Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.
Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.
В
системах пенсионного обеспечения
используют два финансовых механизма
– распределительный и
Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.
При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижению пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.
В большинстве государств нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее их своеобразное сочетание.
Несмотря на существующие значительные различия, система предоставления защиты в старости в различных странах характеризуется как система трех уровней: государственное, производственное и личное пенсионное страхование.
Одной из отличительных особенностей обязательного пенсионного страхования является то, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости.
Производственное пенсионное страхование - добровольное или обязательное дело руководителей фирм и предприятий. Многие организации выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом.
Кроме этого каждый работающий по найму может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. Кредитные организации разрабатывают и предлагают предприятиям и частным лицам различные накопительные программы по краткосрочным и долгосрочным вкладам. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются льготы по различным налогам.
В некоторых странах накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.
В настоящее время эти варианты значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых гарантий.
Таким образом, применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике, и, несмотря на многовариантность существующих в мире пенсионных систем, их, безусловно, объединяет одно - стремление со стороны общества и государства обеспечить достойную безбедную старость значительной части своего населения.
В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
До 1995 г.
1995 г.
1995 г. - 1998 г.
1998 г. - 2001 г.
С 2001 г.
Пенсионная
реформа состоит из трех блоков (финансовая
реформа, правовая реформа и административная
реформа) и должна была осуществляться
в общей сложности в течение 20 ближайших
лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в
несколько последовательных этапов.
Финансовая реформа
2002 год
-
Модернизация системы
-
Установление нового размера
пенсионной части единого
-
Введение страхового взноса по
обязательному пенсионному
-
Определение «стартовой»
-
Установление порядка
2003 год
-
Введение налогового вычета
-
Введение страхового взноса на
финансирование обязательных
-
Модернизация системы
2004 год
-
Увеличение части страхового
взноса по обязательному
-
Введение права выбора
2005 год
-
Увеличение части страхового
взноса по обязательному
2006 год
-
Установление окончательной
2010 год
-
Введение права
Правовая реформа
2002 год
-
Модернизация системы
-
Введение нового порядка
-
Начало реализации программы
поэтапного введения в
-
Введение механизма
-
Введение персональных доплат
пенсионерам (дополнительного
2003 год
-
Введение профессиональных
-
Установление
2004 год
-
Переход на назначение
2013 год