Идеальный образ мужа в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы – дать характеристику идеального образа мужа в современной семье.


Для этого нам необходимо поставить следующие задачи:

◦изучить научную психологическую литературу, посвященную вопросу мужской гендерной роли в современном обществе и семье;
◦выявить наиболее объективные характеристики идеального образа мужа в современной семье;
◦провести практическое исследование;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3


ГЛАВА 1. ОБЗОРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………….........7


1.ТЕРМИНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ...……...…......9
1.БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОЛОВОЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ…………………….............................................15

2.ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОЛОВ………......19
3.НЕКОТОРЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО
ПОЛА…………………………………………….………………….21


2.СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МУЖСКОГО ОБРАЗА, МУЖСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ…………………………………………………..….23
1.МУЖСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ……................23

1.ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ РОЛЬЮ……………………………………………..26
1.ФЕМИНИЗАЦИЯ МУЖЧИН ИЛИ ФЕМИНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ?................................................................30
1.ОТЦОВСТВО КАК ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО ПОДЛИННОЙ МУЖЕСТВЕННОСТИ……………………………………………31
3.СЕКСУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОЙ РОЛИ...…………...33


1.МУЖСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ…………….33


2.ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ…………………..38


ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ………….41


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБЪЕКТ


ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….……….….41


2.МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..….43


3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ………….……..43


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………….….51


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………....56

Работа состоит из  1 файл

идеальный образ мужа.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

   Усилия  воспитывать мальчиков на принципах  чести, закалкой характера, манерами и  правилами полезной соревновательности - необходимы и эффективны и полностью совместимы с их маскулинной природой. Усилия феминизировать их куклами, вышивкой, не соревновательными играми, книгами, ориентированными на девочек и упражнениями по развитию чувственности - обречены на провал; они будут успешными лишь в одном: миллионы мальчиков будут не счастливы. Диссидент-феминист Камила Палья - один из немногих педагогов, которые ценят мужественность. "Мужественность - агрессивна, нестабильна, воспламеняема, она - также наиболее творческая культурная сила в истории. Когда я пересекаю… любой из крупнейших мостов Америки, я думаю: мужчины построили их! Строительство - великая мужская поэзия". 

1.1.  ТЕРМИНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

   Итак, приступим непосредственно к  терминологии изучаемой проблемы. Кто  же такой мужчина? Что такое пол и мужской пол в частности? В чём заключается мужская гендерная роль? Что такое идеальность (идеальный)? Каков идеальный образ мужчины вообще, и как мужа в частности? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить с научной точки зрения.

   Идеальный образуется от слова идеал (франц. idéal – относящийся к идее), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. В контексте нашего исследования мы будем рассматривать идеальный образ мужа, поэтому нашему научному взору будут подвергаться те особенности этого образа, которые можно охарактеризовать, как совершенные, образцовые.

  Рассмотрим  историю изучения гендерного вопроса.

    С тех пор как в 1957 г. появилась обзорная статья Дж. Мак-Ки и А. Шериффс (J. McKee, A. Sherriffs), проблема половых различий занимает большое место в зарубежной психологии. Литература, ее освещающая, поистине громадна. С середины 70-х гг. XX в. в мире по половым различиям ежегодно публиковалось до 1,5 тысячи работ. Однако главной темой в них является изучение гендерной роли женщины в разных социумах, чему посвятили свои исследования ученые разных стран: Б. Банкарт (В. Bankart, 1985) - в Японии, Т. Дамжи и К. Ли (T. Damji, C. Lee, 1995) - в мусульманских странах, Р. Хаббарт с соавторами (R. Hubbart et al., 1982) - в Дании, Дж. Парри (J. Parry, 1983) - в Англии, Р. Лу и П. Логан (R. Loo, P. Logan, 1977) - в Канаде и т. д. Но ведущее положение в изучении этой проблемы принадлежит американским исследователям, издающим в большом количестве монографии и учебники по гендерной психологии и социологии. В США издаются журналы, ориентированные на эту тематику: Psychology of Women Quarterly, Sex Roles, Journal of Gender, Culture and Health [15, С. 10].

   Отечественных ученых вопрос о половых различиях  в психической сфере интересовал  до недавнего времени мало, несмотря на то что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев со своими учениками, а позднее в социологии - С. И. Кон. В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. И опять возник извечный спор: от чего различия в способностях, мотивах, поведении мужчин и женщин зависят больше - от биологического или социального? Даже термины, обозначающие эту проблему, используются разные. Когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой диморфизм", в англоязычной литературе - "секс" (англ. «sex»), когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере (англ. gender) , гендерных различиях.

   Правда, как отмечает Ш. Берн (2001), вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому  у авторов принято с самого начала определять свой выбор [4, С. 12].

