Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:20, реферат
Понятие конфликт имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.
установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в
установлении неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе
выявление неформальных лидеров. Производственный конфликт влияет на
соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует
группообразованию. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих
сторон и взаимодействия между ними. Это явление получило наименование
эффекта группового фаворитизма[2,c.61]. Суть его заключается в тенденции
каким-либо образом благоприятствовать членам общественной группы в
противовес членам другой группы. Этот эффект может действовать в самых
разных ситуациях социального взаимодействия, как бы устанавливая в любом
случае «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо
критериям интерпретируются как «свои» или «чужие».
Позитивные функции конфликтов обусловливают и функциональные
последствия их преодоления. «Очерчивая приемлемый для всех сторон путь
решения проблемы, позволяют приобщить к этому процессу широкий круг людей и
устранить трудности в осуществлении решений – враждебность,
несправедливость, и вынужденность поступать против воли» [2,c.90]. В
последствии при этом более вероятно сотрудничество между сторонами, чем
антагонизм. Позитивные функции конфликтов снижают возможность группового
мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей,
которые, по их мнению, противоречат идеям руководителей. При функциональном
решении конфликта симптомы отделяются от причин и разрабатываются
добавочные альтернативные критерии оценки.
Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции
и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд
отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт
может привести к неудовлетворенности и снижению производительности,
непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут
рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные.
Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в
конфликте, нежели решению реальной проблемы. [3, c.25-26]. Конфликт также
может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения,
увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-
психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к
сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем.
Негативные функции конфликта:
Конфликт часто ведет к
Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок.
Когда борьба ведется насильственными методами.
Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные
потери.
Когда возникает угроза жизни и здоровью людей.
Следует еще подчеркнуть,
что к отмеченным выше
функциям не следует подходить с оценочными категориями, так как «их
ценность ситуативна» [2, c.61]. Все трансформации, происходящие во время
конфликта, единовременны и взаимосвязаны.
может вывести реальную направленность конфликта» [2, c.61]. Так,
функциональный конфликт может перерасти в дисфункциональный, особенно при
его подавлении: загнанные вглубь противоречия накапливаются, а если
проявляются в форме явного конфликта, то могут привести к серьезным
потрясениям. Несомненно одно: конфликт есть нормальное явление и самой
большой ошибкой является игнорирование их, стремление представить ситуацию
таким образом, что все идет гладко. Но лучшей стратегией решения конфликтов
является та, которая вовлекает в решение сложной ситуации как можно большее
количество сторон с целью выявления всех мотивов и позволяет сделать тот
или иной выбор наиболее оптимальным [5, c.47]. Эта должна быть стратегия
сотрудничества, так как именно она делает чаще всего конфликты
функциональными.
Не стоит вводить общество в заблуждение с помощью мифа о всеобщей
гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в
своих действиях, если мне будет закрывать глаза на конфликты, а будет
следовать определенным правилам, направленным на их регулирование. «Как
известно, жемчужина рождается, если в раковину моллюска попадает
раздражающая его песчинка», и истина рождается в споре, суть в том, чтобы в
этом споре не допускать насилия, а если оно и произошло, «найти средства
выхода из тупиковых ситуаций» [2, с.104-105].
Стратегию, которая исключает не только поражение, но указывает
направление мобилизации социальной энергии, при которой каждая сторона
уходит удовлетворенной интересно и на множестве примеров описывают Х.
Корнелиус и Ш.Фэйер в книге «Выиграть может каждый. Как разрешать
конфликты». Вслед за авторами можно воскликнуть: «Даже ссора может стать
источником развлечения!» [4, с.14]. Но подобное преобразование конфликта
есть своего рода искусство, которое требует особых навыков. «Мы должны
уяснить себе прежде всего, что наши ссоры и разногласия суть часть жизни и
что ошибочно пытаться избежать их» [4, с.14].
Список использованной литературы:
1. Козырев Г.И. Конфликтология. Социальные конфликты в общественной
жизни.// Социально-гуманитарные знания, 1999, №1, с.103-121.
2. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и
издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 264с.
3. В. Розанова. «Шок будущего» или психологические основы организационного
конфликта при смене
с. 23-30.
4. Х. Корнелиус, Ш. Фэйер.
Пер. с англ., М., АО Стрингер, 1992. – 116с.
5. Шеллинг Т. Стратегия
№6, с. 36-48.
6. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе, Л., Лениздат,
1990. – 387с.