Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание

Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних, уделялось в социалистическом обществе. Этот процесс связан с целой системой мероприятий, осуществлявшихся на различных уровнях и В обще-социальном плане предупреждение преступлений – составная часть целого комплекса экономических, политических, идеологических, правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистического государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.24 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Нормативно-правовая база организации социальной и профилактической работы с безнадзорностью и правонарушений среди несовершеннолетних

Принятая Генеральной  ассамблеей ООН в 1989 году Конвенция  о правах ребенка явилась продолжением общей гуманистической линии, проводимой международным сообществом в  защиту прав и свобод человека. В  отличие от ранее принятых международных  актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году в рамках Лиги Наций; Декларация прав ребенка, принятая ООН  в 1959 году) Конвенция по-новому ставит вопрос о правах детей. Признавая  ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она  рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе  защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом  права. Конвенция ставит перед государствами  задачу подготовки ребенка к самостоятельной  жизни в обществе, воспитание его  «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

В настоящее время в  стране действует множество и  старых, и новых законодательных  норм, касающихся в той или иной мере прав детей. Охрана и защита прав детей осуществляется во всех сферах их жизнедеятельности: семейные отношения, образование и воспитание, охрана здоровья детей, труд несовершеннолетних, социальная защита детей-сирот, помощь семье со стороны государства, защита несовершеннолетних от насилия, гарантия прав их личности и др.

29 декабря 1995 года принят  новый Семейный кодекс Российской  Федерации. В нем предусмотрено  существенное усиление гарантий  прав детей в семейных отношениях, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Семейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставлено право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры.[7]

Законодательством ребенку  предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье  любого вопроса, затрагивающего его  интересы, а также быть заслушанным  в ходе любого судебного административного  разбирательства. Мнение ребенка имеет  большое значение в решении вопросов лишения родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей, при  определении места его проживания и т.д. Изменение имени и фамилии  ребенка, восстановление родителей  в родительских правах, усыновление, помещение в приемную семью происходят только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В Семейном кодексе РФ определены права и обязанности родителей, и рассматриваются они в контексте  интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей.

В Семейном кодексе РФ конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав. Особую роль в судьбе детей может  сыграть и такая норма Семейного кодекса РФ, как «ограничение родительских прав» (отобрание ребенка у родителей). В большинстве случаев исковые требования в части ограничения родительских прав предъявляются органами опеки и попечительства к психически нездоровым родителям, которые не могут осуществлять воспитание детей, контролировать их поступки, обеспечивать их питанием и одеждой, так как сами нуждаются в постоянном медицинском контроле. В таких случаях срок ограничения родительских прав не оговаривается. Судебное решение принимается на основании медицинского заключения органов опеки и попечительства. Одновременно предусматривается ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев в тех случаях, когда поведение родителей имеет негативный характер, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав (например, употребление спиртных напитков, но не на грани алкоголизма). Если в течение срока, обозначенного судом, родители не изменили своего поведения, органы опеки и попечительства обращаются в суд с иском о лишении родительских прав.

Государство защищает интересы несовершеннолетних, оставшихся без  родительского внимания и попечения. В соответствии с законом, формами  воспитания таких детей могут  быть усыновление, опека и попечительство, семейные детские дома (приемные семьи). В Кодекс включена глава о приемной семье – принципиально новой  форме устройства на воспитание в  семью детей, оставшихся без попечения  родителей.

На органы опеки и попечительства, коими являются органы местного самоуправления, законом возложена обязанность  обеспечения защиты прав и интересов  детей, а также непосредственного  выявления детей, оставшихся без  попечения родителей, детей, в отношении  которых допускаются нарушения  их прав и законных интересов; ведения  учета таких детей; принятия мер  к устройству детей, оставшихся без  попечения родителей (детей-сирот  и социальных сирот). Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц  по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается.

Органы опеки и попечительства обязаны в течение 3-х дней со дня  получения таких сведений провести обследование условий жизни детей  и при установлении факта отсутствия родительского попечения (или попечения  со стороны родственников) обеспечить защиту прав и интересов детей до решения вопроса об их устройстве. Вопросы об устройстве решаются в течение месяца.

При отсутствии других возможностей устройства дети передаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные формы устройства детей, с учетом конкретных возможностей, определяются органами опеки и попечительства. Они же обязаны осуществлять последующий  контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.[4,50]

24 июня 1999 года был принят  Федеральный Закон № 120 «Об  основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних». Настоящий  Федеральный закон в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  и общепризнанными нормами международного  права устанавливает основы правового  регулирования отношений, возникающих  в связи с деятельностью по  профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних; называет категории лиц, в отношении  которых проводится индивидуальная  профилактическая работа (гл.1, ст.5), их права (гл.1, ст.8).

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих  учреждений и органов (гл.1, ст.4): комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой  населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в  пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и (или) законодательством  субъектов Российской Федерации.[8]

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к  компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе «О социальном обслуживании населения  в Российской Федерации», распоряжении Правительства Российской Федерации, Постановлении Правительства РФ, утвердившем Положение «О специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».[9]

Правительством РФ принято  Постановление «Об утверждении  Положения об осуществлении и  финансировании деятельности, связанной  с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений». Перевозка  несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, осуществляется работниками  специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, в которых  находятся несовершеннолетние, при  получении согласия родителей (их законных представителей) на возвращение им детей.

В случае отказа родителей (их законных представителей) принять несовершеннолетних в семью или наличия обращения  несовершеннолетнего о невозможности  возвращения в семью в связи  с имеющейся трудной жизненной  ситуацией, несовершеннолетние возвращаются в места их проживания и помещаются в установленном порядке в  специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации. Перевозка  несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, может также осуществляться непосредственно родителями (их законными  представителями).

25 августа 2000 года Правительством  Российской Федерации принято  Постановление № 625 «О федеральных  целевых программах по улучшению  положения детей в Российской  Федерации на 2001 – 2002 годы». Одной из 10 принятых программ стала «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Государственным заказчиком Программы выступило Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Цель Программы в укреплении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создании условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа разработана на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти – основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 1997 – 1999 годах.

Программой предусмотрено  решение следующих задач:

– совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических  механизмов, обеспечивающих эффективное  взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

– осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеурочное время;

– дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической  базы;

– создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и  реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;

– проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

– переподготовка и повышение  квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.[2,81 c.]

Специалисты по социальной работе, социальные педагоги, занимающиеся решением проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, должны ознакомиться со следующими документами, изданными в последние годы:

  • О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений (письмо министра образования от 06.11.2001 № 1313/28-5);
  • Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (приказ от 29.01.02 № 237);
  • О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности (приказ министра образования от 29.01.2002 № 238);
  • Об организации работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 « О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» (приказ министра образования от 18.04.2002 № 1490);
  • Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (приказ министра образования от 28.06.2002 № 2482;
  • О мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ. Рекомендации парламентских слушаний Госдумы ФС РФ.[3,40 с.]

Мероприятия подпрограммы «Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  включают в себя следующее.

Информация о работе Исторический аспект беспризорности и правонарушений несовершеннолетних