Феминистский подход к роли женщин в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:02, реферат

Описание

В политологии, как и в других науках, феминистское направление возникло из-за несогласия с философскими и эмпирическими канонами политической теории бихевиористского направления политической науки, исключившими женщин и их деятельность из сферы внимания, пользуясь расхожими представлениями об их аполитичной "природе.

Работа состоит из  1 файл

Реферат социология.docx

— 80.56 Кб (Скачать документ)

Женщины прилагают  специальные усилия к тому, чтобы  создать соответствующую атмосферу в организации, а мужчины в основном стараются повысить свой авторитет и усовершенствовать методы руководства подчиненными. Мужчины-руководители направлены на перестройку сферы правил и норм; женщины-руководители направлены на перестройку сферы отношений.

"Включенность" работника в организацию составляет  ядро "лидерства взаимодействия". Описывая разные аспекты менеджмента, опрошенные нами женщины подчеркивали, что они пытаются привить работникам чувство их незаменимости и развивать идентификацию с группой, используя для этого все возможные способы: стимулируют работников высказывать свои соображения и предложения по любому вопросу, касающемуся общего дела; проводят коллективные обсуждения целей и стратегии организации; организуют совместный отдых сотрудников за счет фирмы (что рассматривается не как затраты на воспроизводство трудовых ресурсов, а как капиталовложение в персонал, рассчитанное на долгосрочную перспективу). Женщины-менеджеры не оставляют без внимания знаменательные даты в жизни своих подчиненных, организуют неформальное общение. Женское лидерство стало в последние годы очень популярным объектом исследований во всем мире [2; 13; 16; 17; 18 и др.]. Среду, в которой работает лидер, можно выразить тремя важнейшими понятиями: ответственность, сложность и доверие. Если лидерам не удается предложить своим последователям видение общего дела, раскрыть им смысл и вызвать доверие, то трудовой потенциал недоиспользуется: "...Скрытое взаимодействие между лидером и ведомым гораздо сложнее простой команды – оно должно выявлять в каждом самое лучшее" [18, с. 30].

В западных исследованиях  отмечаются преимущества менеджера-женщины, наблюдаемые в реальной жизни: "...Женщины  руководят так, что повышают значимость сотрудников в их глазах, потому что искренне ценят их. Они обучают персонал деликатно, в высшей степени тактично, — это продуктивно. Кажется, что женщина-менед-жер реально увлечена тем, что делится навыками с сотрудниками" Особенности характера и воспитания

В числе личностных качеств, мешающих работе, почти все  опрошенные женщины назвали излишнюю мягкость. Из других черт назывались: отсутствие пунктуальности, излишняя эмоциональность, доверчивость. В одном из интервью в качестве помехи прозвучало "стремление сделать всем хорошо". Эти данные практически совпадают с результатами, полученными в исследованиях А.Е. Чириковой [3, с. 74]. Нетерпеливость, нетерпимость, резкость, "длинный язык", "скрупулезность, перерастающая в занудство," - такие черты называли женщины-управляющие совместных и отечественных фирм-производителей. Неумение слушать, неумение отказывать мешает женщинам-менеджерам в тех фирмах, которые оказывают услуги (косметические, консультативные, туристические). Генеральный менеджер туристической фирмы отмечала, что ей мешает альтруизм - опасение, что она запросит с клиента слишком много. Это, как она считает, черта поколения (тех, кому за 40). А поскольку "...сейчас альтруистические отношения не приняты в бизнесе, нам приходится тяжело".

Какие особенности  характера помогают управлять, способствуют успеху в бизнесе?

