Исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:05, курсовая работа

Описание

Подросткам с девиантным поведением необходима социальная помощь. Для выработки механизма оказания такой помощи, важно рассмотреть отечественный опыт работы с дезадаптивными детьми. В далекие времена не существовало такого понятия как девиация, поэтому и девиантное поведение подростков мы можем рассматривать лишь в контексте функционирования всей системы социального призрения в России. Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Объектом данной работы являются – подростки с девиантным поведением.
Предметом – социальная работа с подростками с девиантным поведением.
Цель работы – рассмотреть исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......

Глава I.

Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы …………………………………………...……….

Часть 2. Причины и предпосылки формирования девиантного поведения.....................................

Глава II.

Часть 1. История становления и развития социального призрения детей в России.…………………………….…

Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России………

Заключение …………………...………………………………………………….

Список литературы ...……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.docx

— 55.91 Кб (Скачать документ)

     С начала XVII века до реформы 1861 года  происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о  необходимости обучения детей грамоте  и ремеслам.

     Но  более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения  нуждающихся, выделил категории  нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

     Впервые при Петре I детство и сиротство  становятся объектом попечения государства. В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев".  Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены  средства на содержание детей и обслуживающих  их людей. Число таких младенцев  постоянно возрастало.

     Екатерина Великая реализовала замысел  Петра I строительством вначале в  Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев". [17]

     В этот период в России начинает развиваться  определенная социальная политика и  законодательство, складывается система  призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь  постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство  создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную  политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

     С 60-х годов XIX века до начала XX века, после  эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного  призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения.[5]

     Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны  все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство  Император Николай I. Венцом деятельности Императора было учреждение сиротских  институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 1831 года оставили сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при Воспитательных домах  Санкт-Петербурга и Москвы открылись  сиротские отделения на 50 мест в  каждом, затем латинские и французские  классы. В них дети обоих полов  получали столь основательное образование, что после латинских классов  могли поступать в медико-хирургическую  академию, а из французских классов  выходили воспитатели в частные  дома.[20]

     В 1882 году открылось общество призрения  бедных и больных детей "Синий  крест", руководила которым Великая  княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей  от жестокого обращения, включая  убежища и общежития с мастерскими. [18]

     В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской смертностью  в России.

     Таким образом, система общественного  государственного призрения детей  в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных  обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила  становление профессиональной социальной помощи в Европе. В этот период благотворительность  принимает светский характер.  Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считается  неотъемлемым делом каждого.

     В начале XX века в России успешно развивалась  система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных  учреждений (ссылка) , 19108 попечительских советов(ссылка). Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей(ссылка), по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для  бедных детей, ночных приютов для  бродяжек, народных столовых, амбулаторий  и больниц. В обществе сохранялось  и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности. [18]

     С 1917 года до 90-х годов переломным моментом в развитии системы призрения  и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность  как пережиток, а поэтому любая  благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности  закрыла возможные источники  частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. [20]

     К середине 30-х годов с окончательным  утверждением в стране тоталитарного  режима все разнообразие различных  видов детских учреждений практически  исчезло. [5]

     Новые социальные потрясения, связанные с  Великой Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение  детей. "Теперь, когда тысячи советских  детей лишились родных и остались без крова, - писала газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к  нуждам фронта ".

     Изменяется  отношение общественности к социально  обездоленным детям - к ним стали  относиться как к жертвам войны. В первые годы войны сотни детских  домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые детские  дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались " специальные " детские дома. Огромную роль в  судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали  детей с поездов и через  приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению  беспризорных детей и определению  их в детские дома.[18]

     Широкое распространение приобретает во время войны усыновление.

     В 1987 году учрежден Детский фонд. В 1988 г. принято постановление " О создании детских домов семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских  домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются  из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков. [17]

     В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для  методологических, теоретических и  научно-практических исследований в  сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов). [20]

     Россия  стоит у истоков нового периода  в деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с  нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих  у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями  нуждающихся в общественном социальном призрении детей.

 

     Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России 
 

     В наше время ведется активная работа с подростками и их семьями, подписывается  множество законов, разрабатываются  программы.

     Во  многих регионах России уже сложились  системы как по выявлению подростков, нуждающихся в различных формах поддержки, так и по формам оказания им непосредственной помощи.

     Первоосновой  системы защиты детства в нашей  стране выступает правовая база, которая  включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной  правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию  РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская  программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании  системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении  их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов  и постановлений, например «О гарантиях  прав граждан Российской Федерации  на получение образования», положения  об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных  учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята  программа «Вакцинотерапия».

     Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения  родителей и взрослых. Эти мероприятия  основываются на Указе Президента от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» направленном на активизацию деятельности государственных структур в сфере профилактики развития дезадаптационных процессов среди подростков. Для оказания помощи таким подросткам создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства. К таким учреждениям относятся социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, центры для несовершеннолетних, и др. Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

     Правительством  Российской Федерации была разработана  и утверждена целевая программа  «Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних». В Москве принята городская программа  «Дети улиц», в рамках которой  совместно с Российским благотворительным  фондом «Нет алкоголизму и наркомании»  была разработана «Концепция реабилитационного  пространства для несовершеннолетних группы риска». В связи с этим все большее внимание уделяется  развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает защиту прав детства.[19]

     Выделяются  следующие основные направления  деятельности по профилактике и преодолению  социально-негативных форм девиантного поведения подростков.

     Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у подростков – повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

     Не  менее важно повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков. В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

     В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним  воспитателем — коллективом. При  этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.

     Учитель, как воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.[4]

     Развитие  целесообразного взаимодействия семьи  и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков.[10]

     Важную  роль так же играет развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

Информация о работе Исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением в России