Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:50, курсовая работа
Актуальность. Благотворительность - это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.
Введение 3
1. История благотворительности в России 9
1.1. История развития княжеской благотворительности 9
1.2. Благотворительность правящих князей в императорской России 15
1.3 Благотворительность в XIX- начале XX вв. 19
2 Благотворительность и социальная работа 26
2.1. Основные функции благотворительности в современном российском обществе 26
2.2 Проблемы развития благотворительности в России 30
2.3 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики 36
2.4 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения 40
Заключение 50
Список литературы 51
Что касается перспектив развития благотворительности в России, то они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности.
Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления. Здесь опять-таки очень важна государственная поддержка.
Кроме
того, рано или поздно и перед
предпринимателями встанет
В последние десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.
Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.
Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться.
На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться современная социальная работа: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции благотворительности? На мой взгляд успешность функционирования социальной работы будет напрямую зависеть от того на сколько нам удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. Необходимо учитывать, что благотворительная деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности к организованной социальной работе. Как уже было сказано, что в России до 1917 года существовала прекрасная сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские благотворительные общества, деревенские земства, общества призрения для крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность в лице промышленников и богатых купцов [7, c.34].
Следовательно,
нужно заниматься тем, чтобы возродиться
имеющиеся положительные
Также произошло осознание того, что невозможно только лишь одной благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это влияние осуществляется c помощью социальной политики [6, c.98].
Наиболее важной функцией социальной политики является служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В самом общем виде можно представить социальную политику как взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп и социальных общностей.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.
Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. В России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу».
В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.
В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это могло быть связано с тем, что государство в первую очередь ориентировало стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике. Как результат не были проведены реформы, необходимые для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры.
Эти действия привели к постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.
Таким
образом, можно предположить, что
возрождение
Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:
-
неблагоприятная для
-
несформированная позиция
-
недоверчивое, часто негативное
отношение к
Преодоление этих противоречий возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.
Таким образом, на протяжении
длительного периода
Государство,
будучи заинтересованным в поддержании
устойчивых социальных отношений, должно
видеть в благотворительности один
из важнейших рычагов управления
в решении социальных проблем
и, таким образом, способствовать развитию
благотворительной
Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. И важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль и значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.
Современная
Россия переживает переходный период,
который затронул все сферы социально-
Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
– социальное обеспечение;
– социальное страхование;
– социальную поддержку (помощь)
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1)
избавление от абсолютной
2)
оказание материальной помощи
населению в экстремальных
3)
содействие адаптации
Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;