Девиантное поведение подростков в г.Белгороде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им
необходимо объединять и координировать свои действия. Любую
потребность пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе -
человек может решить через других людей путем взаимодействия с
ними, занимая определенное положение в сложных и организованных
группах и институтах- в семье, школе, коллективе предприятия,
политических партиях, спортивной команде.

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

системы ) и критика зарубежных социологов девиантного поведения  за

их  позитивизм,  психологизм,  метафизичность,  и   иные   смертные

грехи...

    В 70-е годы появляется все  больше трудов посвященных   проблемам

формирования  социологии девиантного  поведения(  В.  С.  Афанасьев,

А.А.Габиани,    Я.И.Гилинский,     В.Н.Кудрявцев,     И.В.Маточкин,

Р.С.Могилевский, А.М.Яковлев)

    Значительную роль в  становлении,  развитии  и  институализации

социологии  девиантного  поведения  сыграли  труды  В.Н.Кудрявцева,

которые   нередко   своим   авторитетом   ”прикрывал”    начинающих

девиантологов от ретивых блюстителей идеологической чистоты.

    В конце 70-х начале 80-х сложилось  несколько  исследовательских

центров   девиантного   поведения:   на   базе   лаборатории   соц.

исследований  НИИ комплексных соц.  исследований  при  Ленинградском

государственном университете  (  руководитель  Л.Спиридонов,  затем

Я.Глинский, позднее Ю.Суслов), сектор соц.  проблем  алкоголизма  и

наркомании  Института социальных исследований АН.СССР  (руководитель

Б.Левин   ),   научно-исследовательская   лаборатория    социологии

преступности  МВД Груз. ССР (руководитель А.Габиани ).

       С 1988 года выходят сборники  статей по социологии девиантного

поведения.  В  вузах  России  читается   спец.   курс   “Социология

девиантного поведения”  ,  подготовлены  и  изданы  соответствующие

учебные пособия.

       В   рамках   социологии   девиантного   поведения    начинают

формироваться  относительно  самостоятельные  научные  направления:

соц. контроль, соц. работа, военная девиантология.

       Вообще  в  90-е  годы  начинается   активное   взаимодействие

российских  и  зарубежных  девиантологов-участие  в   конференциях,

совместных  исследовательских проектах.

       Основные достижения мировой  и  отечественной  социологии.  Из

узкодисциплинарных       (криминологических,       наркологических,

суицидальных, сексологических)  исследований  отдельных  проявлений

социальных   девиаций   выросла   и   сформировалась    специальная

социологическая  теория--девиантология.  Это  позволило  изучать  и

объяснять различные формы  позитивного  и  негативного  девиантного

поведения с  общих,  системных  позиций--как  проявления  некоторых

единичных закономерностей и механизмов социального  бытия.

       При этом так называемое девиантное  поведение  рассматривается

на как  патология,  а  как  естественный  и  необходимый  результат

эволюции   социума,    как    дополнительные    конформным    формы

жизнедеятельности. “Отклонение” не есть объективная  характеристика

определенных  видов  поведения,  а  лишь  следствие  соответствующей

общественной  оценки   (конвенциальность   “нормы”-”отклонения”   )

Следовательно - и  это  очень  важно  для  политики  соц.контроля!-

принципиально               невозможно“искоренить”,”ликвидировать”,

”преодолеть”  негативное девиантное поведение и отдельные его  виды.

Речь  может  идти   лишь   об   адекватных   способах   и   методах

регулирования, управления ими (в  целях  оптимизации,  минимизации,

гармонизации )

       В  результате  многочисленных  эмпирических  исследований  на

территории  бывшего   СССР   и   России   получены   и   продолжают

накапливаться взаимопроверяемые и дополняющие  друг друга сведения о

состоянии, структуре, уровне и динамике различных  форм  девиантного

поведения.  Ясно,  например,что  в   результате   виктимологических

опросов,что  реальный уровень общеуголовной  преступности в 10-15 раз

выше официально регистрируемой, что в 93-94гг. вновь  начался  рост

латентности   (неучтенности)   многих   видов   преступлений,   что

существенно  определяет  взаимосвязь между уровнем и   динамикой

убийств и самоубийств, что  вполне  определенным  образом  меняется

структура потребляемых наркотических средств.

       Будучи          порождением          социально-экономических,

культурологических  изменений характеристики  девиантного поведения

служат  показателем,”зеркалом”  общественного  бытия  и  “качества”

населения.

       Социология  девиантного  поведения   оказывает   существенное

влияние на другие   научные  направления  и  дисциплины,  изучающие

общий объект. В трудах социологов,  наркологов,  психологов  все  в

большей степени рефлексируются  идеи  девиантологии  (  А.Абрумова,

А.Дьяченко, И.Карпец, Г.Миньковский, И.Михайловская ).

       Сложилось  отечественное   научное   сообщество   (“невидимый

колледж”) специалистов в области социальных отклонений, сохранились

научные связи с коллегами из  “ближнего  зарубежья”  (прежде  всего

Латвии, Литвы, Эстонии) Возникнут и крепнут  связи со  специалистами

из Америки, Европы, Азии. 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 

      Современная Россия являет собой   идеальную  совокупность  всех

девианотогенных факторов  (  состоянии  аномии,  резкая  социальная

дифференциация,   глубокий   экономический    кризис,    социальная

дезорганизация, “смена всех” в идеологии  ).  В  этих  тяжелых  для

страны  условиях  население  различных  форм  девиантного  поведения

приобретает особенную теоретическую и прикладную значимость.

      К сожалению, объективный соц.  заказ не  совпадает  с   реальной

востребованностью: ни властные структуры, ни руководители науки, ни

ведомства или же коммерческие структуры  не  предъявляют  спрос  на

девиантологические  исследования и не очень  охотно  реагировали  на

соответствующие предложения.

      Отечественная социология испытывает те  же  трудности,  что  и

социология   в   целом   :   кризис   общесоциологической   теории,

существенное  отставание  от   мирового   уровня   технического   и

методического арсенала, низкое качество профессиональной подготовки

кадров. Тем  не менее реальными видятся следующие пути:

1. Дальнейшая  “фундаментализация”, рассмотрения  объекта  социологии

   девиантного  поведения  как  момента   Единого  мирового  процесса

   самодвижения  материи.

2.  Изучение  социальных  девиаций  в   кризисные,   бифуркационные

   периоды,  переживаемые отдельными странами  и человеком в целом  ,

   когда  от структуры,  соотношения   различных  форм  негативных  и

   позитивных  девиаций зависит будущее.

3.  Интеграция  различных  концепций  девиантного   поведения   как

   дополнительных при описании объекта.

4. Комплексные  сравнительные и панельные региональные  эмпирические

   исследования  форм как негативно, так и  позитивно  отклоняющегося

   поведения   во  взаимодействии  с  экономическими,   социальными,

   демографическими, культурологическими и др. процессами. Проверка

   ранее  выдвинутых гипотез и поиски  новых закономерностей.

5. Активизация  социологических исследований творчества  как элемента

   девиантного  поведения.

6. Разработка  на основе выявленных  закономерностей   математических

   моделей   пространственно-временного  распространения   различных

   форм  социальных девиаций и  создание  долгосрочных  региональных

   прогнозов.

7.  Исследование,  обоснование  и   рекомендации   предпочтительных

          (  адекватных  генезису  и закономерностям   девиантного

   поведения  ) форм социального контроля.

8. Социальное   проектирование,  в  первую  очередь  по  программам

   профилактики  и социальной помощи.

9. Организация  в профильных  исследовательских   и  учебных  центрах

   подготовки  специалистов по социологии девиантного  поведения

10.   Расширение   зарубежных   контактов,    включая    совместные

   исследования  и публикации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  Ю.Г.Волкова,  Социология-М.: Гардарики, 2000 г.-474 с.

2. Социальные  отклонения / под ред. Кудрявцева  В.Н.  М.:  Юрид.  лит.,

  1984г.

. Тощенко  Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 1994-384 с.

4. Социологический  энциклопедический словарь // под ред. академика  РАН

  Г.В.Осипова.-М.: Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА,1998г.-488 с.

5. Социология  в России / под ред. В.А.Ядова- 2-е   издание,  перераб.  и

  дополн.-М.: Издательство Института социологии  РАН, 1998г.-696с.

6. Социологические  исследования 1992 №1 стр.128

7. Социологические  исследования  1995№3 стр.72

8. Социологические  исследования  1991 №4 стр. 72 

                                 СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

         ГЛАВА I

Информация о работе Девиантное поведение подростков в г.Белгороде