Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:20, реферат
Понятие конфликт имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.
Уклонение (избежание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта при их сопротивлении.
Уступчивость, приспособление.
Действия индивида направлены на сохранение
или восстановление благоприятных
отношений с оппонентом путем
сглаживания разногласий за счет
собственных интересов. Такое поведение
в конфликте используется, если ситуация
не особенно значима, если важнее сохранить
хорошие отношения с
Сотрудничество означает,
что индивид активно участвует
в поиске решения, удовлетворяющего
всех участников взаимодействия, но, не
забывая при этом и свои интересы.
Предполагается открытый обмен мнениями,
заинтересованность всех участников конфликта
в выработке общего решения. Данная
форма требует положительной
работы и участия всех сторон. Если
у оппонентов есть время, а решение
проблемы имеет для всех важное значение,
то при таком подходе возможно
всестороннее обсуждение вопроса, возникших
разногласий и выработка общего
решения с соблюдением
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Стили избежание и уступчивости
не предполагают активного использования
конфронтации при решении конфликта.
При противоборстве и сотрудничестве
конфронтация является необходимым
условием выработки решения. Учитывая,
что решение конфликта
Возможно несколько
Дисфункциональные последствия.
Если конфликтом не управляли или
управляли неэффективно, то могут
образоваться следующие последствия,
т.е. условия, мешающие достижению целей:
неудовлетворённость, плохое состояние
духа, рост текучести кадров и снижение
производительности; сильная преданность
своей группе и больше непродуктивной
конкуренции с другими группами
в организации, представление о
другой стороне как о «враге»;
представление своих целей
Таким образом, на основании
вышеизложенного материала
Организация может быть отнесена
к сложным вероятностным
Наука о конфликтах - конфликтология
- возникла в границах социологии и
связана прежде всего с работами
Т. Парсонаса, Г. Зиммеля и Л. Козера.
В настоящее время происходит
интенсивная дифференциация ее направлений,
выделяются: юридическая, педагогическая,
политическая, экологическая конфликтологии,
социология и психология конфликта.
Основное в фундаментальной
Заключение
Благодаря существенным установкам
на конфликт как отрицательное явление
большинство людей считают, что
они не могут ими управлять
и стараются их избежать, когда
это возможно. Но конфликт плохо
поддается коррекции, когда он уже
приобрел разрушительную силу. Это
нужно знать, и менеджеры, и служащие
должны понимать, что конфликт обогащает
жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему
коллективу и организации в целом
быть в русле происходящих событий,
он позволяет определить, что нужно
для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания
коллектива в целом. Конфликт также
ставит служащих перед необходимостью
постоянно общаться друг с другом
и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше
понимать своих коллег, становятся
более чувствительными к
Чтобы эффективно функционировать
и развиваться в условиях рынка
и конкуренции, организациям необходимо
постоянно изменяться и совершенствоваться.
При этом каждые 4 или 5 лет нужны
крупные перемены в организационной
структуре, изменении технологий, выпуске
современной продукции и т. д.
