Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание

Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних, уделялось в социалистическом обществе. Этот процесс связан с целой системой мероприятий, осуществлявшихся на различных уровнях и В обще-социальном плане предупреждение преступлений – составная часть целого комплекса экономических, политических, идеологических, правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистического государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.24 Кб (Скачать документ)

1 Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в  частности несовершеннолетних, уделялось  в социалистическом обществе. Этот процесс связан с целой системой мероприятий, осуществлявшихся на различных  уровнях и В обще-социальном плане предупреждение преступлений – составная часть целого комплекса экономических, политических, идеологических, правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистического государства. После революции 1917 г. в советском государстве к числу таковых относятся: постоянное повышение материального благосостояния трудящихся, дальнейшая демократизация управления и повышение общественной активности масс, рост образования и культуры, формирование коммунистической нравственности, преодоление влияния буржуазной идеологии.

Вступление в юридическую  силу Декрета Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних»  от 14 января 1918 г. заложило основу правовой регламентации советского социалистического  строя по вопросам уголовной ответственности  несовершеннолетних и применения к  не достигшим совершеннолетия правонарушителям принудительных мер воспитательного  воздействия. В состав указанных  комиссий наряду с представителями  органов социального обеспечения  и просвещения входили представители  общественности и врачи, что предполагало принятие к этой категории правонарушителей не только мер общественного, но и  в необходимых случаях медицинского характера. При этом был установлен безусловный возраст начала уголовной  ответственности – семнадцать лет.

Начавшаяся Гражданская  война, эпидемии и голод 1917 – 1918 гг. привели к возникновению массовой беспризорности среди детей.

 Для этих целей в  декабре 1919 г. в Петрограде  Народным комиссариатом просвещения  было организовано новое учреждение  для временного содержания беспризорных  и склонных к правонарушениям  несовершеннолетних – Центральный  Карантинно-распределительный детский  пункт (ЦКРДП), призванный оказывать  первую доврачебную и социальную  помощь нуждающимся детям.

Кроме того, важную роль в  тот период играли всероссийские  съезды:

– январь 1918 г.: I Всероссийский  съезд по охране детства;

–май 1920 г.: Всероссийский съезд по борьбе с детской беспризорностью;

– 1923 г.: II Всероссийский  съезд социально-правовой охраны детей  и подростков и детских домов

Таким образом, можно констатировать, что до 1922 г. законодательство РСФСР  по вопросам защиты прав и свобод детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не было кодифицировано, а нормы права в данном сегменте содержались в декретах, а иногда и в актах подзаконного характера.

Гражданская война, принесшая  народу разрушения и голод, вновь  остро поставила вопрос детской  безнадзорности. В стране в тот  период насчитывалось более 5 млн беспризорных детей, потерявших родителей. Они нуждались в комплексной социальной помощи и заботе. В 1921 г. уже при каждой губернии стали создаваться детские приемники-распределители. В годы советской власти основную функцию содержания и обучения детей-сирот взяла на себя система интернатов (учреждений интернатного типа).

Государственным регулированием и попечением о детях, оставшихся без попечения, занимались различные  ведомства: Наркомздрав, Наркомпрос, Народный комиссариат внутренних дел, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы и т.д. Кроме того, учет беспризорников велся в органах милиции, уголовном розыске, а также в их транспортных подразделениях.

Переломным моментом в  деле профилактики правонарушений несовершеннолетних является создание специализированных органов правопорядка по борьбе в  первую очередь с правонарушениями лиц не достигших совершеннолетия. Постановлением Совета Народных Комисаров  и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»  в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы  детские комнаты милиции. С этой даты начинается история подразделений  по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел.

Ряд новых серьезных вопросов в сфере борьбы с правонарушениями несовершеннолетних возник в период Великой Отечественной войны, когда  многие тысячи детей были лишены жилья, семьи, родителей. Срочно на восток эвакуировались детские дома, в регионах Поволжья и Урала значительно возросло их число, а следовательно, возросли и заботы о воспитании детей, их трудоустройстве. Детские дома формировались в  кратчайшие сроки, они были переполнены, испытывали значительный недостаток в  продовольственном и вещевом  снабжении, вследствие чего воспитанниками детских домов совершались кражи  и грабежи, обмен имущества детских  домов на базарах, хулиганства. Постоянно  росло число беспризорных и безнадзорных детей и как результат количество преступлений в среде несовершеннолетних.

         Итак, в период Великой Отечественной войны Правительством Советского Союза и Народным комиссариатом внутренних дел СССР был принят ряд постановлений и приказов, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних, борьба с детской безнадзорностью находилась в центре внимания местных партийных и комсомольских органов, принимались меры для устройства детей, потерявших родителей.

Приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР от 1941 г. № 312 были введена инструкция «О работе детских  комнат милиции». Детские комнаты  милиции организовывались при городских, районных и линейных отделениях милиции для приема детей на время, необходимое для выяснения причин беспризорности и безнадзорности, передачи родителям, лицам, их заменяющим, или направления в соответствующие детские учреждения. Работники детских комнат были введены в штат отделений милиции, при которых организовывались детские комнаты.

В 1950 г. во всех крупных городах  и промышленных центрах были созданы  детские комнаты милиции. Их работа осуществлялась в полном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних. В практику работы вошло создание детских комнат на общественных началах, кроме того, серьезную помощь в  работе сотрудникам милиции стал оказывать созданный институт внештатных инспекторов детских комнат. В  короткий срок детская комната милиции  стала центром борьбы с детской  безнадзорностью. Над решением этих задач работали и представители  общественности. Кроме того, детская  комната милиции помогала несовершеннолетним в трудоустройстве, в продолжении  учебы.

Следующим этапом в развитии профилактики правонарушений несовершеннолетних явилось подписание 3 июня 1967 г. Указа  Президиума Верховного Совета РСФСР  «Об утверждении Положения о  комиссиях по делам несовершеннолетних» (далее – КДНиЗП), которые действуют и по сей день. Лейтмотивом принятия данного нормативно-правового документа являлась необходимость координации деятельности всех субъектов системы превенции правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия. Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних закреплялись организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, их устройство и охрана прав, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях лиц этой категории и осуществление контроля над условиями их содержания и проведением с ними воспитательной работы в учреждениях Министерства внутренних дел и специальных учебно-воспитательных учреждениях.

15 февраля 1977 г. детские  приемники-распределители, детские  комнаты милиции были реорганизованы  в приемники-распределители для  несовершеннолетних, инспекции по  делам несовершеннолетних.

Заканчивая исследование ретроспективы превенции правонарушений несовершеннолетних в советский  период отметим, что субъектам по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в то время был присущ постоянный, плановый характер работы с несовершеннолетними  и, что важно, предупредительные  меры были общедоступными, не являлись коммерческими. Обратим внимание и  на то, что в совокупности субъектами были охвачены практически все направления  социализации несовершеннолетних: воспитательное, образовательное, профессиональное, идейное (идеологическое), нравственное, моральное, этическое, культурное, спортивное, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и контрольное. Это была система воздействий, которые  осуществлялись на общем (общесоциальном), групповом и индивидуальных уровнях  работы с лицами, не достигшими совершеннолетия.[1]

 

1.1 Зарубежный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Ликвидация и профилактика беспризорности требуют гуманного  подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные  попечительские программы. Большую  работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.

Опыт многих стран показал, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных  воспитательных учреждений: детских  домов, приютов и т.д.), а также  содержание беспризорных детей, совершивших  какие-либо проступки, в закрытых учреждениях  не приносят ожидаемого результата.

За рубежом часто используется неофициальный термин - дети улиц, или  уличные дети - несовершеннолетние, которые постоянно проживают  или значительную часть своего времени  проводят на улице. Однако именно из-за своей широты, этот термин страдает неточностью, поскольку он не отражает нюансов социального статуса  ребенка. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) различает  «детей улиц» (children of the street), т. е. тех, которые постоянно живут вне дома, вне семьи или интернатного учреждения, «детей на улицах» (children on the street), т. е. тех, которые сохраняют связь с семьей и проводят на улице лишь часть времени, и «детей из уличных семей» (street-family children), т. е. тех, которые живут на улице вместе со своими родителями.