Если у мужчин лидирующее положение занимает умение принимать  нетривальные решения, то у женщин - способность к коммуникации. Для мужчин характерны качества, к становлению которых они приложили собственные усилия, для женщин - те, которые "заложены природой", семьей, воспитанием, жизнью, которые ценны сами по себе, безотносительно к конкретному бизнесу, которым они занимаются. Мужчины реальнее оценивают свои возможности и действуют в соответствии с ними. Может быть, по этой причине их успех в большей мере предсказуем, но это же, как ни странно, выступает и серьезным ограничителем, поскольку их личные возможности небезграничны. Женщины не так ясно видят свои недостатки. Лишь несколько женщин- менеджеров назвали себя рациональными людьми, хотя рациональность – важная компонента успеха в бизнесе. В своей работе они чаще используют интуитивные стратегии. Так, например, рациональность и скрупулезность помогают им эффективно распределять работу, но подбор людей осуществляется интуитивно. Женщин-менеджеров, которые были опрошены в Новосибирске, отличает: 1) высокий интеллект; 2) способность к достижению поставленных целей; 3) готовность принимать на себя ответственность; 4) способность выступать в роли мудрого советчика и консультанта; 5) способность чувствовать себя уверенно в путанице организационных взаимоотношений и событий; 6) дружественное, приветливое, но решительное обращение с людьми. Почти все опрошенные высоко ценят практический опыт - свой собственный, своих коллег и партнеров, творческий подход ("умение группировать имеющиеся элементы знаний в новые комбинации"), напористость ("способность пройти путь от задуманного к сделанному, не увязая в деталях промежуточного анализа") и кругозор ("способность видеть перспективу и перемены"). Если женщины различают личные достижения и достижения фирмы, то мужчины склонны считать достижения фирмы своими собственными [3, с. 114].

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что в ходе нашего исследования женщины-менеджеры оказались вполне соответствующими современным требованиям к эффективному управлению в различных видах бизнеса. Они ценят знания, квалификацию, независимость, энергию, здоровье, ловкость, инициативность. Их особый подход к управлению в том, что они 1) склонны больше считаться с интересами и мнениями подчиненных, чем мужчины, и административные решения предпочитают принимать не единолично, а с согласия работников; 2) гораздо меньше идут на конфликты; 3) в ситуациях, требующих наказания, пользуются широким спектром превентивных действий, проявляют в работе с людьми большую гибкость и гуманизм. Женщины-менеджеры так же, как и мужчины, отмечают успешную работу компании как главный приоритет для себя. Если мужчины-руководители направлены на перестройку сферы правил и норм, женщины - на перестройку сферы отношений. В России возможности женского менеджмента только начинают осознаваться. В Америке, например, большинство женщин-администраторов отрицательно смотрит на достижение ими первой роли в корпорации. Они считают, что эта цель может быть достигнута лишь новым поколением в XXI в., когда отомрут старые предрассудки [3,с. 46]. Российские женщины-менеджеры, как это ни парадоксально, гораздо менее пессимистичны и более позитивно оценивают свою судьбу в бизнесе. Может быть потому, что феномен противостояния мужского и женского менеджмента высшего уровня в российской деловой практике не столь выражен, а массовые стереотипы относительно женщин формируются параллельно с социальной реструктуризацией российского общества и во многом определяются поведением самих женщин-менеджеров. Экономическая нестабильность предопределяет неизбежность дальнейшего подъема женского менеджмента. Именно женщины приобретают опыт управления фирмами в ситуации неопределенности. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киянова М.К. Женщина и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО. 1995. № 4.

2. Женская психология. М: Бизнес-школа-Интел-Синтез, 1994.

3. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., Институт

социологии РАН, 1997.

4. Основные итоги  микропереписи населения 1994 г. М, 1994.

5. Женщины и мужчины  России: Краткий статистический  сборник. М.: Госкомстат России. 1997.

6.Бабаева  Л.В., Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная

жизнь. М., 1996.

7. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социол. исслед. 1996. № 3.

8. Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда // Экономические и социальные перемены: мониторинг

общественного мнения. 1994. № 6.

9. Ржаницына Л., Сергеева Г. Женщины на российском рынке труда // Социол. исслед. 1995. № 7.

10. Яновский Р.Г. Женщина и общество: социально-политический аспект // Социол. исслед. 1992. № 5.

11. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Обществ, науки и

современность. 1995. № 1.

12. Newsletter // Global Women. 1996. Vol. 2, Issue 5.

13. Yunker G.W. Issues in the Management of Human Behavior: Analyses, Explorations and Insights. London: JAI

PRESS LTD, 1990.

14. Velasquez M.G. Business Ethics: Concepts and cases. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, A Simon and

Schuster Company, 1992.

15. Чирикона А.Е.. Самарцева O.K. Деловая женщина в этическом измерении // Вестник Самарского го-

сударственного университета. Самара. 1998. № 3.

Информация о работе Феминистский подход к роли женщин в обществе