Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть основные положения феноменологической социологии А. Шюца.
Объект: феноменологическая социология как одно из теоретических направлений в социологии XX века.
Задачи: - дать определение феноменологической социологии, обозначить ее теоретические истоки;
- определить предмет и проблемы феноменологии А. Щюца;
- рассмотреть основные концепции феноменологической социологии посредством изучения социологии повседневности А. Щюца.
Введение.
Глава I. Феноменологическая социология – истоки, понятие и основные концепции.
1.1. Понятие и теоретические истоки феноменологической социологии.
1.2. Феноменология А. Шюца, ее предмет и проблемы.
Глава II. Социология повседневности а. Щюца – основная концепция феноменологической социологии.
Учение о жизненном мире и анализе действия.
Учение о конечных смысловых сферах.
Заключение.
Список литературы.
В феноменологической социологии, как и во всех прочих ответвлениях понимающей социологии, общество рассматривается не как жесткий каркас, структурирующий вокруг себя множество текущих событий, а как неустойчивое образование, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов.
Сторонникам феноменологической социологии было чуждо представление о человеке как о лишенном права голоса, не специфическом объекте, исследуемом как понимание социальной среды, как независимого человеческого сознания и опыта. Люди, по Шюцу, приходят не в застывший мир жестких норм, а в незавершенное творение, ежесекундно достраивая его своими поступками. Общество – это не совокупность наблюдаемых фактов, внешних норм жизни, а в первую очередь, взаимно разделяемые и совместно творимые смыслы или интерсубъективность (т.е., что возникает между субъектами в процессе их взаимодействия).
Сфера их обитания - «жизненный мир» повседневного, обыденного существования, людей наполненный здравым смыслом в том числе дерефлексированным очевидным знанием, не вызывающим у них ни малейшего сомнения, замешательства. Именно этот мир является основой всего основного. В том числе научного познания.
Щюц беспощадно разрушает все иллюзии «традиционных» социологических школ относительно неисчерпаемых возможностей науки и доступности социальной сферы. Ни прошлое ни будущее не могут быть сколько-нибудь серьезно изучены, ибо мы никогда не сможем полностью перевоплотиться в наших предшественников или наследников, т.е осмыслить происходящее так как это может сделать переживший его человек. Остается настоящее, но и оно не всецело доступно. Мы не можем проникнуть в сознание другого человека, его мысли и намерения.
Что же остается? Область опосредованного опыта, анонимного общения (milwelt), при котором люди воспринимают друг друга как социальные типы, лишенные биографии, непредсказуемости и свободы. Объективное знание, по Шюцу, ограничено «обобщенными типами субъективного опыта». Социолог вынужден игнорировать предельные глубины поведения в сознании человека и рассматривать социальные события и явления в их абстракции, за пределами непосредственных контактов людей друг с другом.
У Шюца налагаемые на человека культурные рамки, образцы верований и поведения (т.е. «типификации») безупречны лишь в среде опосредованного опыта. Однако парадокс реальной жизни заключается в том, что социальные предписания не столько ограничивают, сколько пробуждают человеческую свободу. Зная нормы и стандарты поведения в обществе, люди не тратят времени на детальное изучение ситуации, но могут, имея общее о ней представление, выказать немалую изобретательность и непринужденность. И если для Парсонса социальные институты — это объективная реальность, эмпирически явленный, непреложный факт, то для Шюца — это общезначимые представления о тех или иных сторонах общественной жизни, наше видение того, что неким образом существует. Оно не фатально. Более того, любая неясность, проблема заставляют человека отступать от шаблонов и искать выход из создавшегося положения, проводя прямой, непосредственный эксперимент с социальной действительностью, покидая пределы, доступные социологу. Последний видит лишь факт свершившегося, новый отработанный в опыте и соответствующий культурным предписаниям «рецепт», более не требующий проверок и ставший «очевидностью», органической частью нашего жизненного мира. По мнению Шюца, социолог обречен работать с гомункулами, а не с живыми людьми. Ведь как бы мы ни отстранялись от индивидуальных особенностей человеческого поведения, первое и оригинальное объективное решение проблемы в основном все-таки зависит от субъективного, подходящего к случаю знания индивида.