Реабилитация уличных  детей и подростков, имеющая целью  возвращение их к кровным родителям, помещение в замещающую семью, направление  в интернатное учреждение или адаптацию к успешному независимому проживанию, является сложным и длительным процессом, который предполагает вовлечение различных служб, как государственных, так и общественных. Однако начальным звеном этой длительной и кропотливой работы является служба первичной помощи детям улиц. Эта служба включает несколько низкопороговых, т. е. легко доступных и дружественных клиентам, компонентов, таких как уличная социальная работа («аутрич»), мобильный пункт помощи, центр дневного пребывания с социально-психологической и санитарно-гигиенической помощью и отделение кратковременного кризисного проживания. Низкопороговая служба первичной помощи является точкой первого контакта социальных служб с такой труднодоступной и высокомобильной целевой группой, которую представляют беспризорные и безнадзорные дети и подростки. Для этих клиентов низкопороговая служба зачастую становится единственной «дверью» в общество и шансом возвратиться в него.

В Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как  и во всех других странах, закладывались  в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII—XIX вв. Однако постепенно сам процесс оказания конкретной помощи нуждающимся в разных ее формах сконцентрировался в руках особой категории работников — так называемых социальных работников, которые трудились в детских приютах, лечебницах для неимущих, распределяли разного вида пособия и т.д.

 Действующая в настоящее  время в этой стране система  социальной помощи населению  является гибкой и сложной.  Во-первых, существуют государственные  службы, оказывающие разного вида  помощь: Управление по социальному  обеспечению, Министерство сельского  хозяйства (продовольственная помощь), Детское бюро (программа по защите  прав и интересов детей), Служба  защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной  и опекунской помощи). Помимо этого  действует разветвленная сеть частных служб.

Социальная помощь детям  осуществляется через систему детских  учреждений, которая включает учреждения общего и специального типа.

Важное место в системе  детских учреждений занимает широкая  сеть приютов для сирот и брошенных  детей, в которых воспитателями  являются профессиональные социальные работники.

В 60 — 70-е гг. получили распространение  приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв. Эти  учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функцию реабилитационных центров, куда направляются дети из неблагополучных  семей, подростки, бежавшие из дома или  совершившие мелкие преступления. Каждый центр рассчитан на 8 —10 детей. Таких  центров по стране насчитывается  более 200. Воспитатели, главная задача которых — снять стресс, пережитый  ребенком, исполняют роль советчиков, работают индивидуально с каждым, а также со всей группой. Такого рода кризисные центры получили широкое  распространение и в других странах.

Существует в США также  сеть детских исправительных учреждений, подчиненных властям штатов. К  ним относятся специальные школы  для малолетних преступников, куда дети попадают по направлению суда, тюрьмы, колонии, детские приемники. Основной персонал здесь составляют социальные работники.

Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой  степенью участия государства, большим  охватом населения различными социальными  услугами и видами помощи, что является общим для всех государств Западной Европы.

В Нидерландах наряду с  детскими домами и приютами для детей  и подростков с психосоциальными проблемами появились и такие  формы социальной работы, как помещение  ребенка в другую семью, проживающую  в том же месте, или дневная  помощь. Возникновение таких форм социально-педагогической помощи было связано с осознанием того, что  удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет  много недостатков. Во-первых, помещенные в специальные места пребывания (интернаты, приюты и т.п.) они утрачивают связь со своей социальной средой. Во-вторых, как показал многолетний  опыт, совместное содержание подростков с проблемами вызывает еще большее  количество проблем. И, наконец, содержание специальных мест пребывания является очень дорогой формой оказания социальной помощи. Кроме того, эта форма  помощи позволяет одновременно работать и с подростком, и с его семьей, налаживая их взаимодействие.

Информация о работе Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних