Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:02, реферат
В политологии, как и в других науках, феминистское направление возникло из-за несогласия с философскими и эмпирическими канонами политической теории бихевиористского направления политической науки, исключившими женщин и их деятельность из сферы внимания, пользуясь расхожими представлениями об их аполитичной "природе.
Наиболее развито в России малое предпринимательство в сферах торговли и общепита (43%), строительства (16,5%), промышленности (15,6%), в науке и научном обслуживании (5,1%), в общей коммерческой деятельности по обслуживанию рынка (4,2%). В Москве размещено 25% всех малых предприятий России. Как в эти сферы интегрируется женское предпринимательство?
По данным всероссийских опросов общественного мнения, до августа 1998 г. пытались завести "свое дело" 11% россиянок. Однако эта попытка оказалась успешной лишь для каждой четвертой, тогда как остальные потерпели неудачу. В составе "удачниц", главным образом, молодые женщины в возрасте до 29 лет, с одной стороны, и старше 50 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, с другой.
В группе "удачливых предпринимательниц" представлены и те, кто хотя и не имеет делового и профессионального опыта, обладает большими амбициями и готовностью к риску, и предпринимательницы предпенсионного возраста, которые мало чем рискуют, так как имеют регулярные, хотя и минимальные доходы. Да и пенсия им в любом случае гарантирована.
Потерпело ли женское предпринимательство крах в результате августовского кризиса? Крах - нет. Потери - да. Надо иметь в виду, что уровень развития малого предпринимательства у нас всегда был крайне низок. Если в США, Западной Европе и Японии на 1000 человек приходится 50-70 малых фирм, то в России - всего лишь 5-7.
По данным выборочного
опроса 300 руководителей малых
В туризме и общественном питании прибыль упала до нуля. В строительстве, оптовой торговле, бытовом обслуживании подавляющая часть малых предприятий стала убыточной. Деятельность "челноков" (а среди них большинство - женщины) сократилась на 80%, если судить по поступлению налогов. После кризиса значительная часть малого предпринимательства ушла в теневую экономику. Так, реальная численность персонала малых предприятий примерно на 70% выше официальной; реальная заработная плата - почти на 90% выше официально признанной, а оборот занижен на 70%. Повод для невеселых размышлений! Каковы же сейчас основные сферы женского предпринимательства в России? Это образование, здравоохранение, торговля и "серый" сектор экономики. Как правило, в регионах продолжительность жизни малых предприятий, руководимых женщинами, 5-6 и более лет. В большинстве случаев женщины возглавили те фирмы, в которых раньше работали. Профессионализм у предпринимательниц высок, но доступ к финансовым и кредитным ресурсам - ограничен. Исходных капиталов не хватает. И предпринимательницы оказываются чужими среди "крутых" деловых мужчин, так как сталкиваются с мужской конкуренцией, принимающей часто грубые и даже незаконные формы.
Инновационное поведение женщин, их творчество, новаторство в сфере труда ограничены хроническим недостатком средств. Инвестиции, и соответствующая форма экономического поведения, резко сократились после августовского кризиса. Возможности для крупных капиталовложений у женского предпринимательства фактически отсутствуют, и предпринимательницам приходится рассчитывать, главным образом, на собственные силы.
Как не вспомнить мудрые слова Уинстона Черчилля: "Есть люди, которые смотрят на предпринимателей как на волков, которых нужно истреблять. Есть те, кто считает их дойными коровами. Но совсем мало таких, кто понимает, что предприниматели -это рабочие лошади, тянущие на себе воз экономики". Формула полностью применима к российскому женскому предпринимательству.
Экономическое поведение безработных женщин: паника, выжидание или действие
Поведение безработных женщин, как правило, редко является предметом отдельного анализа, хотя оно представляет не только научный, но и практический интерес. На основании сравнительного анализа данных всероссийских опросов общественного мнения можно выделить три его группы. Первая группа - активного экономического поведения на рынке труда и занятости. Целевая установка - поиск работы для восстановления активной деятельности. Для этого женщины, оставшиеся без работы, обращаются в государственную службу занятости - 14%; в частные агентства по трудоустройству - 3%; ведут самостоятельный поиск работы по объявлениям в
СМИ - 12%; лично обращаются в отделы кадров предприятий - 9%; пытаются заняться бизнесом - 5%.
Иначе говоря, 43% безработных - женщины, активно пытающиеся восстановить свой трудовой статус. Как ведут себя остальные женщины-безработные? 33% проявляют пассивно-выжидательную позицию, рассчитывая на помощь родственников, друзей, знакомых. А экономическое поведение еще 17% опрошенных безработных основывается на явной пассивно-фаталистической позиции. Смысл ее заключается в уверенности, что "найти работу сейчас невозможно", что им "ничто уже не поможет", и поэтому они активных действий в поисках работы не предпринимают совсем.
Больше всего сторонниц такой модели поведения среди 25-40-летних женщин, имеющих низкий уровень образования (22%). Обращает на себя внимание то, что подавляющее большинство женщин ищет работу прежде всего по найму и лишь 5% предполагают, что смогут найти форму индивидуально-трудовой деятельности или нишу для самостоятельного бизнеса.
Для того чтобы, потеряв работу, продолжать поиски путей трудоустройства, необходимо на что-то жить. За счет чего в этот период времени выживают "новые" безработные? В 32% случаев - за счет случайных приработков (в основном, это мужчины, женщин среди них мало). 12% - перешли на натуральное хозяйство (продают сель-
скохозяйственные продукты с собственного участка, подсобного хозяйства). В этой группе много женщин, особенно в малых городах. 15% - берут в долг, используют кредиты, займы. (Женщин в этой группе очень мало. В основном - это городские рабочие.) 5% - продают вещи. (Ранее это были руководители, квалифицированные рабочие.)
Таковы основные формы социальной адаптации безработных в современных условиях.
Семья и государство: союзники или противники
женской занятости
Какую роль играет семья в трудовой занятости женщины сегодня? Актуальна ли в конце столетия постановка вопроса о полезности возврата женщины в семью, к мужу и детям? Эта проблема еще несколько лет назад не сходила со страниц газет, обсуждалась в передачах радио и телевидения.
По данным всероссийских опросов общественного мнения 1990-1998 гг., оценки и взгляды женщин можно типологизировать по пяти группам.
В первой группе, минимальной по численности (всего 1%) преобладает позиция: "Женщины должны работать и делать карьеру, не обращая внимания на семью". Во второй группе (15%) считают, что "только постоянное сочетание работы и семейных обязанностей дает женщине экономический самостоятельный статус и возможность добиться равных с мужчиной успехов". Третья группа (35%) исходит из того, что "идеальным вариантом для женщины является сочетание работы и семьи вплоть до рождения ребенка". Затем - при наличии маленького ребенка - "только дом, а позже - сочетание карьеры с домашними заботами". В четвертой группе (до 15%) доминирует убеждение в том, что "после рождения ребенка с работой должно быть покончено". В пятой группе (20%) фактически разделяют традиционную консервативную точку зрения: "Женщины должны всю сознательную жизнь посвятить только семье и не работать вне дома ни на какой оплачиваемой работе".
2 Социологические исследования, № 5 33
Важная особенность женской психологии: подавляющее большинство россиянок (66%) считает, что лучший способ стать независимой - иметь работу. В нынешних условиях России вряд ли кто-либо будет доказывать обратное. А какую позицию занимает государство в вопросах труда и занятости женщин? Какую социальную политику оно проводит? Государство у нас выступает в подавляющем большинстве случаев в роли стороннего наблюдателя. Правда, бумаг, документов по женскому вопросу предостаточно. Но решения либо вообще не финансируются, либо финансируются не в полной мере. Инвестиции ограничены и осуществляются главным образом по обязательным официальным каналам: биржи труда, ярмарки вакансий и др. Несравненно более активную роль, нежели государство, сегодня играют женские неправительственные организации. Поле их деятельности поистине безгранично. Достаточно отметить, что женские НПО охватывают своей деятельностью 65 сфер общественной жизни. Социальная мобильность и экономическое поведение женщин - узлы важнейших социальных проблем российского общества. На пути решения этих проблем российскому обществу еще предстоит дать ответы на четыре главных вопроса российской истории: "Кто виноват?" (вопрос Александра Герцена); "Что делать?" (вопрос Николая Чернышевского); "В чем моя вера?" (вопрос Льва Толстого); "Когда же придет настоящий день?" (вопрос Николая Добролюбова).
Вечные вопросы, не правда ли?
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ
Сегодня специалисты пришли к мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким и подвижным. Согласно последним исследованиям, лучший менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. "...И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода - это женщины" [1, с. 194]. На наш взгляд, справедливо пишет Генри Минцберг: "Прошли те времена, когда женщины преуспевали, научившись играть по правилам мужских игр. То, в чем сегодня нуждается бизнес, может дать именно женщина" [2]. Высококлассные менеджеры - основа успеха любой фирмы. И важно выявить те особые черты руководителей женского бизнеса и вторых лиц российских и совместных фирм, которые способствуют достижению успеха. В условиях переизбытка квалифицированной рабочей силы на рынке труда именно женщине труднее найти работу. Тем более ей трудно стать предпринимателем или управляющим фирмы, когда безопасность и финансовое регулирование предприятий обеспечиваются с помощью криминальных структур. Несмотря на это женский менеджмент активно набирает силу не только в торговле, сфере услуг и финансов, которые в России традиционно считались женскими отраслями, но и в таких типично мужских секторах, как машиностроение, строительство, связь и др. В этом случае они, как правило, занимают вторые позиции в фирме, принимая на себя всю тяжесть управления внутренней жизнью организации.
Женское предпринимательство в России многообразно по форме и способам бизнеса. По оценкам специалистов Института социологии РАН, женщины-менеджеры возглавляют или входят в состав руководства примерно 20% бизнес-организаций [3, с. 43]. По этому показателю мы несколько отстаем от индустриальных стран, где доля женщин, занимающих административные и менеджерские позиции, составляет 28%, хотя опережаем Южную и Восточную Азию (соответственно 3 и 1%), Латинскую Америку и Африку (8-10%) [4, с. 8]. По результатам обследования социальных процессов в малом предпринимательстве, репрезентативном для России, среди руководителей предприятий только 18% женщин, причем половина из них заняты в торговле и общественном питании, 1/4 - в промышленности и строительстве. Среди руководителей женщины составляют 54% только в сфере жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, 30% - в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, очень мало женщин-руководителей в таких отраслях, как транспорт (5%), строительство (7%) и наука (11%) [5].
Пока еще слабо изучены социальные качества, особенности и мотивы деятельности
женской части бизнес-слоя в процессе экономического реформирования в России. Имеющиеся работы Л.В. Бабаевой, А.Е. Чириковой, В.В. Бодровой, М.К. Кияновой,
Л. Ржаницыной, Г. Сергеевой [6; 7, с. 75-81; 3; 8, с. 41-44; 1, с. 197-200; 9, с. 52-62] характеризуют становление женского бизнеса и особенности поведения женщин на рынке труда. В 1997 г. Госкомстат России впервые опубликовал статистический сборник, в котором представлена информация, в том числе и в гендерном аспекте [5].
Женские проблемы заняли особое место в периодике, литературе и искусстве, стали своеобразной модой и "развлекательной темой". Специалисты предлагают активнее исследовать советский опыт, изучать зарубежные формы и методы работы, продумывать реальные процессы, изменяющие положение и роль женщины [10].
Менеджеры как субъект российской экономики
Т.И. Заславская, анализируя состав бизнес-слоя российского общества [11], включает в него шесть групп: "классические предприниматели" (11% бизнес-слоя), "самозанятые" (11%), "бизнесмены-менеджеры" (7%), "менеджеры-совладельцы" (7%), "наемные менеджеры" (18%), "полупредприниматели" (46%). Тем самым почти 1/3 бизнес-слоя составляют менеджеры. Поскольку в классическом понимании предприниматель – это собственник, владелец некоторого бизнеса, а менеджер-управляющий, нанятый владельцем для того, чтобы руководить бизнесом и приносить ему прибыль, главное отличие между ними порождается принципиальным различием выполняемых функций.
Задача владельца - обеспечить прибыльность капитала, поэтому для него конкретный вид бизнеса не очень важен. Он может переходить от одного вида бизнеса к другому, если тот сулит большую или более регулярную прибыль. Напротив, задача менеджера - обеспечить эффективное функционирование именно данного бизнеса, поскольку иначе он будет уволен. Менеджеры занимают промежуточное положение между владельцами и работниками. Причем в условиях высокой динамичности и неопределенности именно менеджеры, а не собственники, выступают главным субъектом развития рынка.
Согласно классификации Т.И. Заславской [11], для нас представляют интерес три группы: менеджеры-бизнесмены - директора малых и средних предприятий преимущественно акционированного и частного секторов, совмещающие работу по найму с ведением собственного бизнеса; "менеджеры-совладельцы" - хозяйственные руководители мелких и средних приватизированных предприятий, работающие по найму, но располагающие значительным пакетом акций управляемого предприятия; наемные менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие за зарплату государственными, реже частными предприятиями или фирмами. В проведенном нами обследовании были представлены все названные группы.
Информация о работе Феминистский подход к роли женщин в обществе