   Слово "пол" следует использовать для  описания демографических категорий. Однако когда речь идет о природе мужественности или женственности, следует применять слово "гендер".

   Понятие "пол" включает в себя черты, непосредственно  обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает  те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны [43, С. 1088].

  С другой стороны, И. Эйбл-Эйбесфельдт (1982) пишет: "Отрицать наличие врожденных различий между мужчиной и женщиной очень модно, это отвечает стремлению человека освободиться от всех ограничений, избавиться от своего биологического наследия. Но свобода не достигается путем игнорирования истины..." [37, С. 22].

   Об  этом же пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978): "Некоторые авторы утверждают, что половых различий в склонностях, интересах, поведении мужчин и женщин нет, или же в той мере, в какой они все же допускают возможность существования различий, последние считаются результатом неодинакового воспитания. Однако это неверно по существу и к тому же нелогично, так как тогда пришлось бы признать, что принятые различия в характере воспитания мальчиков и девочек не имеют под собой реального обоснования и взялись как бы сами по себе [18, С. 57].

   Довольно  своеобразную позицию высказывал в начале XX в. О. Вейнингер, который исходил из внутренней и внешней антагонистичности мужчин и женщин и определенной неполноценности последних. Он полагал, что половая функция типичного мужчины по отношению к типичной женщине - это превращать бессознательное в сознательное. В абсолютной женщине, считал О. Вейнингер, нет своего "Я", души, индивидуальности, она не является личностью. Женщина "как целое есть отрицание всякого смысла, она бессмысленна" [6, C. 161]. Абсолютный же мужчина - "это идеальный образ Бога, абсолютное "нечто". Женщина же всегда символ полного "ничто"" [6, С. 188]. Однако и сам Вейнингер признавал, что только взятые вместе мужчина и женщина представляют полного человека и что "женщина никогда не бывает так глупа, как порою мужчина" [6, С. 243].

  Женщины и мужчины не ладят друг с другом, совершенно не осознавая, что различия между ними предполагаются изначально. Обычно мы злимся или обижаемся на представителей противоположного пола, забывая об этом весьма важном моменте. Мы ожидаем, что те окажутся такими же, как мы сами, и страстно желаем, чтобы они "хотели того же, что и мы" и "чувствовали так же, как и мы".

  Ошибочно  предполагать, что если родители любят  нас, то они будут поступать и  вести себя совершенно определенным образом - т. е. так, как поступаем  и ведем себя мы, когда любим  кого-нибудь. Благодаря подобной установке мы снова и снова разочаровываемся друг в друге, даже не помышляя о том, чтобы найти время и мирно обсудить наши различия.

  Мужчины заблуждаются, считая, что женщины  должны думать, общаться и реагировать  так же, как сами мужчины; женщины ошибочно считают, что мужчины должны чувствовать, общаться и реагировать так же, как это делают женщины. Мы забыли о том, что мужчины и женщины изначально разные. И в результате наши отношения наполняются ненужными трениями и конфликтами.

   Ясное осознание и уважение этих различий значительно облегчает общение  с представителями противоположного пола. Если помнить о том, что мужчины - с Марса, а женщины - с Венеры, то все становится легко объяснимым" [9, C. 478].

  В общем, вопрос о половых различиях остается достаточно запутанным, и одна из задач заключается в том, чтобы выяснить, в какой мере полоролевые стереотипы целесообразны, т. е. соответствуют природе мужчины и женщины, а в какой мере они ошибочны. Важно, чтобы при рассмотрении этой проблемы не было перехлеста ни в сторону роли биологических факторов, ни в сторону роли социальных факторов. Положение о социальном равноправии мужчин и женщин не должно застилать ученым глаза на факты имеющихся биологических и психологических различий и отрицать целесообразность их учета при распределении ролей в общественной и профессиональной жизни общества. Можно, конечно, в стране, которая не собирается воевать, поставить на должность министра обороны женщину, но что-то не видно женщин, желающих стать грузчиками или шахтерами. И цивилизованное общество не настаивает на участии женщин в этих видах труда не потому, что женщин хотят унизить, а потому, что учитывает их физиологические особенности, щадит женщин, тем самым проявляя к ним уважение. Некоторые работы, в которых все поведенческие (полоролевые) особенности женщин приписываются исключительно социальному влиянию, вызывают удивление. До сих пор, однако, никто еще не доказал, что биологические факторы совершенно не влияют на поведение человека, на его способности, склонности (вкусы). Наоборот, в психофизиологии все больше накапливается фактов, подтверждающих такое влияние. Но если биологические различия между мужчинами и женщинами очевидны, то почему надо отрицать наличие и психологических различий, в том числе и поведенческих, отражающих эти различия? Поэтому многие постулаты гендерной психологии, и особенно социологии, смахивают на игры политиков в популизм. Речь идет не об ущемлении прав того или иного пола, а об учете различий между ними в интересах общества.

