Пенсионная реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНсы курсовая 2.docx

— 94.48 Кб (Скачать документ)

Введение

 

         Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.

     В системах пенсионного обеспечения  используют два финансовых механизма  – распределительный и накопительный.

     Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.

     При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижению пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.

         В большинстве государств нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее их своеобразное сочетание.

Несмотря  на существующие значительные различия, система предоставления защиты в  старости в различных странах  характеризуется как система  трех уровней: государственное, производственное и личное пенсионное страхование.

        Одной из отличительных особенностей обязательного пенсионного страхования является то, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости.

       Производственное пенсионное страхование - добровольное или обязательное дело руководителей фирм и предприятий. Многие организации выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом.

        Кроме этого каждый работающий по найму может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. Кредитные организации разрабатывают и предлагают предприятиям и частным лицам различные накопительные программы по краткосрочным и долгосрочным вкладам. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются льготы по различным налогам.

       В некоторых странах накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.

        В настоящее время эти варианты значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых гарантий.

        Таким образом, применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике, и, несмотря на многовариантность существующих в мире пенсионных систем, их, безусловно, объединяет одно - стремление со стороны общества и государства обеспечить достойную безбедную старость значительной части своего населения.

     В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.

         Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

  • отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
  • проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
  • определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
  • отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
  • оценена динамика государственных пенсий.

 

1.Реализация пенсионной реформы:

    1. Цели  пенсионной реформы.

         На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:

     До 1995 г.

    • 1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение Пенсионного фонда (далее - ПФ) в отдельную структуру. Ранее - пенсии выплачивались из государственного бюджета.

     1995 г.

    • Совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения.
    • "Более справедливая система начислений пенсии":
      • Было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;
      • А также тот факт, что пенсионная система в результате реформы должна учитывать не только отработанный стаж, но и размер заработной платы человека.

     1995 г. - 1998 г.

    • Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
    • Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.

     1998 г. - 2001 г.

    • Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации ("старение населения"). "Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения".
    • Также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. В соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы будет приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.

     С 2001 г.

    • Председатель Правительства М. Касьянов заявил о том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы "побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение".

Пенсионная  реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна была осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов.  
 

Финансовая  реформа 

     2002 год 

     - Модернизация системы обязательного  пенсионного страхования 

     - Установление нового размера  пенсионной части единого социального  налога 

     - Введение страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию 

     - Определение «стартовой» величины  части страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию,  направляемой на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии 

     - Установление порядка инвестирования  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии 

     2003 год 

     - Введение налогового вычета для  страхователей по обязательному  пенсионному страхованию 

     - Введение страхового взноса на  финансирование обязательных профессиональных  пенсионных систем 

     - Модернизация системы негосударственных  пенсионных фондов 

     2004 год 

     - Увеличение части страхового  взноса по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии 

     - Введение права выбора застрахованным  лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании)

     2005 год 

     - Увеличение части страхового  взноса по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии 

      

     2006 год 

     - Установление окончательной величины  части страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию,  направляемой на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии 

     2010 год 

     - Введение права застрахованного  лица на инвестирование пенсионных  накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов.

Правовая  реформа 

     2002 год 

     - Модернизация системы государственных  пенсий (разделение на пенсии  по государственному пенсионному  обеспечению, трудовые пенсии  и профессиональные пенсии)

     - Введение нового порядка исчисления  и выплаты пенсий по государственному  пенсионному обеспечению и трудовых  пенсий 

     - Начало реализации программы  поэтапного введения в действия  ожидаемого периода выплаты пенсии  по старости, применяемого при  определении размера страховой  части трудовой пенсии 

     - Введение механизма конвертации  в пенсионный капитал пенсионных  прав, приобретенных застрахованными  лицами до 1 января 2002 г. 

     - Введение персональных доплат  пенсионерам (дополнительного ежемесячного  материального обеспечения к  пенсии за выдающиеся достижения  и особые заслуги перед Российской  Федерацией)

     2003 год 

     - Введение профессиональных пенсионных  систем 

     - Установление продолжительности  ожидаемого периода выплаты трудовой  пенсии по старости, применяемого  при определении размера накопительной  части трудовой пенсии 
 

      

     2004 год 

     - Переход на назначение трудовых  пенсий по инвалидности в соответствии  со степенью ограничения способности  инвалида к осуществлению трудовой  деятельности 

     2013 год 

Информация о работе Пенсионная реформа в России