
особенно жестко подавляет тех, кто не в силах сопротивляться.
Квинни (1977) дал более глубокий анализ взаимосвязи между
конфликтом среди групп общества и применением закона; он рассмотрел
эту проблему с точки зрения марксизма. Он утверждает, что законы и
деятельность правоохранительных органов являются орудиями, которые
правящие классы ( владеющие средствами производства ) используют
против тех, кто лишен власти. Например, в 12-ом веке были приняты
законы, запрещающие бродяжничество; это было обусловлено
стремлением аристократии, владевшей землей, заставить бедняков
работать; ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы
или призывался в отряды крестоносцев ( Чемблисс, 1964 ). Делее
Квинни подчеркивает, что даже законы, якобы противоречащие
интересам правящих классов ( например, законодательство,
подтверждающие требования профсоюзов, принятое в 1930-е и 1940-е
годы ), в действительности служат этим интересам, поскольку, если
бы такое законодательство не было принятым, произошла бы революция,
что привлекло бы к коренным изменениям экономического строя .
Таким образом, радикальная криминология отвлекает наше
внимание от выяснения, почему люди нарушают законы, и придает
главное значение анализу сущности самой законодательной системы.
Более того, сторонники этой теории рассматривают “девиантов” не как
нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих
против капиталистического общества, которое стремится “подвергнуть
изоляции и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии
для несовершеннолетних растущее мужество своих членов, как если бы
они нуждались в контроле”(Тэйлор и др., 1973).
Мы убедились в том, что
многими биологическими, психологическими и социологическими
объяснениями девиации. Но для всех этих теорий характерна общая
тенденция. За последние годы стало придаваться меньшее значение
биологическим или психологическим факторам, “толкающим” людей к
девиантному поведению. Более поздние теории, особенно новая
криминология, делают упор на характере общества и стремятся
выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении
девиации. В новейших теориях все чаще критикуется существующее
социальное устройство, в них говорится о необходимости
преобразования
не отдельных людей, а всего общества
в целом.
С тоски зрения В. Н. Кудрявцева ближе всех к осмыслению
проявлений девиантного поведения в более широких
(“девиантологических”) позиций подошел А. А. Герцерзон в своей
работе в 1922г.
Ясно, однако, что реальные условия для формирования и развития
социологии девиантного поведения и “соц. заказ” на нее появились в
бывшем СССР лишь в период “хрущевской оттепели”.
В 1971г. независимо друг от друга появились небольшие по объему
работы двух ленинградских авторов, в заглавие которых были вынесены
слова “отклоняющееся (девиантное ) поведение. В них ставился вопрос
о необходимости рассмотрения различных нежелательных для общества
нормонарушающих проявлений с позиции более общей социологической
теории, поскольку отклоняющееся поведение есть именно социальный
феномен, различные его виды имеют общий генезис и причины,
находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и
социальных условий. Отмечалось значение понимания и выбора критерия
(точки отсчета) “отклонения”, оценки измерения его “величины”, а
так же направленности. Ибо-с точки зрения одного из авторов, Я.
Глинского-отклоняющиеся поведения может быть как со знаком “минус”
так и со знаком “плюс”( позитивное--социальное, научное,
техническое, художественное творчество ). Эта позиция
обосновывалась и отстаивалась им во всех более поздних работах.
Разумеется, в ранних отечественных публикациях отдавалось должное
марксистско-ленинской трактовке предмета, содержалось много
вынужденных положений ( об исторической ограниченности и
переходящем характере девиации, о преимуществах социалистической
Информация о работе Девиантное поведение подростков в г.Белгороде