Исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:05, курсовая работа

Описание

Подросткам с девиантным поведением необходима социальная помощь. Для выработки механизма оказания такой помощи, важно рассмотреть отечественный опыт работы с дезадаптивными детьми. В далекие времена не существовало такого понятия как девиация, поэтому и девиантное поведение подростков мы можем рассматривать лишь в контексте функционирования всей системы социального призрения в России. Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Объектом данной работы являются – подростки с девиантным поведением.
Предметом – социальная работа с подростками с девиантным поведением.
Цель работы – рассмотреть исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......

Глава I.

Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы …………………………………………...……….

Часть 2. Причины и предпосылки формирования девиантного поведения.....................................

Глава II.

Часть 1. История становления и развития социального призрения детей в России.…………………………….…

Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России………

Заключение …………………...………………………………………………….

Список литературы ...……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.docx

— 55.91 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  
 
 
 
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С  ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В РОССИИ.

 
 
 
 
 
 
 
 

                Курсовая  работа

                курсанта 2 курса 283 учебной группы рядового вн. службы

                Комаровой  Алисы Евгеньевны

                Научный руководитель:

                преподаватель кафедры социальной  психологии и социальной работы ст. л-т вн. службы Атаев Леонид Саларович 
                 
                 
                 
                 

ВОЛОГДА   2010

 

Оглавление 

Введение  ………………………………………………………………………......

Глава I.

Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы …………………………………………...……….

Часть 2. Причины и предпосылки формирования девиантного поведения.....................................

Глава II.

Часть 1. История становления и развития социального призрения детей  в России.…………………………….…

Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России………

Заключение  …………………...………………………………………………….

Список  литературы ...…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации  представителей тех или иных социальных групп, порождают деформацию межличностных  связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы  социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, и другие негативные тенденции в  развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно  важную задачу по изучению природы, закономерностей  девиантного поведения человека.  Девиантное поведение – это один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих  возрасту норм и правил поведения, характерных  для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Такое поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы является актуальным, так как имеет междисциплинарный и разноплановый характер в своей основе.

       Наибольшие трудности в приспособлении  к требованиям современной сложной  экономической, политической, духовной  жизни испытывают подростки. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

       Девиантное поведение подростков  является, с одной стороны, результатом  разнонаправленных по содержанию  и формам реализации процессов,  происходящих в обществе в  целом, с другой стороны, тех  изменений, которые происходят  в среде ближайшего окружения:  в семье, школе. Изучение влияния  семьи и школы на проявление  подростковых девиаций позволяет  нам лучше понять природу этого  явления, выявить основной механизм  и тенденции функционирования  и развития девиантного поведения  как социального феномена. 

     Подросткам  с девиантным поведением необходима социальная помощь. Для выработки механизма оказания такой помощи, важно рассмотреть отечественный опыт работы с дезадаптивными детьми. В далекие времена не существовало такого понятия как девиация, поэтому и девиантное поведение подростков мы можем рассматривать лишь в контексте функционирования всей системы социального призрения в России. Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.

     Объектом  данной работы являются – подростки с девиантным поведением.

       Предметом – социальная работа  с подростками с девиантным  поведением.

     Цель  работы – рассмотреть исторические аспекты социальной работы с подростками  с девиантным поведением. Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

  • Рассмотреть девиантное поведение несовершеннолетних как объект социальной работы
  • Описать причины и предпосылки формирования девиантного поведения
  • Проанализировать отечественный опыт социальной работы с подростками с девиантным поведением в разные периоды времени.

     Для решения поставленных задач использовался  метод анализа научно-методической литературы по рассматриваемому вопросу.

      Исследованию  девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические  теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая  теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический  подход С. Линга, Р. Харре.

      Методологические  основы изучения девиантного поведения  представлены и в отечественных  теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Кази-мирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.

      Значительный  вклад в изучение девиантного  поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные  аспекты этого явления.

      Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как  Б.Н. Алмазов, С.А. Бе-личева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.

Глава I.

Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы. 
 

     Подростковый  возраст – самый трудный и  сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого  периода происходит своеобразный переход  от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает  все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное нравственное развитие, а также разнообразные виды его  деятельности.

     В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению  новых форм взаимодействия между  сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение  в коллективе, ему начинают предъявляться  более серьезные требования со стороны  взрослых.[20]

     Активное  половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические  проблемы полового воспитания.

     В этом возрасте у ребенка проявляется  потребность в познании самого себя, у него формируются собственные  взгляды и суждения; появляются собственные  оценки на те или иные события и  факты; он пытается оценить свои возможности  и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

     Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек; это личность, находящаяся  на особой стадии формирования ее важнейших  черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно  вступить в отношения с окружающими  и следовать в своих поступках  и действиях требованиям общественных норм и правил. [1]

     Таким образом, выделяют следующие виды поведения: нормальное и отклоняющееся (девиантное).

     Нормальное  поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и  социализации. Если окружение способно своевременно и адекватно реагировать  на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти  всегда) будет нормальным.

     Отсюда  девиантное поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие подростка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.[3]

     Девиантное  поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и  правил поведения, характерных для  микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип  поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного  поведения являются ситуационно  обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное  и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и  бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные  действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.[7]

     Девиантное  поведение рассматривается в  широком и узком смыслах. В  широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся  в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе  необходимо различать позитивную и  негативную девиацию.

     Позитивная  девиация - это такое отклоняющееся  по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические  по-ступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости  или сочувствия и т. д.

     Негативная  девиация, напротив, представляет те поведенческие  отклонения, которые вызывают у большинства  людей реакцию неодобрения или  осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными  и т. д.[6]

     В узком же смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Также  выделяют и делинквентное поведение, но в отличие от девиантного, оно  характеризуется как повторяющиеся  асоциальные проступки детей  и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип  действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности  из-за их ограниченной общественной опасности  или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная  ответственность. [2]

     Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). [3]

  Но  чаще всего под отклонениями в  поведении детей и подростков мы понимаем такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу, а если смотреть шире, то и государству в целом.

Информация о работе Исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением в России