Стремление социолога
Рассмотрим основные положения феноменологической социологии А. Шюца. Его взгляды базировались на идеях У. Джемса, М. Вебера, Дж. Мида, а так же, как было отмечено выше, Э. Гуссерля и М. Шелера. Социолог критиковал позитивизм за неверное понимание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных, явлений. Главное отличие, по Шюцу, состояло в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления его имеют. А смысл этот придает социальным явлениям интерпретирующая Деятельность человека. Отсюда — центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, Заполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни, Задача социологии — изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу, мы видим здесь определенную разновидность понимающей социологии.
Близость Шюца идеям Вебера состоит и в том, что он использует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции австрийского социолога рассматриваются «конструкты первого порядка» (повседневные типы) и «конструкты второго порядка» (объективные научные понятия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их. Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с научными понятиями, и через них получает знание о повседневном мире. Таким образом, Шюц пытался установить связь между абстрактными научными понятиями и жизненным миром, миром повседневной деятельности и знания. Здесь главное' заключалось в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов.
Люди, считал социолог, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть совокупность данных опыта, которая характеризуется определенным «когнитивным стилем». Когнитивный стиль — это сложное образование, показывающее специфическую форму вовлеченности личности в активную деятельность. Австрийский социолог считает, что исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук Шюца.
Для австрийского социолога как для феноменолога основное — это не сами объекты, а их значения, созданные деятельностью нашего разума. Самый значимый итог феноменологической социологии Шюца — это-анализ свойств обыденного мышления и повседневности, которую он сматривал как одну из сфер человеческого опыта, характеризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира.
Следовательно,
главной задачей социологии является
получение «организованного знания
социальной реальности», открытие общих
принципов организации
В соответствии с научной позицией люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и.т.д. объекта позволяет сказать нам о нем не так много, как хотелось бы. Для того чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем еще более важно, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).
Здесь приобретает значение особое понимание того, что такое человеческое действие. Если в рамках многих теоретических подходов действие выступает как отношение к внешним объектам и другим людям, то в феноменологической социологии оно рассматривается как воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания. Другими словами, действие есть внутренний процесс осознания — как индивидуального, так и группового, коллективного. В этом состоит суть феноменологической социологии. В то же время нужно иметь в виду, что особую роль в ней играет знание, без него упорядочение чувственного восприятия мира человеком невозможно. Поскольку чувственное восприятие — компонент повседневной жизни, постольку главную роль в феноменологической социологии играет повседневное знание.
Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, — это мир объектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своем повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир — это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологии состоит в том, чтобы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.
В своей повседневной жизни, утверждает Шюц, люди имеют обыденное знание о самых различных сферах социального мира, в котором живут, конечно, это знание может быть фрагментарным (хотя и не обязательно), непоследовательным, но его достаточно, чтобы наладить взаимоотношения с людьми, культурными объектами, социальными институтами. Происходит это потому, что с самого начала мир является не просто интерсубъективным, а выступает как мир значений, многие из которых люди в состоянии распознавать. Любой человек воспринимается нами как такой же, что и мы. Это касается в первую очередь его наблюдаемого, явного поведения. Мы, как правило, знаем, что делает другой человек, ради чего он делает, почему делает именно так, а не иначе в данное время и в данных обстоятельствах. Это означает, что мы воспринимаем действия другого человека с точки зрения его мотивов и целей.
Интерсубъективный характер повседневного знания ставит, как считает австрийский социолог, проблему его социализации. Шюц называет три аспекта этой проблемы: а) взаимность перспектив, или структурная социализация знания; б) социальное происхождение знания, или его генетическая социализация; в) социальное распределение знания. Взаимность перспектив рассматривается как их взаимозаменяемость, находящая отражение во взаимозаменяемости точек зрения: если я поменяюсь местами с другим человеком, то буду воспринимать ту же самую часть мира в той же перспективе, что и он. Следовательно, структурная социализация знания, т.е. его усвоение и освоение как социального опыта, осуществляется благодаря относительно одинаковому восприятию этих знаний, как мной, так и другими людьми. Рассматривая второй аспект социализации повседневного знания — его социальное происхождение, Шюц отмечает, что лишь очень малая часть, знания о мире и о людях рождается в личном опыте. Большая его часть передается родителями, друзьями, педагогами и, стало быть, имеет социальное происхождение. В этом процессе в качестве средства, механизма выступает словарь и синтаксис повседневного языка. Диалект повседневности, считает социолог, — это по преимуществу язык имен, вещей и событий.