   Нельзя  отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о  роли мужчин и женщин. Однако возникает  вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего потому, что они основываются не на чей-то прихоти, а на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин. 

1.1.1.  БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОЛОВОЙ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Таким образом, мы видим, что в вопросе  определения характеристик мужского образа биологические особенности  являются одними из основных. В связи  с этим нам бы хотелось рассмотреть  становление мужчины, как носителя пола и мужского начала от самых его истоков, т. е. в онтогенезе.

  Вопрос  о том, почему получаются мальчики и  девочки, интересовал человечество давно. Этому давались различные  объяснения. Например, Аристотель считал, что главное - как ласкают друг друга мужчина и женщина, кто более страстен во время полового акта. Если более страстен мужчина, то получится мальчик, если женщина - то девочка.

  Несмотря  на бурное развитие биологии в XIX - первой половине XX в., тайна появления ребенка  определенного пола была раскрыта лишь во второй половине XX в. с помощью генетиков.

  Как известно, носителем наследственных свойств является хромосомный аппарат. В каждой клетке человека находится 23 пары хромосом - 22 пары так называемых аутосом, одинаковых у мужчин и женщин, и одна пара половых хромосом, которая у них различается. У женщин это две X-хромосомы (паттерн XX), у мужчин одна X - и одна Y - хромосомы (паттерн XY), т. е. мужской генетический пол является гетерогаметным, а женский - гомогаметным.

  В процессе созревания каждая половая клетка утрачивает половину своего хромосомного набора (остается лишь по одной хромосоме из каждой пары). Зрелая мужская половая клетка - сперматозоид - содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому - X или Y (поэтому есть сперматозоиды двух видов - более крупные, с круглой головкой, содержащие Y-хромосому, и менее крупные, с овальной головкой, содержащие X-хромосому). Женская половая клетка - яйцеклетка - содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому, всегда X. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом восстанавливается полный набор хромосом - по 22 пары аутосом и пара половых хромосом. Однако пары половых хромосом могут быть разными. Если яйцеклетка оплодотворяется X-сперматозоидом, то в зародышевой клетке (зиготе) образуется пара из двух X-хромосом, т. е. женская, и тогда в дальнейшем развитие плода идет по женскому типу. Если же яйцеклетка оплодотворяется Y-сперматозоидом, то в зиготе образуется мужская пара половых хромосом и развитие плода идет по мужскому типу.

  Вообще-то зародыш изначально запрограммирован на то, чтобы развиваться в особь женского пола, о чем говорил французский биолог Альфред Жост еще до открытия генетикой Х- и Y-хромосом. Однако присутствие Y-хромосомы останавливает развитие еще не дифференцированных половых органов плода (которые иначе превратились бы в яичники) и направляет их развитие по мужскому типу, превращая в яички.

  Генетический  пол определяет истинный, или гонадный, пол (от греч. gone - семя), т. е. пол, обусловленный строением половой железы (яичка или яичника). Так, паттерн XY, характерный только для мужских клеток и делающий их несовместимыми с иммунологической системой женского организма, программирует, за счет наличия в Y-хромосоме гена SRY, превращение (на 4-8-й неделе) зачаточных гонад мужского плода в семенники, способные порождать сперматозоиды. В хромосоме X паттерна XX имеется ген DSS, который направляет развитие индифферентной половой железы в яичники, которые способны порождать яйцеклетки. Возникновение яичек или яичников обусловливает гаметный пол (от греч. gametes - супруг, gamete - супруга). Таким образом, ген DSS играет у паттерна XX такую же роль, как ген SRY у паттерна XY. В конце 3-го месяца яички начинают продуцировать мужской половой гормон тестостерон (андрогены). Возникает гормональный пол, который у зародыша определяет дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол), а также особых нервных механизмов, так называемых "половых центров", которые в дальнейшем регулируют маскулинное или фемининное поведение человека. С наступлением полового созревания у мальчиков количество андрогенов увеличивается, так как они вырабатываются не только в коре надпочечников, как у женщин, но и в мужских половых железах. А чем больше в организме андрогенов, тем больше проявляется маскулинное поведение.

  Гипоталамус, в котором расположены половые  центры, не только дифференцируется под  влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом; его пренатальная программа, ориентированная на мужское и женское поведение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция, в свою очередь, вызывает соответствующее полодиморфическое поведение.

  В период полового созревания выделяется большое количество гормонов, окончательно определяющих биологические различия по полу. За этот период у мальчиков уровень тестостерона увеличивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрадиола - в 8 раз [39, С. 102].

Информация о работе Идеальный образ мужа в современной семье