Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание

Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних, уделялось в социалистическом обществе. Этот процесс связан с целой системой мероприятий, осуществлявшихся на различных уровнях и В обще-социальном плане предупреждение преступлений – составная часть целого комплекса экономических, политических, идеологических, правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистического государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.24 Кб (Скачать документ)

Программа дневной помощи была создана для работы с подростками  в возрасте от 12 до 21 года, как правило, бросившими школу и не нашедшими  места работы, имеющими минимальную  социальную поддержку и желающими  изменить ситуацию. Реализуется эта  программа через центр по оказанию социальной помощи молодежи, где с  подростками, которые остаются жить в семье, работают по группам (10 человек  в группе). Работа ведется интенсивно и направлена на предоставление подросткам возможности приобретения положительного опыта, улучшение их представления о самих себе, развитие у них социальных навыков, обеспечение общественной перспективы. Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план и акцент переносится на оказание именно социальной помощи. Финансируется программа дневной помощи на 100 % государством.

Представляет интерес  и такой учебно-производственный проект, как «Гаагские учебные  мастерские». Они начали работу в 1989 г. по инициативе муниципалитета Гааги, поэтому целиком относятся к  его компетенции и предназначены  для молодых людей, в течение  длительного времени не имеющих  работы. Суть проекта заключается  в том, что молодые люди из числа  безработных обучаются в мастерских и по окончании четырех-пятимесячного курса получают удостоверение, гарантирующее им рабочее место или возможность продолжать учение. Во время обучения они сохраняют статус безработных, а поэтому за ними остается право на получение пособия по безработице. Цель проекта — повысить мотивацию молодых людей и их активность на рынке труда. Это осуществляется путем индивидуализированного подхода и дифференцированного подбора учебной траектории для каждого. В рамках проекта применяется так называемый рамочный подход, предназначенный для молодых людей с различным уровнем отставания в учении и профессиональной подготовке.

Примером социального  учреждения нового типа, созданного по частной инициативе, может служить  пансион «Зейзихт» для работы с бездомной молодежью. Он был открыт в 1990 г. и оказывает помощь в тех случаях, когда обычная сеть социальных служб не справляется с задачей. В пансионе бездомные подростки могут найти приют за сравнительно небольшую плату, которую они выплачивают из средств, получаемых в качестве пособия (в Нидерландах все молодые люди, достигшие 18 лет, имеют право на пособие). Условия пребывания в пансионе сравнимы с гостиничными, однако принципиальной особенностью является то, что работа здесь строится на доброжелательной по отношению к клиентам основе. Работники пансиона выполняют функцию не наставников, а скорее распорядителей, которые устанавливают с подростками доверительные отношения, стараются оказать им психологическую поддержку. В свое время предпринимались попытки организовывать для клиентов пансиона специальные курсы, однако они потерпели неудачу, так как все это слишком напоминало подросткам, живущим в пансионе, о социальных учреждениях, а они обычно уже имеют неудачный опыт пребывания в них.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Причины и условия безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный  характер. Они прежде всего зависят  от конкретных исторических условий  жизни общества, от содержания и  направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами  преступности несовершеннолетних и  ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в  обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни  сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена  несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Их уязвимость заключается в том, что  отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело к  уменьшению возможностей для трудоустройства  подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном  этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с  организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские  учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного  неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и  социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность  преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют  какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных  наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей – это во многом результат  и наследие соответствующего поведения  и жизни их родителей – алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания  психических расстройств и социально-психологической  деформации личности во многом объясняются  тем, что причины патологического  развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности их родителей. В этих семьях процветают насилие по отношению друг к другу и к своим детям и, как прямое следствие этого, – стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Некоторые  исследования показывают, что еще  до первого осуждения подростки  успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания  – важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации  и устранению. Важную роль в связи  с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика – система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.[3,162 c.]

Федеральный закон Российской Федерации  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие трактовки : безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; [8]

Осмысление приведенных  определений позволяет заметить, что на лицо не просто размывание, смешение понятий, но и обозначение одного его признака через другой. Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных

Безнадзорный ребенок, в отличие  от беспризорного, как правило, живет  под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у  него еще есть эмоциональная привязанность  к кому-либо из членов семьи, но связи  эти хрупки и находятся под  угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное  время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

Специалисты выделяют три  основные группы причин возникновения  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:

1) социально-экономические;

2) социально-психологические;

3) психологические.

К социально-экономическим  относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие  быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа  безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется  высокой нестабильностью, низкими  доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.

К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и т.д.

Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания  производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов  за соблюдением законодательства в  области охраны интересов детей.

Определенное влияние  на развитие безнадзорности оказывает  также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

Социально-психологические  причины безнадзорности (они часто  выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением  числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным  образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством.

Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете  в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Можно выделить следующие  факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:

1) социально-экономические  факторы (низкий материальный  уровень жизни семьи, плохие  жилищные условия);

2) медико-санитарные факторы  (хронические заболевания родителей  и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение  санитарно-гигиеническими нормами);

3) социально-демографические  факторы (неполные и многодетные  семьи, семьи с престарелыми  родителями, семьи с повторными  браками и сводными детьми);

4) социально-психологические  факторы (семьи с конфликтными  отношениями супругов, родителей  и детей, педагогической несостоятельностью  родителей и их низким общеобразовательным,  культурным уровнем, деформированными  ценностными ориентациями);

5) криминальные факторы  (алкоголизм, наркомания, аморальный  и паразитический образ жизни  родителей, семейные дебоши, проявления  жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного  фактора не означает обязательного  возникновения безнадзорности, но оно  указывает на большую степень  вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни  родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.

Ухудшается психологический  климат и в устойчивых семьях. Главная  причина – отсутствие средств  к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам. [4,12 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Основополагающим в решении  проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно стать ее понимание как  социально значимой проблемы, в центре которой находятся личность ребенка, его будущее, судьба новых поколений.

Исходя из этого, государство  принимает необходимые меры общественного  и правового воздействия по созданию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призванной выступать как неотъемлемая часть социальной политики государства, основными принципами которой должны стать:

Информация о работе Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних