История благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание

Актуальность. Благотворительность - это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.

Содержание

Введение 3
1. История благотворительности в России 9
1.1. История развития княжеской благотворительности 9
1.2. Благотворительность правящих князей в императорской России 15
1.3 Благотворительность в XIX- начале XX вв. 19
2 Благотворительность и социальная работа 26
2.1. Основные функции благотворительности в современном российском обществе 26
2.2 Проблемы развития благотворительности в России 30
2.3 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики 36
2.4 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения 40
Заключение 50
Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

 

     Актуальность. Благотворительность - это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.

       Осуществление благотворительности – частное  и добровольное дело конкретного  человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

       Альтруизм и сострадание – необходимые  условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

       В общем случае благотворительность  представляет собой помощь другим лицам  за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.  

     Благотворительность, как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Сострадательное отношение  к бедным и увечным, различные  простейшие формы благотворительности  входили в обычаи восточных славян еще в VII-VIII вв. Среди основных направлений социальной помощи в Киевской Руси в IX в. значительное место принадлежало княжеской благотворительности. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей как раздача милостыни, кормление нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек. Это определяет актуальность изучения  княжеской  благотворительности на Руси. Многие князья  вносили свой вклад в становление благотворительности не только будучи частными благотворителями, но и устанавливая законодательно различные благотворительные порядки.

     В целях упорядочения благотворительности  в 996 году Великий князь Владимир Святой издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под  покровительство церкви.

     Необходимо отметить, что, несмотря на дальнейшее развитие благотворительности в Росси, расцвет её пришелся на времена Киевской Руси и Великого князя Владимира Святого, которого за его многочисленные благие дела канонизировала православная церковь. 

       С 2005 года третий сектор России увеличился по оценкам различных экспертов в 6-8 раз. Сегодня в России  по данным Госкомстата на 01.01.2009 действует около 480  тысяч некоммерческих организаций, около 22%  из них занимаются социально ориентированной деятельностью, 5 тысяч из которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ как благотворительные. В некоммерческом секторе работает около 2% трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев и консультантов. Результатом их деятельности стало оказание помощи и услуг для десятков миллионов человек. Ежегодно эти организации привлекают в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных целевых поступлений около 15 млрд. рублей из внебюджетных источников. Для огромного числа граждан нашей страны благотворительные организации являются местом, где они находят безвозмездную помощь, поддержку и финансово доступные услуги [6, c.39].

       Государство, будучи заинтересованным в поддержании  устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления и решения социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

       В условиях реформирования экономики и развития различных форм собственности требуют серьезной реорганизации управленческие структуры социальной сферы, системы социальных учреждений и служб. Научные исследования, международные и российские научно-практические конференции, сессии, которые проводят различные ассоциации (менеджеров России, социальных работников и др.), профессиональные союзы и объединения, свидетельствуют о том, что ученые и практики ведут огромную работу по изучению опыта российской благотворительности и социальной ответственности бизнеса.

       Создаются формальные и неформальные объединения  различных фондов и организаций, способных оказывать значительную помощь в решении социально значимых проблем: Союз благотворительных организаций  России, Национальная ассоциация благотворительных организаций и многие другие.

       Однако  для активного развития благотворительной  деятельности и ее эффективного участия  в социальной политике государства  существует несколько серьезных  препятствий. Главные из них - неблагоприятная  для благотворителей и благополучателей система налогообложения, несформированная государственная позиция по отношению к благотворительности, негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за длительный советский период утратило представление о милосердии как неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества. Преодоление этого противоречия возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.

     Изучение  основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

                                                                                                                         Степень научно - теоретической разработанности проблемы.

     Изучение  данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Они считают, что размаху благотворительной деятельности способствовали не только "накопление капитала, что создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности, но и поощрительное законодательство". Однако, на наш взгляд, и В.А.Сущенко, и Л.В. Бадя очень сильно идеализируют деятельность отечественных предпринимателей. "Являясь в большинстве своем капиталистами и по рождению, и по роду занятий, они сумели подняться над узкоклассовыми интересами определенных социальных групп и сознательно действовали для достижения общих целей. 

       Об истории становления социальной  работы в России писали Фирсов  М.В. (серия исследований по истории  социальной работы в России), В.И.  Курбатов учебник «Социальная  работа» где были указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева.  Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов [8, c.41].

     Правовую  базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают  следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.

     Основы  организации социальной защиты населения  рассматриваются в трудах таких  авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

     Основные  направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

       Теоретическую и методологическую  основу курсовой работы составили  работы отечественных авторов  Дурасановой и Годунского.  В  работе использовался исторический  подход. А так же были  проанализированы интернет источники// kapital-rus.ruarticles/article/174076 // и др. . Нельзя необратить внимание на следующие противоречия.

        Противоречие между:

-с  одной стороны, необходимостью создания более эффективной системы социальной защиты и развития социальной благотворительности.   

--с  другой стороны недостаточным вниманием, которое уделяется изучению и использованию исторического опыта российской благотворительности отечественных традиций благотворительной деятельности.

 Исходя  из данного противоречия можно  выделить проблему.

     Проблема. Заключается в недостатке изученности благотворительности в современной России.

     Объект  исследования: Возникновение российской благотворительности сходство и различия.

     Предмет исследования: Благотворительность в современной России.

     Цель: Изучение истории и современности  благотворительности в России.

     Задачи  работы:

     1. Изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.

     2. Рассмотреть историю развития благотворительности в России;

     3. Изучить современное состояние благотворительности

     4.Проанализировать влияние благотворительности на социальную работу.

 

1. История  благотворительности  в России

1.1. История развития княжеской благотворительности

 

       Осуществлять  благотворительность значит “творить благо”. Понятие “творить благо” всегда будет оставаться непостоянным и  неоднозначным. Даже в одном социуме  официальная трактовка “благотворительности” в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.

       Общепринятое  определение благотворительности  формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом как правило не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.

       Осуществление благотворительности – частное  и добровольное дело конкретного  человека, поскольку это связано  с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

       Альтруизм и сострадание – необходимые  условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени  присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

       В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом [6, c.35].

Информация о работе История благотворительности в России