Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа
Цель данной работы: Исследовать факторы формирования конкурентоспособного юриста.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности;
Рассмотреть механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности;
Рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности юриста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА 5
1.1. Сущность и значение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоориентированность» 5
1.2. Система, механизмы и факторы обеспечения студентом своей конкурентоспособности 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 12
2.1. Фундаментальная подготовка по направлению обучения 12
2.2. Стремление к жизненному успеху 21
2.3. Развитие личностных качеств 25
2.4. Целеполагание, целеустремленность 27
2.5. Самомотивация и стратегическая ориентация на успех 30
2.6. Самопозиционирование себя как профессионала 32
2.7. Организаторские качества 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- психологическую избирательность;
- практическую направленность интеллекта;
- психологический такт.
2. Эмоционально-волевая действенность (влиятельность). Она складывается из таких факторов, как энергичность, устремленность, способность «заряжать» окружающих своими желаниями, оптимизм в продвижении цели, требовательность, критичность.
3. Склонность к организаторской деятельности, включающая:
- готовность к организаторской деятельности, начиная отмотивации и заканчивая профессиональной подготовкой;
- самочувствие в процессе организаторской деятельности (тонус);
- работоспособность.
Таким образом, необходимо постоянно расширять свой кругозор и развивать системное нестандартное мышление, умение разбираться во внутренней взаимосвязи действующих факторов и их взаимодействии с внешней средой. Вы должны приобрести высокие человеческие качества и научиться быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых ниш.
Приведенные выше модели дают разностороннее представление о деятельности современного организатора.
Далее мы рассмотрим модель развития организаторских способностей применительно к учебному процессу и приведем модель развития навыков организаторской деятельности студента (рис. 2.5).
Рис.2.5. Модель развития организаторских навыков студента
Модель формирования и развития навыков организаторской деятельности студента представляет собой систему, состоящую из двух направлений: во-первых, самостоятельное развитие своих личностных качеств и умений; во-вторых, приобретение опыта организаторской деятельности. И этому должен в первую очередь способствовать вуз.
Организаторские способности
руководства людьми основываются на
целом комплексе социально-
Определим качества, присущие лидеру-организатору.
1. Биологические качества и факторы, влияющие на эффективность деятельности менеджера: пол, возраст, здоровье, темперамент.
2. Психологическая характеристика качеств менеджера. Комплексный подход к оценке психического здоровья студента позволяет выделить следующую совокупность психических проявлений: свойства личности, психические состояния, психические процессы.
3. Специфические психологические особенности личности руководителя: активность; повышенная ответственность; креативность мышления, коммуникативность; организаторские способности; нравственно-этические характеристики; мотивационные факторы; волевая сфера; эмоциональная сфера; личный характер; психодинамические характеристики.
4. К объективным факторам эффективного руководства относят социально-экономическое положение человека (его статус в обществе и образование).
Суммируя вышесказанное, мы можем назвать специфические свойства и черты лидера-организатора, которые вам необходимо развивать:
1) адекватность (самокритичность, личная устойчивость);
2) креативность, развитое воображение, гибкость мышления;
3) коммуникативность;
4) инициативность;
5) самоориентация, устойчивость к групповому давлению;
6) высокая мотивация к успеху;
7) радикализм (настроенность к экспериментам, новациям, склонность к риску);
8) чувствительность, стремление к покровительству;
9) практичность, реалистический подход;
10) организованность, дисциплинированность;
11) стремление возглавлять группу, заниматься организаторской деятельностью.
В современных условиях лидерство должно стать обязательным качеством преуспевающего студента, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Изучение личностных лидерских качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить необходимые качества личности организатора и лидера.
Организатором обычно становится тот, кто обладает не только профессиональными качествами руководителя, ценимыми другими членами группы, но и личностными достоинствами лидера.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективной работы студенчества является организация рабочего процесса и управление организационной культурой в вузе.
Пример студенческого объединения в Пензенском ГУАС – это Институт студенческих лидеров (ИСЛ), созданный при Институте экономики и менеджмента (подробнее о деятельности ИСЛ см. в гл. 5 данного учебного пособия).
Выдающиеся менеджеры США, Европы, Японии в качестве важнейших факторов успеха в деятельности управленца выделяют: желание и интерес человека заниматься управленческой деятельностью; умение работать с людьми, общаться, влиять на людей; гибкость и оригинальность мышления; оптимальное сочетание риска и ответственности в характере; способность предвидеть будущее развитие событий, а также их последствия.
По мнению президентов крупных японских компаний, «менеджер-президент» (лидер-организатор) должен обладать следующими качествами: энергичная инициативность и решительность в условиях риска (42 %); долгосрочное предвидение и гибкость (34 %); упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10 %); широта взгляда, глобальный подход к делу (29 %); способность полностью использовать возможности сотрудников (24 %); готовность выслушивать мнение других (22 %); способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20 %); умение четко формулировать цели и установки (17 %); личное обаяние (22 %); умение правильно использовать свое время (15 %); открытый стиль управления – стиль сотрудничества (19 %).
Так,
А. Маслоу рассматривал становление
личности управленца как работу по
самоактуализации, которая предполагает:
адекватное принятие самого себя; критическое
отношение к собственным
М.
Вудкок, Д. Френсис представили ряд
умений и организаторских
В современных условиях организаторские качества должны быть обязательными для преуспевающего человека. Хотя настоящим организатором нельзя стать по приказу, по назначению вышестоящей организации, им становятся благодаря своим личным качествам и способностям независимо от должности в служебной иерархии. Однако слияние роли руководителя и организатора в одном лице наиболее желательно и перспективно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, понятие «конкурентоспособность» можно определить как «свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке».
В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами».
Основные
факторы, тормозящие профессиональный
рост и повышение
Сформулируем
факторы, которым современные студенты-
- качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание);
- глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы;
- способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей);
- стремление к успеху, ориентация на удачу;
- знания и опыт работы;
- выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность);
- семейное благополучие работника;
- целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе).
Одними
из основных показателей, влияющих на
конкурентоориентированность и
конкурентоспособность молодого специалиста
на рынке труда, также являются: уровень
здоровья и работоспособность; уровень
профессионализма и компетентности;
уровень семейного
Таким образом, в данной работе мы исследовали факторы формирования конкурентоспособного юриста.
Рассмотрели сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности. Рассмотрели механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности. Рассмотрели факторы формирования конкурентоспособного юриста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер Ю.П., Липкина В.В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. - 2000. - N 10. - С.14-22. - Библиогр.: 45 назв.
2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управления, Нац. фонд подготовки фин. и упр. кадров. - М.: ОАО "Тип. "Новости", 2000. - 256 с.: ил., табл. - Библиогр. в кон. глав.
3. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности Изд-во: Центр инновационных технологий. Казань, 2004. – 468 с.
4. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996.
5. Вирина И.В. Рынок труда и необходимость формирования конкурентоспособности у работников. Исследование социально-экономических проблем современной России: по материалам международной научно-практической конференции аспирантов / Выпуск первый. – М.: Изд-во Института молодежи, 1999. С. 96—102.
6. Вирина И.В. Самомаркетинг при трудоустройстве молодых специалистов // Научные труды аспирантов и докторантов. Образование и труд / Выпуск 6 (16) — М.: Изд-во МГСА, 2003. С. 52—56.
7. Вирина И.В. Проблемы конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда // Высшее образование для XXI века: вторая международная научная конференция, МосГУ: Социальное образование: материалы докладов секции: Ч. 3. — М.: Изд-во МосГУ, 2005. С. 23—28.
8. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов // Социальные технологии и исследования. 2005. № 6.
9. Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // Экономист. - 2000. - N 10. - С.92-94.
10. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера / Пер. с англ. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1998. – 2-е изд. – 480 с.
11. Корабельников В.М. Формирование стратегии конкуренции // Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГИЭА, 1999. - С.28-34. - Библиогр.: 2 назв.
Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособного юриста