История социальной работы в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.

Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.

Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.

Содержание

Введение 3



I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.

1. Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до

конца 18 в. 4

2. Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в. 10



II. Государственная политика защиты детей в годы советской власти

1. Защита детей-сирот в первые годы советской власти 19

2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны 22

3. Современная забота о детях 23



Заключение 26

Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

История социальной работы в России.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                                                                        3

 

I.                    Защита детства и социальная  работа в истории России до 1917 г.

1.              Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до

          конца 18 в.                                                                                                                                                          4

2.       Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в.                            10

 

II.                 Государственная политика защиты детей в годы советской власти

1.              Защита детей-сирот в первые годы советской власти                                                        19

2.              Забота о сиротах  в годы Отечественной войны                                                                     22

3.              Современная забота о детях                                                                                                                23

 

Заключение                                                                                                                                                                        26

Список литературы                                                                                                                                             28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях обострения экономических, полити­ческих и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не име­ют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступ­ность и детские заболевания, стала остро востребована работа со­циального педагога.

Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и приня­тие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация ра­боты с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нор­мального развития и жизни.

Учитывая, что главным в работе социального педагога являет­ся развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности инди­видуальной работы с ними.

Для этого потребовалось привлечение основных положений педагогической науки, и к ним ее части — социальной педаго­гики.

Появилась необходимость обратиться к истории отечественно­го образования и педагогики, к практике социального воспита­ния отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэто­му наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.

Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях-сиротах, религиозном воспитании, вос­питании в дворянской и крестьянской семьях. Полезно знать, что такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание личности в коллективе и педагогика ненасилия.

 

 

I. Защита детства и социальная работа  в истории России до 1917 г.

1.      Социальное воспитания и защита детей  с древнейших времен

до конца 18 в.

Термин «социальная педагогика» последние семьдесят лет в нашей стране не принимался, но опыт, идеи, принципы соци­альной педагогики, защиты детства и социального воспитания существовали давно.

Мы обращаемся к истории социальной работы, проблемам социальной педагогики, защиты детства и семьи в истории наше­го отечества для того, чтобы не забывать, что помощь убогому и сирому — одна из традиций нашего народа.

Исследования жизни и быта древних славян показывают, что примеры соблюдения долга перед землей Русской, несущие иде­алы моральной чистоты, степенности и достоинства, всегда были в основе духовного и семейного воспитания.

В памятнике славянской письменности (II тыс. лет до Р.Х.) «Влесовой книге» читаем: «Старый Илур учил детей своих по но­чам, так как греки (которые захватили Сурож (Крым. — Ю.В.) запрещали учить славянскую грамоту», что учил он юношей мыть­ся, закаливать себя, быть стойкими в сражении, так как славянам приходилось постоянно отражать бесконечные нападения врагов.

С принятием христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Тра­диция родовой общины славян в дохристианской Руси — заботить­ся о сиротах всем миром — преобразовалась в дома при скудельни­цах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались без­домные старики и старухи, которые были воспитателями брошен­ных детей. Тогда, по-видимому, и возникла пословица: «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка». Божедомка была, конечно, убогим жилищем, но это была народная забота о несчастных.

В VIII—IX вв. на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей. В «Уставе Владимира Святославовича», древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашли отражение забота кня­жеской (государственной) власти о единобрачной семье, записа­ны наказания за нарушение ее устоев.

Статья 6. А се церковные суды: пошибание (изнасилование), ...умычка (похищение)..., в племени или сватьстве поимутъся (близким родными)..., или кого застанут с четвероножиною (со скотиною), или девка дитя повержет (выкинет)».

Малая семья была многодетной, дети желанными, о них заботились. Поэтому с IX в. наблюдается путь от нищелюбия к государственной политике заботы о детях. Проявлять заботу о малолетних сиротах стала не община, а семья, и после смерти родителей решается проблема опекунства, наследования имущества.

Статья 99 «Русской Правды» определяет условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины; а при совершеннолетии сироты опекун должен представить в целости все наследство. Существовавший в то время термин «печаловаться» означал заботу о воспитании сирот, покровительство им.

В более поздних литературных памятниках Руси (X—XIV вв.) мы находим огромный пласт социальных проблем, влияющих на воспитание детей, проявление заботы о них. В «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII—XV вв.), в «Домострое» и «Повести о Горе-Злочастии» (XVI в.) рассматри­ваются социальные проблемы семьи, отцов и детей, проблемы подготовки детей к жизни, решений семейных, общественных и социальных конфликтов. Предстают примеры праведной жизни, соблюдения долга, порядка в семье и доме, лада и уюта, соблю­дения «божеской жизни», призыв к милосердию, добросердию. Авторы призывают читателя спешить делать добро, так как это на пользу и человеку и окружающим. В каждом из этих памятников проходит лейтмотивом забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным.                             

Первый сиротский государственный дом был построен в 1706 г. новгород­ским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре, который перенял опыт миланского архиепископа, открывшего в 787 г. дом для подкидышей. Проанализировать огромную эпоху нашей истории не входило в планы этого исследования. Но изве­стно, что в дохристианской Руси существовали скудельницы и божедомки, что при Иване Грозном государство занималось призрением детей-сирот. Патриарший приказ ведал сиротскими до­мами. Значит, сиротские дома существовали еще до 1706 г., при Иване Грозном Стоглавым Собором (1551) было определено каж­дой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквах богадельни. Такое объединение сил церкви и государства означало практическое единение в духовном, нравственном и светском образовании де­тей, а также в проявления милосердия к нищим.

Так, царь Федор Алексеевич издал Указ об устройстве на ка­зенный счет церковно-государственных благотворительных заве­дений для хронических больных, нищих и сирот. Эта политика благотворительности была государственной.

В середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, ведавший делами «сирых и убогих», а также детей-сирот, а патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.

До XVIII в. социальное воспитание в России осуществляли семья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включает семейное, религиозное, сословное и одновременно народное воспитание.

Своеобразной энциклопедией семейного воспитания XVI—XVII вв. является дошедший до нас памятник литературы той эпохи «Домострой». Ав­тор обращается к читателю, учит, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей.

В ноябре 1715 г. по указу Петра I в Москве и других городах были созданы госпитали для незаконнорожденных детей. Практи­ковался «тайный принос» младенцев, «дабы приносимых лиц не было видно»[1].

После того как императором была уничтожена треть мона­стырей, а колокола переплавлены на пушки, дороги России за­полнили нищие. В июне 1718 г. был издан указ императора, по которому было ведено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам»[2]. А так как богадельни и госпитали были переполнены, то царским рас­поряжением сирот отдавали на воспитание людям, а кому было 10 лет — отдавали в матросы.

Главную заботу о детях-сиротах в этот период несли сельские общины, помещики и монастыри.

В период царствования Екатерины II в государственном масш­табе была сделана попытка воспитать «новую породу людей», ут­вердить систему сословного воспитания. В государственных воспи­тательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Таким воспитанием просвещенная импе­ратрица пыталась создать третье сословие «образованных людей, которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами»[3]. Обоснованием и воплощением идеи «воспитания но­вой породы людей» занимался Иван Иванович Бецкой (1704— 1795), влиятельный придворный, автор школьной реформы «Ге­неральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который ратовал за создание закрытых учебных заведений для детей дворян. По его проектам начали действовать Смольный институт благородных девиц и Сухопутный кадетский корпус, строго со­словные учебные заведения.

Только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях, считал Бецкой, можно воспитать новых людей, ко­торые смогут «свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом». Надо создать новое общество образо­ванных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами. Это воспитание «новых от­цов и матерей, которые детям своим те же прямые и основатель­ные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, а от них передали б своим детям, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».

В юношах следовало воспитывать высокие нравственные нача­ла, вселив в них «страх Божий», возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, «соболезнованию о бедных».

Чтобы дети не подвергались влиянию общества, предполага­лось детей с 2—5 лет и до 18—21 года воспитывать в закрытых учреждениях «без права вернуться к родителям до того времени, пока в их сердце не будет прочно вкорено спасительное добро­нравие». И задача такого воспитания — дать не узкоспециальное образование, а готовить всесторонне образованных людей. Даже из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса должны выхо­дить не столько «искусные офицеры», сколько «знатные гражда­не». Этот термин не относился к знатности происхождения, так как в корпус принимали не только дворянских детей.

Вместе с А.А. Барсовым (профессором Московского универси­тета) Бецкой в 1763 г. разрабатывает «Генеральный план Импера­торского Воспитательного дома». В январе того года Екатерина II утвердила «Генеральный план Императорского Воспитательного дома» в Москве, а в апреле 1764 г. в доме у Варварских ворот начался прием младенцев. Дети были распределены по отделени­ям, в малолетнем находились малыши до 2 лет. Их кормили и сле­дили за ними няни. Дети от 2 до 7 лет жили отдельно, 7—11-летние воспитанники учились. В программу обучения входили основы веры, русская грамота, начала арифметики, немного географии, ремес­ло. В 18—20 лет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из дома.

В основе нравственного воспитания, по мнению Бецкого, дол­жна лежать православная вера, чтобы «вселять в юношество страх Божий». И главным в Воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка. Сиротам и подкидышам нужно го­товиться «служить отечеству делами рук своих», и никогда в Вос­питательном доме они не должны быть праздны. С 5 лет следует выполнять «легкую работу», в 7—11 лет — вязать сети, а девочки уметь плести ленты, в 11—14 лет — ткать, стряпать, шить, сти­рать. В 15—16 лет воспитанники приобретали навыки в ремеслах, для этого при Воспитательном доме создавались специальные ма­стерские. Питомцы «с природными дарованиями» занимались на­уками, обучались иностранным языкам, готовились к аптекар­скому делу и рисованию.

Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и иностран­ные языки, поступали в Московский университет, а девочки — в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Подготовка ремесленников и торговцев в Воспитательном доме требовала знания географии, обучение родному языку было первостепенным.

Воспитательные дома (московский и петербургский) получа­ли от императрицы значительные суммы, а также льготы и при­вилегии. Так, при основании московского Воспитательного дома от императрицы и наследника поступило 150 тыс. рублей, а также земельный участок для строительства с домами и огородами, мель­ницей, банями. Из казны на сиротские дома каждой губернии было выделено по 15 тысяч рублей. Любопытен тот факт, что императ­рица, узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, повелела передать все эти средства Приказу обще­ственного призрения.

Информация о работе История социальной работы в россии