Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:05, курсовая работа
Подросткам с девиантным поведением необходима социальная помощь. Для выработки механизма оказания такой помощи, важно рассмотреть отечественный опыт работы с дезадаптивными детьми. В далекие времена не существовало такого понятия как девиация, поэтому и девиантное поведение подростков мы можем рассматривать лишь в контексте функционирования всей системы социального призрения в России. Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Объектом данной работы являются – подростки с девиантным поведением.
Предметом – социальная работа с подростками с девиантным поведением.
Цель работы – рассмотреть исторические аспекты социальной работы с подростками с девиантным поведением.
Введение ………………………………………………………………………......
Глава I.
Часть 1. Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы …………………………………………...……….
Часть 2. Причины и предпосылки формирования девиантного поведения.....................................
Глава II.
Часть 1. История становления и развития социального призрения детей в России.…………………………….…
Часть 2. Социальная работа с подростками с девиантным поведением в современной России………
Заключение …………………...………………………………………………….
Список литературы ...……………………………………………………………
В
настоящее время создаются как
государственные, так и негосударственные
центры по работе с семьей. Эти центры
также состоят из квалифицированных
специалистов, которые готовы провести
диагностику и дать рекомендации
для работы с детьми в домашних
условиях либо рекомендовать
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей и подростков. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.[19]
Повышается роль специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.
К настоящему времени имеются различные специализированные учреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.
Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства (например, «Форпост» С.Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока немного. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия кулътурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.[20]
В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.
Учитывая,
что более трети населения
живет в условиях высокого уровня
хронического психоэмоционального
стресса, свыше 1 млн детей страдают
тяжелыми неврозами, в условиях отсутствия
в большинстве субъектов
Большое
значение придается не только формам
реабилитации, но и профилактике девиантного
поведения подростков. Превентивные
меры по локализации девиантных проблем
осуществляются через систему Психолого-
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 территории Российской Федерации работает более 430 учреждений, оказывающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, «телефонов доверия», наркологической помощи, планирования семьи. [14]
Для
работы с больными алкоголизмом и
наркоманией создаются
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С
начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей
для несовершеннолетних созданы
центры социальной реабилитации детей
и подростков, организуются приюты
для детей, оказавшихся вне внимания
семьи и интернатных
Кроме
этого в ряде регионов созданы
Центры (комплексы) социальной реабилитации
и адаптации подростков, функции
которых значительно расширены.
В составе Центров помимо приютов,
учебной части, отделения временной
изоляции несовершеннолетних созданы
реабилитационные службы (малые производственные
подразделения, детская гостиница,
полиграфическая и швейная
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.[20]
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
Заключение.
Подводя итог, мы можем сказать, что одним из актуальных направлений социальной работы в наши дни, является помощь подросткам с девиантным поведением. Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
В научной литературе выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение подростков.
Стоит обратить внимание на тот факт, что в плоть до (вставь цифру) термин «девиантное поведение» не употреблялся, поэтому поддержку оказывали всем детям и подросткам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Первые упоминания о мерах социального характера по осуществлению помощи детям, мы встречаем в этнографических источниках. В них указывалось, что пожилые люди, не имеющие своих собственных детей, и которым было тяжело вести хозяйство «приймали в семью сироту».
С принятием христианства на Руси появились другие виды помощи подросткам. Самыми распространенными являлись усыновление, прикрепление детей к приходу монастырей, раздача милостыни.
Впервые на государственном уровне проблему сиротства и детства рассмотрел император Петр I. Именно при нем попечительством детей и подростков занялись на государственном уровне.
Вслед за первым российским императором призрением детей занимались практически все последующие самодержцы. Таким образом, к концу XIX века сформировалось множество государственных учреждений, специализирующихся на оказании помощи детям.
С
приходом к власти большевиков
В 1991 году был создан институт педагогики, что дало возможность развиваться социальной работе с подростками с девиантным поведением. Возникло множество социальных программ по предупреждению и предотвращению девиантного поведения.
Выделяются следующие основные направления
деятельности по профилактике и преодолению
социально-негативных форм девиантного
поведения подростков. Одно из наиболее
важных направлений в деле профилактики
формирования отклоняющегося поведения
у подростков – повышение роли семьи.
Не менее важно повышение воспитательной
роли образовательных учреждений в предупреждении
и преодолении девиантного поведения
подростков. Повышается роль специальных
учреждений по перевоспитанию и исправлению
девиантного поведения детей и подростков.
Большое значение придается не только
формам реабилитации, но и профилактике
девиантного поведения подростков. Превентивные
меры по локализации девиантных проблем
осуществляются через систему Психолого-медико-социальных
центров. Для работы с больными алкоголизмом
и наркоманией создаются специализированные
центры лечения. Для выявления мест дислокации
наркоманов действуют специальные уличные
патрули и бригады. Для детей и подростков,
испытывающих жестокое обращение в семье
и насилие, создаются социальные приюты.
Список
литературы.