Идеальный образ мужа в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы – дать характеристику идеального образа мужа в современной семье.


Для этого нам необходимо поставить следующие задачи:

◦изучить научную психологическую литературу, посвященную вопросу мужской гендерной роли в современном обществе и семье;
◦выявить наиболее объективные характеристики идеального образа мужа в современной семье;
◦провести практическое исследование;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3


ГЛАВА 1. ОБЗОРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………….........7


1.ТЕРМИНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ...……...…......9
1.БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОЛОВОЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ…………………….............................................15

2.ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОЛОВ………......19
3.НЕКОТОРЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО
ПОЛА…………………………………………….………………….21


2.СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МУЖСКОГО ОБРАЗА, МУЖСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ…………………………………………………..….23
1.МУЖСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ……................23

1.ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ РОЛЬЮ……………………………………………..26
1.ФЕМИНИЗАЦИЯ МУЖЧИН ИЛИ ФЕМИНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ?................................................................30
1.ОТЦОВСТВО КАК ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО ПОДЛИННОЙ МУЖЕСТВЕННОСТИ……………………………………………31
3.СЕКСУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОЙ РОЛИ...…………...33


1.МУЖСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ…………….33


2.ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ…………………..38


ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ………….41


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБЪЕКТ


ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….……….….41


2.МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..….43


3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ………….……..43


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………….….51


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………....56

Работа состоит из  1 файл

идеальный образ мужа.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

  Установлено, что вероятность рождения мальчика тем выше, чем моложе родители [41, С. 193]. Так, у матерей 18-20 лет отношение родившихся мальчиков к девочкам было 120:100, а у матерей 38-40 лет - 90:100. Имеет значение и то, какая по счету беременность: у первородящих мальчики рождаются чаще; чем выше порядковый номер родов, тем ниже вероятность рождения сына. Кроме того, если к моменту овуляции сперматозоид уже находится в половых путях женщины, больше вероятность рождения девочки, если же он попадает туда после овуляции, возрастает вероятность рождения мальчика [2, С. 134]. Уже в XIX в. было замечено, что беременность мальчиком продолжается на неделю дольше, чем беременность девочкой.

  Различия  в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3 % [42, С. 147].

  Установлено, что вероятность рождения мальчика тем выше, чем моложе родители [41, С. 154]. Так, у матерей 18-20 лет отношение родившихся мальчиков к девочкам было 120:100, а у матерей 38-40 лет - 90:100. Имеет значение и то, какая по счету беременность: у первородящих мальчики рождаются чаще; чем выше порядковый номер родов, тем ниже вероятность рождения сына. Кроме того, если к моменту овуляции сперматозоид уже находится в половых путях женщины, больше вероятность рождения девочки, если же он попадает туда после овуляции, возрастает вероятность рождения мальчика [2, С. 74]. Уже в XIX в. было замечено, что беременность мальчиком продолжается на неделю дольше, чем беременность девочкой.

  Различия  в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3 % [42, С. 133].

  1.1.2.  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОЛОВ

  В. А. Геодакян (1965, 1972) видит целесообразность наличия двух полов в их специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса: консервативному (сохранение свойств вида) и прогрессивному (приобретение видом новых свойств). Мужской пол реализует "прогрессивную" тенденцию, а женский - "консервативную", обеспечивая неизменность потомства от поколения к поколению. Женский пол филогенетически более устойчивый (ригидный), но зато онтогенетически более пластичный. Мужской пол - филогенетически менее устойчивый (более пластичный), но онтогенетически ригидный. Мужской пол - это передовой отряд популяции, берущий на себя функцию столкновения с новыми условиями существования. Если они достаточно сильны, то формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству.

  Эти представления соответствуют данным отечественных биологов, обнаруживших более высокую генетическую обусловленность ряда морфологических и физиологических характеристик у лиц мужского пола и большую зависимость этих признаков от средовых влияний у женщин (Б. А. Никитюк, 1974, 1976; и др.).

  Метафорой женского естества может быть персик с его твердой косточкой, но податливой мякотью, а метафорой мужского - мякоть ореха в твердой скорлупе. Соединение того и другого естества повышает эволюционную устойчивость вида.

  Теория  функционализма (взаимодополнительности двух полов) также подчеркивает положительную  функцию дифференциации половых  ролей. Придерживающиеся этой теории считают, что в современной семье супруги  выполняют две различные роли: инструментальную и экспрессивную.

  Инструментальная  роль, выполняемая мужчиной, состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром; это работа и обеспечение семьи. Экспрессивная роль, выполняемая женщиной, проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи; она связана в первую очередь с заботой о детях и выполнением домашних дел.

