Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:20, реферат
Понятие конфликт имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.
Особенность восприятия конфликтной ситуации – его искаженность. наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.
Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.
Среди конструктивных функций
конфликта можно выделить: устранение
противоречия в функционировании коллектива;
более глубокое познание участниками
конфликта друг друга; ослабление психической
напряженности; способствование развитию
личности; улучшение качества деятельности;
повышение авторитета участника
в случае его победы. Негативное
воздействие конфликта
Положительное влияние конфликта
на социальное окружение заключается
в том, что он: активизирует социальную
жизнь, высвечивает нерешенные проблемы,
актуализирует гуманистические
ценности, может способствовать сплочению
группы перед внешней опасностью
и др. Негативное влияние конфликта
заключается в нарушении
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.
2 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
3 Амурский Государственный
Университет. Конфликтология. Хрестоматия
(для студентов гуманитарных
4 Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
5 Русский Гуманитарный
Интернет Университет.
6 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 – 551 с.
Контрольная работа по
Выполнил: курсант заочного отделения
Дата выполнения: 5 ноября 1999г.
Калининград 1999
Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают
зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлимой частью
человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует
человек. Современные исследования немецких, австрийских, американских
социологов начала ХХ века: Л. Гумплович, Д. Смолли, У.Самнер, Г.Зиммель,
рассматривают конфликты как неизбежное явление в общественной жизни,
вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта
агрессивности. Конфликт – это «столкновение противоположных позиций,
мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения
или действия на фоне проявления эмоций» [2, c.52]. Основой любого конфликта
является накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и
иллюзорные. Конфликт – это «важнейшая сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального бытия», это форма отношения
между потенциальными или актуальными субъектами социального действия,
мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами,
интересами и потребностями. [2, c.105]. Существенной стороной социального
конфликта является то, что его субъекты действуют в рамках некоторой более
широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или
разрушается) под воздействием конфликта. Всякая организация проходит в
своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать
без определенной напряженности и без столкновения между позициями,
представленными в ней, между группировками людей.
Расхождения во
взглядах – неизбежный
свои представления о том, что правильно, а что нет. В конфликтной ситуации
происходит столкновение интересов нескольких сторон, преследующих различные
цели и имеющих для достижения некоторый набор альтернатив, каждая из
которых приводит к одному (или одному из нескольких) возможному исходу.
Поэтому, характерной чертой конфликта является неопределенность его исхода.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия, обусловленное наличием разнообразных мнений, взглядов,
идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме
явного столкновения. Это происходит только тогда, когда «существующие
противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей,
препятствуют достижению поставленных целей» [3, c.25]. В таком случае люди
просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия,
вступать в открытое конфликтное взаимодействие.
Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была
принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же
самое. Конфликт «обычно ассоциируется с агрессией, спорами, враждебностью,
напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Но … конфликт
помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную энергию,
позволяет проанализировать большое количество альтернатив и т.д.» [2,c.97].
Как замечает В. Франк, «не всякий конфликт обязательно невротичен, огромное
количество конфликтов нормально и вполне естественно, точно ток же и
страдание не всегда является патологическим явлением» [7, c.11]. Тот, кто
опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет
других, а ищет решения проблемы, устраивающего всех. Лучший девиз при
возникновении и решении конфликта: «Не ты против меня, а мы вместе против
проблемы» [2,c.97]. Это делает процесс выработки решения группой или
отдельными руководителями более эффективным, дает возможность людям
выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности в уважении и
власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в
результате создает условия для интенсивного развития организации.
При оценке последствий конфликта большую трудность вызывает
субъективность суждений индивидов. Например, реконструкция предприятия,
ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового)
конфликта – объективно положительное явление, но с точки зрения части
работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения
штатов, данный конфликт будет оценен как негативный. Позитивное или
негативное воздействие
системой, в которой присутствует конфликт. «В свободно структурированных
группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и где
существует многообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как
правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости
к прогрессу» [1, c.120].
Существует 2 группы конфликтов:
. функциональные (положительные) – ведут к повышению эффективности
организации. При
этических норм, совместно
ищут решение назревших
разумные аргументы» [2, c.104].
. дисфункциональные (негативные) – приводят к снижению личной
удовлетворенности, разрушают групповое сотрудничество. Возникают
вследствие социально-
принятие необходимых решений.
Попадание конфликта в одну из этих групп во многом зависит от умений
решать проблемы межличностных отношений у руководителя. «Эффективный
менеджер регулирует неизбежные конфликты в рамках организации таким
образом, что большинство участников, вовлеченных в процесс принятия
решения, остаются убежденными, что вопрос решился по справедливости»
[5,c.37]. Именно степень эффективности управления конфликтом воздействует
на последствия, которые станут дисфункциональными или функциональными.
Как и сами конфликты функции конфликтов можно рассматривать с двух точек
зрения – как положительные или отрицательные.
К позитивным функциям конфликта относятся:
Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми
противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. «Своевременно
выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные
конфликты, ведущие к тяжелым последствиям» [1, c.120]. Образно говоря,
конфликт «осуществляет
ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты,
обновляя существующие.
Функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений снижает
социальное напряжение, приводит к разрядке напряженности между сторонами
конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем
самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. «В
открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного
клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя
социальную структуру в целом» [1, c.121]. Поддерживает баланс сил, в том
числе и власти.
Конфликт «многократно увеличивает интенсивности связей и отношений,
стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет
творчество и инновации, способствует общественному прогрессу», то есть
.обладает инновационной
преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного
развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его
прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных
отношений. Правильно урегулированный конфликт «улучшает психологические
характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет
изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня
идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации,
взаимного доверия и уважения» [2, c.61].
В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и
противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных
проблем и противоречий общественного развития.
Конфликт имеет информативную функцию, т.к. способствует получению
информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового
потенциала конкурирующих
группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и
недоброжелателей. Информативная сторона имеет две стороны, сигнализирующую
и коммуникативную. Сигнализирующая функция выражается в том, что
«администрация начинает обращать внимание на нетерпимые условия труда,
произвол, различного рода злоупотребления. Стремясь не допустить эскалации
конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации» [6,
c.198]. Коммуникативная сторона выражается в том ,что для обеих
конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей
сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми
он располагает. Расширяя информационный потенциал, стороны усиливают
коммуникативный обмен друг с другом, познавая гораздо больший объем
информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах
выхода их конфликта.
Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива,