История благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание

Актуальность. Благотворительность - это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.

Содержание

Введение 3
1. История благотворительности в России 9
1.1. История развития княжеской благотворительности 9
1.2. Благотворительность правящих князей в императорской России 15
1.3 Благотворительность в XIX- начале XX вв. 19
2 Благотворительность и социальная работа 26
2.1. Основные функции благотворительности в современном российском обществе 26
2.2 Проблемы развития благотворительности в России 30
2.3 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики 36
2.4 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения 40
Заключение 50
Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

       На  Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.

       В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились  здания XVII в., в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную  помощь.

       Первая  гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки. Больно было смотреть, когда при строительстве нового здания Генерального штаба в пер. Янышева ломали, сносили старинные особняки, дома с вековой историей, в том числе и здание ртищевской больницы.

       Москва  исстари была не только городом с  “сорока сороками” церквей, старинными усадьбами, причудливыми неповторимыми  улочками и многоголосым торжищем, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности. В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. В Москве, принимавшем тысячи нищих со всей России, в прошлом веке не было голодных смертей, что большинство бездомных находило себе ночлег в приютах, богадельнях, ночлежках. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни — состояния, другие — силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия.

       Христианство, призывавшее людей к любви  и милосердию, упав на благодатную  почву, стало государственной религией [12, c.48].

       Распространение в большинстве стран Европы христианской религии определило существенное изменение  социального отношения к нетипичным людям в эпоху Средневековья, феодализма. Наблюдалось появление  двух специфических моделей восприятия человека с ограниченными возможностями, прогнозирования его жизненного сценария. В рамках первой модели любое отклонение в индивидуальном развитии расценивалось как проявление воли Всевышнего, который наказал людей за их грехи или за грехи предков. Во втором случае психически и физически нетипичные люди считались «детьми Бога», на которых снизошла его благодать. В этом случае они причислялись к лику святых и окружающие с благоговением прислушивалась к их часто бессмысленному лепету, бормотанию, речам как к пророческим. Данное отношение сохранилось в ряде стран до наших дней. Например, в Израиле ребенок с синдромом Дауна воспринимается как посланник Бога. Церковь поддерживала данные модели социального отношения, предписывала безропотно относиться к инаковости, юродству, неполноценности и не пытаться исправить божью волю. Все попытки преодолеть дефективность, или начать изучать этиологию и специфику нарушений развития, преследовались священниками. Поэтому жалость к нетипичным людям не шла дальше привлечения пожертвований на их призрение.

       Если обратиться к истории государства российского, то, начиная с Х в., социальная помощь власть предержащих стала  расширяться. Так, князь Киевский Владимир призывал к своему двору всех нищих  и убогих, чтобы они могли взять  для себя «всяку потребу, питие и ядение», а своим приближенным наказывал развозить на телегах хлеб, мясо, рыбу, мед, квас по местам, где жили больные и нищие, не могущие ходить. Кроме того, ему приписывается учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей; богаделен, больниц, странноприимных домов. Данная традиция была продолжена не только многими последующими русскими правителями (Александр Невский, Глеб Ростовский, Димитрий Донской, Иоанн Данилович (по прозванию Калита), Константин Мудрый, Михаил Ярославович), но и священнослужителями (Антоний, Ефрем, Преподобный Феодосий Печерский).

       Законом общественного призрения считается  духовная заповедь Владимира Мономаха своим детям (1114 г.), где он завещает им три деяния: покаяние, слезы и милостыня. Именно благодаря милостыням, пожертвованиям почти при всех церквях на Руси существовали богадельни, приюты; в городах устраивались убогие дома, Божьи дома, скудельницы. Каждый приход имел свой «Комитет по социальной защите» прихожан в виде попечительства. Попечительства ставили своей задачей не только оказание материальной помощи малоимущим семьям прихода, призрение подкидышей, детей-сирот, убогих, инвалидов, но и создание сети церковно-приходских школ. Сам факт крещения Руси, принятие ею христианства, выступило своеобразным фундаментом системы образования как фактора социальной интеграции. Началось строительство монастырей, церквей, которые представляли собой очаги грамотности, так как монахи занимались переписыванием священных книг и составлением летописных сводов [19, c.51].

       В целом, Киевская Русь, не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, получила и приняла фактически готовую византийскую систему монастырской благотворительности. Христианство дополнило и усилило достижения духовной жизни славян, заменив языческую форму их выражения более цивилизованной и культурной. Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное отношение к инвалидам, обогащенное христианскими идеалами милосердия и добродеяния, в дальнейшем оформилось в устойчивую национальную традицию. Отрицательным моментом являлось то, что княжеская благотворительность в Древней Руси носила частный характер и во многом зависела от личностных качеств мецената. Отличительной чертой благотворительности выступала ее безадресность, «слепое» пожертвование.

       По  свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого  периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное».

       В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как  отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо» [2, c.46].

       Святослав Киевский (1194—1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал  и нищих. Обычай достохвальный: тогда  не было праздника для богатых  без милости для бедных».

       Владимир  Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».

       Иван  Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».

       Таким образом мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных мышцею и душою».

1.2.  Благотворительность правящих князей в императорской России

 

       Древнейшими формами благотворительности в  России были милостыня и призрение  нищих. Одним из ярчайших примеров христианской благотворительности на Руси является деятельность святого равноапостольного князя Владимира Святославича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. Уставом 996 г. кн. Владимир поручал общественное призрение духовенству, этим же уставом просветитель Руси определил десятину на содержание монастырей, храмов, богаделен и больниц. Вел. кн. Владимир Мономах считал опеку бедных одной из главных своих обязанностей. Нишелюбие было характерно также и для правителей из московского дома: особенной щедростью отличался кн. Иоанн Данилович Калита, в более позднюю эпоху щедрым благотворителем был царь Алексей Михайлович. О необходимости быть нищелюбивым и сострадательным к бедным записано в «Домострое» — сборнике XVI в., содержащем предписания в отношении бытовой жизни рус. народа.

       В XVI в. начала складываться система государственной  благотворительности Стоглавый  Собор 1551 г. постановил в каждом городе создать муж. и жен. богадельни «для прокаженных и престарившихся», а работоспособных нищих — заставлять трудиться. В 1670 г. был учрежден приказ для строения богаделен, отнесенных к ведомству Патриаршего дома. По мере того как русское правительство знакомилось с порядками в Западной Европе, оно задавалось мыслью об устройстве в России благотворительных учреждений по образцу европейских. Царь Феодор Алексеевич в своем указе перечисляет всевозможные благотворительные учреждения «еуропских стран» и ввиду этого предписывает, отобрав в Москве «увечных людей от притворных нищих», первых поместить в двух «шпитальных», а «здоровым лентяям дать работу» [12, c.42].

       Попытку организации государственной благотворительности  предпринял Петр I. С одной стороны, он принимал строгие меры против «ленивых прошаков», приказывал их бить батогами, водворять на место жительства, возвращавшихся к своему промыслу ссылать на каторгу, запрещал подаяние милости под угрозой денежного штрафа. С др. стороны, Петр требовал повсеместного устройства по губерниям «гошпиталей», т. е. приютов для всякого рода призреваемых, заботился о размещении инвалидов по монастырям и приказывал строить в городах, на церковных дворах, приюты для «зазорных» детей. План Петра о повсеместном устройстве благотворительных учреждений был до известной степени осуществлен императрицей Екатериной II. В 1763 г. указом императрицы в Москве был создан Воспитательный дом, который должен был существовать на частные пожертвования. Сразу же после опубликования манифеста о создании приюта Святейший Синод объявил о сборе средств. Императрица внесла 100 тыс. р., самым крупным вкладчиком в строительство и содержание Воспитательного дома стал П. А. Демидов, на средства которого были основаны коммерческое училище при Воспитательном доме и пансион при Московском ун-те.

       Дальнейшие  усилия императрицы Екатерины по «пристройству безумных» и созданию в каждой из 26 епархий Русской Церкви по 1 богадельне являются подготовительными мерами для систематической организации общественного призрения, основание которой было положено указом 7 ноября 1775 г. об «учреждениях для управления губерниями». В состав новых губернских правлений должен был входить приказ общественного призрения, на который возлагалась забота об устройстве народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов. В основе деятельности приказов общественного призрения лежали 3 принципа: самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими местного населения и обеспечение их денежными средствами. Каждому приказу было отпущено 15 тыс. р. с правом отдавать эти деньги под залог имений. В 1840 г. капитал приказов общественного призрения равнялся 25 млн р., в их ведении состояли 793 благотворительных учреждения с более чем 150 тыс. призреваемых. Ко времени правления имп. Екатерины II восходит первая попытка организации открытого общественного призрения (вне закрытых благотворительных заведений). Указ 1781 г. вменил в обязанность городскому магистрату С.-Петербурга определить «городового маклера», которому поручалось раз в неделю вскрывать кружки приказа общественного призрения и деньги раздавать «бедным, не могущим собрать работою себе пропитание» [4, c.65].

       Параллельно и независимо от Ведомства учреждений имп. Марии действовала еще одна крупная благотворительная организация, имевшая филиалы во многих городах России, — Человеколюбивое общество, созданное в 1802 г. по инициативе имп. Александра I для оказания помощи бедным и нуждающимся. Первым попечителем общества стал кн. А. Н. Голицын, обер-прокурор Святейшего Синода, с 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения, при содействии которого в 1819 г. возникло Попечительное о тюрьмах благотворительное общество. Человеколюбивое общество существовало на частные средства. Крупные пожертвования на содержание домов призрения делал президент Московского попечительного комитета общества кн. С. М. Голицын. Кн. П. И. Одоевский передал обществу имение в с. Болшеве с 1130 крестьянами; там были открыты богадельня, училище для крестьянских детей, исправительный приют для девочек. Об-ву жертвовали земли и крестьян вице-президент Попечительного комитета А. Н. Бахметев, кнг. О. М. Кольцова-Мосальская, М. Ф. Чихачёв и др. В составе Человеколюбивого общества действовало Общество поощрения трудолюбия, созданное по инициативе княгине А. Н. Стрекаловой в 1863 г. для оказания помощи женщинам.

       Важным  направлением благотворительности в России было призрение раненых, больных и престарелых воинов и их семей. Имп. Екатерина II учредила в С.-Петербурге Инвалидный дом на 50 чел. В 1813 г. были заложены основы инвалидного капитала, который состоял гл. обр. из пожертвований имп. Марии Феодоровны и частных лиц, в 1814 г. он был передан созданному имп. Александром I «Комитету, Высочайше учрежденному на 18-й день августа 1814 г.» (с 1877 Александровский комитет) - прообразу Красного Креста. В кон. XIX в. инвалидный капитал составлял ок. 22 млн р.

1.3 Благотворительность в XIX- начале XX вв.

 

     XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

     В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие  крупные пожертвования. Примерно в это же время почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти. В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей [7, c.18].

Информация о работе История благотворительности в России