Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:05, курсовая работа
Подросткам с девиантным поведением необходима социальная помощь. Для выработки механизма оказания такой помощи, важно рассмотреть отечественный опыт работы с дезадаптивными детьми. В далекие времена не существовало такого понятия как девиация, поэтому и девиантное поведение подростков мы можем рассматривать лишь в контексте функционирования всей системы социального призрения в России. Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Объектом данной работы являются – подростки с девиантным поведением.
Предметом – социальная работа с подростками с девиантным поведением.
Цель работы – рассмотреть исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением.
Введение ………………………………………………………………………......
Глава I.
Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы …………………………………………...……….
Часть 2. Причины и предпосылки формирования девиантного поведения.....................................
Глава II.
Часть 1. История становления и развития социального призрения детей в России.…………………………….…
Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России………
Заключение …………………...………………………………………………….
Список литературы ...……………………………………………………………
С начала XVII века до реформы 1861 года происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но
более всего истории известно
имя великого реформатора – Петра
I, который в свое правление создал
государственную систему
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев". Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число таких младенцев постоянно возрастало.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев". [17]
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
С 60-х годов XIX века до начала XX века, после эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения.[5]
Вслед
за кончиной Императрицы Марии Федоровны
все учреждения, бывшие в ее ведении,
принял под свое покровительство
Император Николай I. Венцом деятельности
Императора было учреждение сиротских
институтов. Война и холерная эпидемия
1830 - 1831 года оставили сиротами огромное
число детей, нуждающихся в призрении.
В 1834 году при Воспитательных домах
Санкт-Петербурга и Москвы открылись
сиротские отделения на 50 мест в
каждом, затем латинские и французские
классы. В них дети обоих полов
получали столь основательное
В
1882 году открылось общество призрения
бедных и больных детей "Синий
крест", руководила которым Великая
княгиня Елизавета Маврикиевна.
Уже в 1893 году в рамках этого общества
появилось отделение защиты детей
от жестокого обращения, включая
убежища и общежития с
В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской смертностью в России.
Таким
образом, система общественного
государственного призрения детей
в России в конце XIX века представляла
собой разветвленную сеть благотворительных
обществ и учреждений, деятельность
которых значительно опередила
становление профессиональной социальной
помощи в Европе. В этот период благотворительность
принимает светский характер. Личное
участие в нем воспринимается
обществом как морально-
В
начале XX века в России успешно развивалась
система различных социальных служб.
В 1902 году действовало 11400 благотворительных
учреждений (ссылка) , 19108 попечительских
советов(ссылка). Только в Петербурге
их приход составил 7200 рублей(ссылка),
по тем временам сумма огромная.
Деньги шли на создание учебно-воспитательных
учреждений, содержание домов для
бедных детей, ночных приютов для
бродяжек, народных столовых, амбулаторий
и больниц. В обществе сохранялось
и укреплялось устойчивое мнение
о необходимости призрения
С 1917 года до 90-х годов переломным моментом в развитии системы призрения и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. [20]
К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло. [5]
Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ".
Изменяется
отношение общественности к социально
обездоленным детям - к ним стали
относиться как к жертвам войны.
В первые годы войны сотни детских
домов перебрасывались из прифронтовых
районов в тыл. Для эвакуированных
детей создавались новые
Широкое распространение приобретает во время войны усыновление.
В 1987 году учрежден Детский фонд. В 1988 г. принято постановление " О создании детских домов семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков. [17]
В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов). [20]
Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в общественном социальном призрении детей.
Часть
2. Социальная работа с подростками с девиантным
поведением в современной России
В наше время ведется активная работа с подростками и их семьями, подписывается множество законов, разрабатываются программы.
Во многих регионах России уже сложились системы как по выявлению подростков, нуждающихся в различных формах поддержки, так и по формам оказания им непосредственной помощи.
Первоосновой
системы защиты детства в нашей
стране выступает правовая база, которая
включает международное
Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» направленном на активизацию деятельности государственных структур в сфере профилактики развития дезадаптационных процессов среди подростков. Для оказания помощи таким подросткам создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства. К таким учреждениям относятся социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, центры для несовершеннолетних, и др. Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В Москве принята городская программа «Дети улиц», в рамках которой совместно с Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» была разработана «Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска». В связи с этим все большее внимание уделяется развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает защиту прав детства.[19]
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения подростков.
Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у подростков – повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Не менее важно повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков. В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель,
как воспитатель
Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков.[10]
Важную роль так же играет развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.