      1. НЕКОТОРЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО ПОЛА

    Травматизм выше у лиц мужского пола по сравнению с женским в любом возрасте. Уже при родах, во многом из-за больших по сравнению с девочками размеров тела, мальчики получают больше повреждений (M. Zaslow, C. Hayes, 1986). Поведение мальчиков вследствие их большей склонности к риску, состязательности, тяге к технике, к взрывоопасным предметам, к проявлению физической агрессии (драке) является более травмоопасным. Среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Да и в последующие годы служба мужчин в армии, их работа, связанная с техникой и в травмоопасных условиях, занятия спортивными единоборствами и играми приводят к большему травматизму представителей "сильного" пола. В среднем от несчастных случаев ежегодно погибает в 2 раза больше мужчин, чем женщин.

  Синдром сверхмужчины, встречающийся в 1 случае на 1000, связан с наличием хромосомного набора XYY. Мужчины с таким генотипом имеют, как правило, рост выше среднего, а интеллект несколько ниже среднего, они сильнее подвержены воспалению сальных желез и отличаются незначительными дефектами скелета. Высказывается также мнение, что эти мужчины обладают повышенной импульсивностью и агрессивностью по отношению к своим женам и сексуальным партнершам, однако это мнение оспаривается. Остается, однако, фактом, что мужчин с таким набором хромосом среди сидящих в тюрьмах в 4 раза больше.

  У мужчин во всех возрастных группах заболеваемость выше, чем у женщин. Наибольшие различия наблюдаются в пожилом и преклонном возрасте, наименьшие - в среднем. Это может быть связано с тем, что гомеостатические механизмы, поддерживающие нормальное состояние организма, у мужчин работают в более узких пределах. В возрасте 30-39 лет заболеваемость мужчин и женщин примерно одинаковая за счет резкого увеличения в это время специфически женских (гинекологических) заболеваний. До 65 лет риск умереть от сердечного приступа для мужчин втрое выше, чем для женщин. После 65 лет риск для мужчин возрастает в 2 раза. Риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний становится реальным для мужчин уже к 50 годам, для женщин - только к 70. Симптомы тромбофлебитов появляются у мужчин на 10 лет раньше, чем у женщин, а первый сердечный приступ - на 20 лет раньше. Эти различия объясняются различным гормональным фоном у мужчин и женщин. Мужские половые гормоны способствуют увеличению содержания холестерина в сыворотке крови, в то время как женские половые гормоны этот уровень понижают.

  От  заболеваний печени мужчин умирает  в 2 раза больше, чем женщин, а от СПИДа - в 10 раз больше.

  У лиц мужского пола подавляющее число  всех грыж - паховые и лишь около 1 % грыж - пупочные. У лиц женского пола паховые грыжи составляют только половину общего их количества, а пупочные - до 15 %. Паховые грыжи у женщин бывают в 8-9 раз реже, чем у мужчин, потому что у женщин паховый канал уже.

  В связи с большим распространением курения среди мужчин, чем среди женщин, раком легких чаще болеют мужчины. Так, в США, по данным Американской медицинской ассоциации, от рака легких погибает в 3,6 раза больше мужчин, чем женщин, от других болезней легких (хронической пневмонии, бронхиальной астмы, легочного туберкулеза) - в 3,2 раза, от болезней сердца - в 1,3 раза.

  Ухудшение слуха в старческом возрасте чаще наблюдается у мужчин, чем у  женщин [40, С. 56].

  Таким образом, мы видим, что мужская популяция  от природы менее способная к  выживанию, чем женская. Существует множество пагубных факторов, которые регулируют численность мужской популяции и препятствуют её возрастанию. Но, тем не менее, всё это в порядке нормы соотносится с природными, биологическими законами выживания, продолжения рода. Это, конечно, в корне противоречит общепринятым понятиям в обществе о том, что мужчины по природе более выносливы, более здоровы, чем женщины. В какой мере это так. При этом необходимо сделать поправку на то, что мужчины более выносливы именно в экстремальных условиях жизни, а в стабильных, малоизменчивых, как показывает статистика, всё строго наоборот. 

    1. СОЦИАЛЬНЫЕ  АСПЕКТЫ МУЖСКОГО ОБРАЗА, МУЖСКАЯ  ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ
      1. МУЖСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ   ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СОЦИОЛИЗАЦИИ

     Мужской гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

     Зачатки дифференциальной социализации можно  увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей  и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

     Уже в 3 года мальчики с уверенностью относят себя к мужскому полу, (это называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только мальчик начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам (т. е мужчинам), обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

       На протяжении жизненного пути  материалом для построения мужского гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью.

     Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников мальчик узнает  о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее его гендеру.

     Эксперименты  показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая  стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в  детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.

     Немаловажную  роль в гендерно-ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют  нам стереотипные мужские образы.

     В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры побуждают мальчиков к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По  этому поводу существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.

   Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения  и на протяжении всей жизни.

   1.2.2.  ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ  МУЖСКОЙ РОЛЬЮ

   На  сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей.

   Мы  разделяем точку зрения Шона Берна, который говорил, что структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор – это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности). 

Информация о работе Идеальный образ мужа в современной семье