Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:02, реферат
В политологии, как и в других науках, феминистское направление возникло из-за несогласия с философскими и эмпирическими канонами политической теории бихевиористского направления политической науки, исключившими женщин и их деятельность из сферы внимания, пользуясь расхожими представлениями об их аполитичной "природе.
Женщины прилагают специальные усилия к тому, чтобы создать соответствующую атмосферу в организации, а мужчины в основном стараются повысить свой авторитет и усовершенствовать методы руководства подчиненными. Мужчины-руководители направлены на перестройку сферы правил и норм; женщины-руководители направлены на перестройку сферы отношений.
"Включенность"
работника в организацию
В западных исследованиях отмечаются преимущества менеджера-женщины, наблюдаемые в реальной жизни: "...Женщины руководят так, что повышают значимость сотрудников в их глазах, потому что искренне ценят их. Они обучают персонал деликатно, в высшей степени тактично, — это продуктивно. Кажется, что женщина-менед-жер реально увлечена тем, что делится навыками с сотрудниками" Особенности характера и воспитания
В числе личностных качеств, мешающих работе, почти все опрошенные женщины назвали излишнюю мягкость. Из других черт назывались: отсутствие пунктуальности, излишняя эмоциональность, доверчивость. В одном из интервью в качестве помехи прозвучало "стремление сделать всем хорошо". Эти данные практически совпадают с результатами, полученными в исследованиях А.Е. Чириковой [3, с. 74]. Нетерпеливость, нетерпимость, резкость, "длинный язык", "скрупулезность, перерастающая в занудство," - такие черты называли женщины-управляющие совместных и отечественных фирм-производителей. Неумение слушать, неумение отказывать мешает женщинам-менеджерам в тех фирмах, которые оказывают услуги (косметические, консультативные, туристические). Генеральный менеджер туристической фирмы отмечала, что ей мешает альтруизм - опасение, что она запросит с клиента слишком много. Это, как она считает, черта поколения (тех, кому за 40). А поскольку "...сейчас альтруистические отношения не приняты в бизнесе, нам приходится тяжело".
Какие особенности характера помогают управлять, способствуют успеху в бизнесе?
Если у мужчин лидирующее положение занимает умение принимать нетривальные решения, то у женщин - способность к коммуникации. Для мужчин характерны качества, к становлению которых они приложили собственные усилия, для женщин - те, которые "заложены природой", семьей, воспитанием, жизнью, которые ценны сами по себе, безотносительно к конкретному бизнесу, которым они занимаются. Мужчины реальнее оценивают свои возможности и действуют в соответствии с ними. Может быть, по этой причине их успех в большей мере предсказуем, но это же, как ни странно, выступает и серьезным ограничителем, поскольку их личные возможности небезграничны. Женщины не так ясно видят свои недостатки. Лишь несколько женщин- менеджеров назвали себя рациональными людьми, хотя рациональность – важная компонента успеха в бизнесе. В своей работе они чаще используют интуитивные стратегии. Так, например, рациональность и скрупулезность помогают им эффективно распределять работу, но подбор людей осуществляется интуитивно. Женщин-менеджеров, которые были опрошены в Новосибирске, отличает: 1) высокий интеллект; 2) способность к достижению поставленных целей; 3) готовность принимать на себя ответственность; 4) способность выступать в роли мудрого советчика и консультанта; 5) способность чувствовать себя уверенно в путанице организационных взаимоотношений и событий; 6) дружественное, приветливое, но решительное обращение с людьми. Почти все опрошенные высоко ценят практический опыт - свой собственный, своих коллег и партнеров, творческий подход ("умение группировать имеющиеся элементы знаний в новые комбинации"), напористость ("способность пройти путь от задуманного к сделанному, не увязая в деталях промежуточного анализа") и кругозор ("способность видеть перспективу и перемены"). Если женщины различают личные достижения и достижения фирмы, то мужчины склонны считать достижения фирмы своими собственными [3, с. 114].
Резюмируя вышеизложенное,
можно утверждать, что в ходе нашего
исследования женщины-менеджеры оказались
вполне соответствующими современным
требованиям к эффективному управлению
в различных видах бизнеса. Они ценят знания,
квалификацию, независимость, энергию,
здоровье, ловкость, инициативность. Их
особый подход к управлению в том, что
они 1) склонны больше считаться с интересами
и мнениями подчиненных, чем мужчины, и
административные решения предпочитают
принимать не единолично, а с согласия
работников; 2) гораздо меньше идут на конфликты;
3) в ситуациях, требующих наказания, пользуются
широким спектром превентивных действий,
проявляют в работе с людьми большую гибкость
и гуманизм. Женщины-менеджеры так же,
как и мужчины, отмечают успешную работу
компании как главный приоритет для себя.
Если мужчины-руководители направлены
на перестройку сферы правил и норм, женщины
- на перестройку сферы отношений. В России
возможности женского менеджмента только
начинают осознаваться. В Америке, например,
большинство женщин-администраторов отрицательно
смотрит на достижение ими первой роли
в корпорации. Они считают, что эта цель
может быть достигнута лишь новым поколением
в XXI в., когда отомрут старые предрассудки
[3,с. 46]. Российские женщины-менеджеры,
как это ни парадоксально, гораздо менее
пессимистичны и более позитивно оценивают
свою судьбу в бизнесе. Может быть потому,
что феномен противостояния мужского
и женского менеджмента высшего уровня
в российской деловой практике не столь
выражен, а массовые стереотипы относительно
женщин формируются параллельно с социальной
реструктуризацией российского общества
и во многом определяются поведением самих
женщин-менеджеров. Экономическая нестабильность
предопределяет неизбежность дальнейшего
подъема женского менеджмента. Именно
женщины приобретают опыт управления
фирмами в ситуации неопределенности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киянова М.К. Женщина и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО. 1995. № 4.
2. Женская психология. М: Бизнес-школа-Интел-Синтез, 1994.
3. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., Институт
социологии РАН, 1997.
4. Основные итоги микропереписи населения 1994 г. М, 1994.
5. Женщины и мужчины России: Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России. 1997.
6.Бабаева Л.В., Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная
жизнь. М., 1996.
7. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социол. исслед. 1996. № 3.
8. Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда // Экономические и социальные перемены: мониторинг
общественного мнения. 1994. № 6.
9. Ржаницына Л., Сергеева Г. Женщины на российском рынке труда // Социол. исслед. 1995. № 7.
10. Яновский Р.Г. Женщина и общество: социально-политический аспект // Социол. исслед. 1992. № 5.
11. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Обществ, науки и
современность. 1995. № 1.
12. Newsletter // Global Women. 1996. Vol. 2, Issue 5.
13. Yunker G.W. Issues in the Management of Human Behavior: Analyses, Explorations and Insights. London: JAI
PRESS LTD, 1990.
14. Velasquez M.G. Business Ethics: Concepts and cases. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, A Simon and
Schuster Company, 1992.
15. Чирикона А.Е.. Самарцева O.K. Деловая женщина в этическом измерении // Вестник Самарского го-
сударственного университета. Самара. 1998. № 3.
Информация о работе Феминистский подход к роли женщин в обществе