Исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:05, курсовая работа

Описание

Подросткам с девиантным поведением необходима социальная помощь. Для выработки механизма оказания такой помощи, важно рассмотреть отечественный опыт работы с дезадаптивными детьми. В далекие времена не существовало такого понятия как девиация, поэтому и девиантное поведение подростков мы можем рассматривать лишь в контексте функционирования всей системы социального призрения в России. Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Объектом данной работы являются – подростки с девиантным поведением.
Предметом – социальная работа с подростками с девиантным поведением.
Цель работы – рассмотреть исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......

Глава I.

Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы …………………………………………...……….

Часть 2. Причины и предпосылки формирования девиантного поведения.....................................

Глава II.

Часть 1. История становления и развития социального призрения детей в России.…………………………….…

Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России………

Заключение …………………...………………………………………………….

Список литературы ...……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.docx

— 55.91 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время создаются как  государственные, так и негосударственные  центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных  специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного  поведения. Значительная часть обращений  в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации подростков в школе, в среде общения, личностные проблемы подростков, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

     При центрах по работе с семьей открываются  отделения дневного пребывания для  детей и подростков. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.[19]

     Повышается роль специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

     К настоящему времени имеются различные  специализированные учреждения, в которых  проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого  типа. Дети поступают туда либо по приговору  суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные  возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение  для работы с воспитанниками самих  родителей.

     Комитетом по делам молодежи формируются специальные  центры по работе с детьми девиантного  поведения по месту жительства (например, «Форпост» С.Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока немного. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия кулътурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.[20]

     В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные  комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к  себе детей.

     Учитывая, что более трети населения  живет в условиях высокого уровня хронического психоэмоционального  стресса, свыше 1 млн детей страдают тяжелыми неврозами, в условиях отсутствия в большинстве субъектов Федерации  системы самостоятельных психологических  служб направление деятельности центров помощи семье и детям  по оказанию социально-психологической  поддержки населению приобретает  особую ценность. [15]

     Большое значение придается не только формам реабилитации, но и профилактике девиантного  поведения подростков. Превентивные меры по локализации девиантных проблем  осуществляются через систему Психолого-медико-социальных центров. Деятельность ПМС-ценгров  направлена на раннее обнаружение детской  дезадаптации и девиации. Комплексный  подход к проблемам детей и  подростков предполагает такие виды поддержки, как психологическая  и медицинская. [10]

     Определенное  развитие получили учреждения социального  обслуживания молодежи. В 51 территории Российской Федерации работает более 430 учреждений, оказывающих социальные услуги молодым людям по более  чем 20 направлениям деятельности –  от организации досуга и культурно-спортивной работы до психолого-педагогического  консультирования, «телефонов доверия», наркологической помощи, планирования семьи. [14]

     Для работы с больными алкоголизмом и  наркоманией создаются специализированные центры лечения. Для выявления мест дислокации наркоманов действуют специальные  уличные патрули и бригады.

     Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и  насилие, создаются социальные приюты.

     С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей  для несовершеннолетних созданы  центры социальной реабилитации детей  и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях  служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.[15]

     Кроме этого в ряде регионов созданы  Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции  которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной  изоляции несовершеннолетних созданы  реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный  центр.

     Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной  и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы  социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе  психологической службы. В настоящий  период она представлена психологами  в школах; семейной психологической  службой, организационно оформленной  в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой  является социальный работник.[20]

     Базисными  видами  деятельности  специалистов, указанных служб, являются      психолого-профилактическая, психолого-диагностическая  и коррекционная работа, а также  консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все  больше осознается населением и государством.

 

Заключение. 
 

     Подводя итог, мы можем сказать, что одним из актуальных направлений социальной работы в наши дни, является помощь подросткам с девиантным поведением. Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

     В научной литературе выделяют следующие  факторы, обусловливающие девиантное поведение подростков.

    • Биологические факторы;
    • Психологические факторы;
    • Социально-педагогические факторы;
    • Социально-экономические факторы;
    • Морально-этические факторы.

     Стоит обратить внимание на тот факт, что  в плоть до (вставь цифру) термин «девиантное поведение» не употреблялся, поэтому поддержку оказывали всем детям и подросткам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

     Первые упоминания о мерах социального характера по осуществлению помощи детям, мы встречаем в этнографических источниках. В них указывалось, что пожилые люди, не имеющие своих собственных детей, и которым было тяжело вести хозяйство «приймали в семью сироту».

     С принятием христианства на Руси появились  другие виды помощи подросткам. Самыми распространенными являлись усыновление, прикрепление детей к приходу монастырей, раздача милостыни.

     Впервые на государственном уровне проблему сиротства и детства рассмотрел император Петр I. Именно при нем попечительством детей и подростков занялись на государственном уровне.

     Вслед за первым российским императором призрением детей занимались практически все  последующие самодержцы. Таким образом, к концу XIX века сформировалось множество государственных учреждений, специализирующихся на оказании помощи детям.

     С приходом к власти большевиков благотворительность, а в след за ней и разнообразие социальной помощи детям исчезла. Наступление Великой Отечественной Войны еще более усугубил положение детей. Однако, в это время широкое распространение получило усыновление.

     В 1991 году был создан институт педагогики, что дало возможность развиваться социальной работе с подростками с девиантным поведением. Возникло множество социальных программ по предупреждению и предотвращению девиантного поведения. 

       Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения подростков. Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у подростков – повышение роли семьи. Не менее важно повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков. Повышается роль специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. Большое значение придается не только формам реабилитации, но и профилактике девиантного поведения подростков. Превентивные меры по локализации девиантных проблем осуществляются через систему Психолого-медико-социальных центров. Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения. Для выявления мест дислокации наркоманов действуют специальные уличные патрули и бригады. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты. 

 

Список  литературы. 
 

  1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
  3. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990.
  4. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
  5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  6. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.134-136.
  7. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  9. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.
  10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2001.
  11. О Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998. - №3-4. - С.125-148.
  12. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ.
  13. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.
  14. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
  15. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2. - С.118-130.
  16. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2. - С.90-102.
  17. Спицкая А. Социальная история и социальная работа как общественная практика//Теория и методология социальной работы. – М., 1994.
  18. Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.127-129.
  19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.
  20. Фирсов М. В. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М., 1998.

Информация о работе Исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением в России