В отношении третьего аспекта социализации
знания — его социального
Любой индивидуальный запас наличных знаний в тот или иной момент жизни разграничен на зоны в различной степени ясности, отчетливости, точности. Эта структура порождается системой преобладающих релевантностей и, таким образом, биографически детерминирована. Знание этих индивидуальных различий само по себе уже элемент обыденного опыта. Запас наличного знания у людей различается его объемом, качеством и структурой. В чем-то человек является экспертом, в чем-то — дилетантом.
Размышления Шюца приводят нас к осознанию того, что мы отчетливо осмысливаем общее и различное между нами и другими людьми. При всей уникальности жизненного пути, биографического опыта, образования, воспитания, социального окружения, профессионального и социального статуса каждого из нас, при всем понимании того, что мы смотрим в разные стороны, стоя фактически лицом друг к другу, нам удается без труда действовать совместно, заключать сделки, получать услуги, оказывать их самим и т.д. Решающую роль здесь играет повседневное знание, которым владеет каждый из нас на уровне, необходимом для достижения различных целей. Этот уровень мы можем вслед за Шюцем определить как повседневное знание личности в рамках его определенной типизации
Таким образом, особую роль приобретает
типизация повседневного
Человек ориентируется в социальном мире, взаимодействует с другими людьми, прежде всего благодаря тому, что обладает запасом знания о многочисленных типах личности.
Обращение социолога к анализу структур жизненного мира, обыденного знания, его стремление рационализировать это знание путем его различных типизации и доказать, что на такой основе возникает научное знание, позволяет говорить о создании особой концепции, даже методологии, которая затем активно применялась рядом социологов, таких, как П. Бергер и Т. Лукман.
Идеи Щюца получили распространение в 60 – 70-е года XX века, став исходным пунктом множества концепций феноменологической социологии.
Глава II. Социология повседневности А. Шюца – основная концепция феноменологической социологии
2.1. Учение о жизненном мире и анализе действия
Шюц исходит из того кардинального факта, что точки зрения, позиции Я и другого в мире несовместимы. Каждый индивид оказывается «помещенным» в повседневной жизни на свой особый манер – это касается как чисто физического восприятия себя и мира, так и смысловых характеристик последнего. Определяется индивидуальный кругозор тем, что Шюц именует биографической ситуацией индивида. Это общее обозначение целого ряда детерминант: видение мира человеком и его позиция в мире определяются обстоятельствами его рождения, взросления, воспитания, религиозными, идеологическими воздействиями и т. д. Биографическая ситуация, представляющая собой своеобразную индивидуальную транскрипцию биологических и социокультурных факторов, воздействующих на индивида, как раз и делает мир «вообще», как общую всем живущим реальность, миром для каждого конкретного индивида. Постоянно изменяющаяся по мере взросления индивида и приобретения им нового опыта в каждый конкретный момент времени биографическая ситуация служит основой обеспечивающей понимание и интерпретации каждого того человека каждого социального взаимодействия, с которым он встречается, в котором участвует.
Биографическая ситуация предполагает своеобразную перспективу видения мира, где индивид оказывается как бы центром мира. Разделение индивидуального и общего, отбор типизирующих признаков, (т. е. собственно типологизация) явлений вокруг меня — задача моей собственной активности. «Я могу, пишет Шюц, рассмотреть всякий типично воспринимаемый объект как представителя общего типа, но я не всегда нуждаюсь в этом, предпочитаю видеть в нем его индивидуальные характеристики. Источником моей типологизирующей активности, состоящей в разделении индивидуальных и типичных черт и в отнесении явлений к тому или иному типу, является мой практический интерес релевантность явления с точки зрения моих практических целей, которые, в свою очередь определяются перспективой моих Отношений с миром моей уникальной биографической ситуации».3