Значительные изменения неизбежно
затрагивают интересы определённого
числа её членов и станут источником
конфликта. Их предупреждение и урегулирование
во многом зависят от методов управления
организацией. В обычных условиях
силовые методы неэффективны, так
как не устраняют источника
Причинами повышения напряжённости
и конфликтных ситуаций (особенно
в условиях реформирования организации)
могут быть: недостаточная
Многие исследователи
считают, что будущее в управлении
в организации принадлежит
Чтобы избежать острых социальных
конфликтов в ходе реформ организации
или уменьшить их негативные последствия,
руководству организации
В данной работе были рассмотрены конфликты, методы и пути их разрешения. Основной вывод, который можно сделать - нельзя закрывать глаза на конфликт в коллективе, конфликт необходимо предупреждать, тщательно его проанализировать и сгладить возможные отрицательные последствия.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Гомеостаз |
в биологии под гомеостазом
понимается «относительное динамическое
постоянство состава и свойств
внутренней среды и устойчивость
основных физиологических функций
организма». В настоящее время
это понятие находит широкое
применение далеко за пределами биологии
- в психологии, генетике, кибернетике,
социологии. Человек привыкает к
определенному сочетанию |
|
2 |
Изменение |
подразумевает, что между
двумя последовательными |
|
3 |
Инцидент (от лат. incidens - случающийся) |
случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение |
|
4 |
Компромисс (от лат. сompromissum) |
соглашение на основе взаимных уступок |
|
5 |
Конфликт |
когнитивное определение, опирающееся на интеллектуальную составляющую конфликта. Конфликт - это столкновение различных типов мышления, каждый из которых претендует на репрезентативность интерактивное определение, акцентирующее внимание на специфике взаимодействия на разных стадиях конфликта. Конфликт есть процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации рефлексивное определение, основанное на анализе всех компонентов конфликтной ситуации. Конфликт - это та ситуация, в которой есть возможность для углубленного исследования объекта (среды), затем может быть переход к исследованию собственных форм мышления и выяснению того, почему мнения о фактах и проблемах действительно различаются |
|
6 |
Конформизм (от позднелат. conformis - подобный - сообразный) |
приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления |
|
1 |
2 |
3 |
|
7 |
Конформность |
в психологии - усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы |
|
8 |
Конфронтация (франц. confrontation) |
противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов) |
|
9 |
Организационная (корпоративная) культура |
совокупность образцов поведения
и взаимодействия, характерная для
конкретной общности людей. Принято
считать, что культура в целом
и организационная культура в
частности выполняет важнейшую
охранительную функцию, сохраняет
и транслирует стандартные |
|
10 |
Стереотип динамический |
в физиологии - относительно устойчивая система условнорефлекторных действий высших животных и человека; вырабатывается на привычные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители. Проявления динамического стереотипа - привычки человека, простые трудовые навыки. Динамический стереотип может нарушиться при изменении поддерживающих его условий |
|
11 |
Стереотип социальный |
схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Нередко синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками |
|
Список использованных источников
1. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551 с - ISBN 978-5-279-01907-6.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с - ISBN 978-5-238-01251-3.
3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-
4. Вегнер А.Л. Психологическое
консультирование и
5. Выгодский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С.Выгодский. - СПб.: Союз, 2002. - 129 с - ISBN 978-5-94723-640-8.
6. Горянина В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Горянина. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с. - ISBN 978-5-279-01907-6.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология [Текст]: Учеб. пособие/ А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с - ISBN 5-7646-0016-2.
8. Здравомыслов А.Г. Социология
конфликта [Текст]: Учеб. пособие
для студентов вузов/ А.Г.
9. Кабанченко Т.С. Психология управления [Текст]: учеб. пособие/ Т.С. Кабанченко. - М.: ИД «Форум», 2005. - 369 с - ISBN 978-5-9558-0052-3.
10. Карпов А.В. Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ А.В.Карпов. - М.: Гардарики, 2001. - 584 с - ISBN 5-238-00068-5.
11. Коломинский Я.Л. Психология
взаимоотношений в малых
12. Красовский Ю.Д.
13. Крыжко В.В. Психология в практике менеджера [Текст]/ В.В. Крыжко. - СПб.: КАРО, 2001. - 304 с - ISBN 978-5-265-01806-5.
14. Лукичева Л.И. Управление организацией [Текст]: Учебное пособие/ Л.И. Лукичева. - М.: Отела-Л, 2004 - 360 с. - ISBN 978-5-377-00461-5.
15. Леонов Н.И. Конфликтология
[Текст]: Хрестоматия/ Н.И. Леонов
- 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-
16. Маклаков А.Т. Общая психология [Текст]/ А.Т. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с - ISBN 5-9512-0658-8.
17. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов. - М.: Изд - во ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - 632 с - ISBN 978-5-8199-0120-5.
18. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение [Текст]/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2005. - 448 с. - ISBN 978-5-16-001894-2.
19. Общая психодиагностика
[Текст]/под ред. А.А.
20. Основы психологии. Практикум [Текст]/ Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2003. - 364 с - ISBN 5-222-07727-6.
21. Райгородский Д.Я. Психология управления [Текст]: учеб. пособие/ Д.Я. Райгородский - Самара: ИД «Бахрах-М», 2006. - 768 с. - ISBN 5-9516-0016-2.