Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.
Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.
Введение 3
I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.
1. Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до
конца 18 в. 4
2. Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в. 10
II. Государственная политика защиты детей в годы советской власти
1. Защита детей-сирот в первые годы советской власти 19
2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны 22
3. Современная забота о детях 23
Заключение 26
Список литературы 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.
1. Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до
конца 18 в. 4
2. Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в. 10
II. Государственная политика защиты детей в годы советской власти
1. Защита детей-сирот в первые годы советской власти 19
2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны 22
3. Современная забота о детях 23
Заключение 26
Список литературы 28
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.
Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.
Для этого потребовалось привлечение основных положений педагогической науки, и к ним ее части — социальной педагогики.
Появилась необходимость обратиться к истории отечественного образования и педагогики, к практике социального воспитания отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэтому наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.
Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях-сиротах, религиозном воспитании, воспитании в дворянской и крестьянской семьях. Полезно знать, что такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание личности в коллективе и педагогика ненасилия.
I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.
1. Социальное воспитания и защита детей с древнейших времен
до конца 18 в.
Термин «социальная педагогика» последние семьдесят лет в нашей стране не принимался, но опыт, идеи, принципы социальной педагогики, защиты детства и социального воспитания существовали давно.
Мы обращаемся к истории социальной работы, проблемам социальной педагогики, защиты детства и семьи в истории нашего отечества для того, чтобы не забывать, что помощь убогому и сирому — одна из традиций нашего народа.
Исследования жизни и быта древних славян показывают, что примеры соблюдения долга перед землей Русской, несущие идеалы моральной чистоты, степенности и достоинства, всегда были в основе духовного и семейного воспитания.
В памятнике славянской письменности (II тыс. лет до Р.Х.) «Влесовой книге» читаем: «Старый Илур учил детей своих по ночам, так как греки (которые захватили Сурож (Крым. — Ю.В.) запрещали учить славянскую грамоту», что учил он юношей мыться, закаливать себя, быть стойкими в сражении, так как славянам приходилось постоянно отражать бесконечные нападения врагов.
С принятием христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Традиция родовой общины славян в дохристианской Руси — заботиться о сиротах всем миром — преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей. Тогда, по-видимому, и возникла пословица: «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка». Божедомка была, конечно, убогим жилищем, но это была народная забота о несчастных.
В VIII—IX вв. на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей. В «Уставе Владимира Святославовича», древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашли отражение забота княжеской (государственной) власти о единобрачной семье, записаны наказания за нарушение ее устоев.
Статья 6. А се церковные суды: пошибание (изнасилование), ...умычка (похищение)..., в племени или сватьстве поимутъся (близким родными)..., или кого застанут с четвероножиною (со скотиною), или девка дитя повержет (выкинет)».
Малая семья была многодетной, дети желанными, о них заботились. Поэтому с IX в. наблюдается путь от нищелюбия к государственной политике заботы о детях. Проявлять заботу о малолетних сиротах стала не община, а семья, и после смерти родителей решается проблема опекунства, наследования имущества.
Статья 99 «Русской Правды» определяет условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины; а при совершеннолетии сироты опекун должен представить в целости все наследство. Существовавший в то время термин «печаловаться» означал заботу о воспитании сирот, покровительство им.
В более поздних литературных памятниках Руси (X—XIV вв.) мы находим огромный пласт социальных проблем, влияющих на воспитание детей, проявление заботы о них. В «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII—XV вв.), в «Домострое» и «Повести о Горе-Злочастии» (XVI в.) рассматриваются социальные проблемы семьи, отцов и детей, проблемы подготовки детей к жизни, решений семейных, общественных и социальных конфликтов. Предстают примеры праведной жизни, соблюдения долга, порядка в семье и доме, лада и уюта, соблюдения «божеской жизни», призыв к милосердию, добросердию. Авторы призывают читателя спешить делать добро, так как это на пользу и человеку и окружающим. В каждом из этих памятников проходит лейтмотивом забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным.
Первый сиротский государственный дом был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре, который перенял опыт миланского архиепископа, открывшего в 787 г. дом для подкидышей. Проанализировать огромную эпоху нашей истории не входило в планы этого исследования. Но известно, что в дохристианской Руси существовали скудельницы и божедомки, что при Иване Грозном государство занималось призрением детей-сирот. Патриарший приказ ведал сиротскими домами. Значит, сиротские дома существовали еще до 1706 г., при Иване Грозном Стоглавым Собором (1551) было определено каждой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквах богадельни. Такое объединение сил церкви и государства означало практическое единение в духовном, нравственном и светском образовании детей, а также в проявления милосердия к нищим.
Так, царь Федор Алексеевич издал Указ об устройстве на казенный счет церковно-государственных благотворительных заведений для хронических больных, нищих и сирот. Эта политика благотворительности была государственной.
В середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, ведавший делами «сирых и убогих», а также детей-сирот, а патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.
До XVIII в. социальное воспитание в России осуществляли семья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включает семейное, религиозное, сословное и одновременно народное воспитание.
Своеобразной энциклопедией семейного воспитания XVI—XVII вв. является дошедший до нас памятник литературы той эпохи «Домострой». Автор обращается к читателю, учит, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей.
В ноябре 1715 г. по указу Петра I в Москве и других городах были созданы госпитали для незаконнорожденных детей. Практиковался «тайный принос» младенцев, «дабы приносимых лиц не было видно»[1].
После того как императором была уничтожена треть монастырей, а колокола переплавлены на пушки, дороги России заполнили нищие. В июне 1718 г. был издан указ императора, по которому было ведено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам»[2]. А так как богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание людям, а кому было 10 лет — отдавали в матросы.
Главную заботу о детях-сиротах в этот период несли сельские общины, помещики и монастыри.
В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать «новую породу людей», утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Таким воспитанием просвещенная императрица пыталась создать третье сословие «образованных людей, которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами»[3]. Обоснованием и воплощением идеи «воспитания новой породы людей» занимался Иван Иванович Бецкой (1704— 1795), влиятельный придворный, автор школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который ратовал за создание закрытых учебных заведений для детей дворян. По его проектам начали действовать Смольный институт благородных девиц и Сухопутный кадетский корпус, строго сословные учебные заведения.
Только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях, считал Бецкой, можно воспитать новых людей, которые смогут «свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом». Надо создать новое общество образованных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами. Это воспитание «новых отцов и матерей, которые детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, а от них передали б своим детям, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».
В юношах следовало воспитывать высокие нравственные начала, вселив в них «страх Божий», возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, «соболезнованию о бедных».
Чтобы дети не подвергались влиянию общества, предполагалось детей с 2—5 лет и до 18—21 года воспитывать в закрытых учреждениях «без права вернуться к родителям до того времени, пока в их сердце не будет прочно вкорено спасительное добронравие». И задача такого воспитания — дать не узкоспециальное образование, а готовить всесторонне образованных людей. Даже из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса должны выходить не столько «искусные офицеры», сколько «знатные граждане». Этот термин не относился к знатности происхождения, так как в корпус принимали не только дворянских детей.
Вместе с А.А. Барсовым (профессором Московского университета) Бецкой в 1763 г. разрабатывает «Генеральный план Императорского Воспитательного дома». В январе того года Екатерина II утвердила «Генеральный план Императорского Воспитательного дома» в Москве, а в апреле 1764 г. в доме у Варварских ворот начался прием младенцев. Дети были распределены по отделениям, в малолетнем находились малыши до 2 лет. Их кормили и следили за ними няни. Дети от 2 до 7 лет жили отдельно, 7—11-летние воспитанники учились. В программу обучения входили основы веры, русская грамота, начала арифметики, немного географии, ремесло. В 18—20 лет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из дома.
В основе нравственного воспитания, по мнению Бецкого, должна лежать православная вера, чтобы «вселять в юношество страх Божий». И главным в Воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка. Сиротам и подкидышам нужно готовиться «служить отечеству делами рук своих», и никогда в Воспитательном доме они не должны быть праздны. С 5 лет следует выполнять «легкую работу», в 7—11 лет — вязать сети, а девочки уметь плести ленты, в 11—14 лет — ткать, стряпать, шить, стирать. В 15—16 лет воспитанники приобретали навыки в ремеслах, для этого при Воспитательном доме создавались специальные мастерские. Питомцы «с природными дарованиями» занимались науками, обучались иностранным языкам, готовились к аптекарскому делу и рисованию.
Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и иностранные языки, поступали в Московский университет, а девочки — в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Подготовка ремесленников и торговцев в Воспитательном доме требовала знания географии, обучение родному языку было первостепенным.
Воспитательные дома (московский и петербургский) получали от императрицы значительные суммы, а также льготы и привилегии. Так, при основании московского Воспитательного дома от императрицы и наследника поступило 150 тыс. рублей, а также земельный участок для строительства с домами и огородами, мельницей, банями. Из казны на сиротские дома каждой губернии было выделено по 15 тысяч рублей. Любопытен тот факт, что императрица, узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, повелела передать все эти средства Приказу общественного призрения.