История социальной работы в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.

Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.

Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.

Содержание

Введение 3



I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.

1. Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до

конца 18 в. 4

2. Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в. 10



II. Государственная политика защиты детей в годы советской власти

1. Защита детей-сирот в первые годы советской власти 19

2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны 22

3. Современная забота о детях 23



Заключение 26

Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

История социальной работы в России.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

В царствование Екатерины II незаконнорожденные подкиды­ши до совершеннолетия поступали в Ведомство приказов обще­ственных учреждений, а затем становились вольными. Ранее же, по Соборному Уложению царя Алексея Михайловича, подкиды­ши становились крепостными.

В 1777 г. Указом Сената Воспитательный дом был открыт в Петербурге. Повелением императрицы все «призреваемые дети... не имея пропитания, присмотра и призрения» зачислялись на­всегда в ведомство Воспитательного дома.

Вскоре Воспитательные дома стали создаваться в других круп­ных городах России. Дети со слабым здоровьем воспитывались в домах, большинство же после кормилицы отдавались в благона­дежные семьи, где оставались до 21 года. Плата за содержание и одежду определялась в зависимости от возраста. За этими детьми наблюдали окружной врач и надзиратель от воспитательного дома. В доме были мастерские, в которых готовили лекарей, сельских учителей, повивальных бабок, нянь, телеграфистов, объездчиков и шкиперов для торгового флота. Так, в 1892 г. под опекой Санкт-Петербургского Воспитательного дома находились 33955 детей и взрослых (через 100 лет после создания). В их числе были и на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и в подмастерьях, в земле­дельческих колониях, в служебных должностях. Воспитательный дом был центром опеки и попечительства.         

 

2.      Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в.

 

Социальная политика в России XIX в. в значительной мере от­ражает ее историческое развитие. Это век бурного роста всех от­раслей хозяйства, развития промышленности, средств связи, пу­тей сообщения, массового применения техники, промышленного переворота.

Русская промышленность к 1800 г. выдает больше всех в мире чугуна и выходит на первое место по производству металла, вооружения и военной техники. Закон о вольных хлебопашцах, подписанный Александром I, был первым этапом освобожде­ния крестьян (22 млн); при Николае I была освобождена еще треть крепостных крестьян, окончательно же завершила этот процесс реформа 1861 г.

В интересах народа Александром III был проведен ряд реформ. Отмена подушной подати, сокращение платежей крестьян за ссу­ды, которые давались на выкуп земли, закон о труде батраков, ослабление налогов, создание крестьянского банка, переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток — все это способствовало упорядочению экономики.

Появились новые промышленные города. Возник новый тип помещика-капиталиста, который активно участвовал в делах земств, занимал ведущую роль в просвещении и здравоохране­нии, благотворительности.

Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские учи­лища, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Чтобы разрушить искаженную устоявшуюся картину безграмот­ной России, надо отметить, что приходские училища открыва­лись при каждой церкви — и в городах, и в селах. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требо­ваний регионов, потребностей хозяйства и промышленности. До­статочно широкое образование давало домашнее и частное обуче­ние и воспитание. В 1882 г. была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. С 1884 г. обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами.

Вторая половина XIX в. — период развития капиталистических отношений, роста городского населения — сопровождалась обо­стрением социальных проблем, усилением социального расслое­ния, ростом числа обездоленных.

Судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих  занималась жена Павла I, императрица Мария Федоровна. Она была назначена «начальствовать над воспитательным обществом», а позже и над воспитательными домами.

В поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) она обраща­ла внимание на состояние в России воспитательных домов и пред­лагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных ломов в крестьянские семьи в «государевы деревни». За их воспи­танием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. В Манифесте Александра I (1802) об учреждении министерств было предусмотрено предо­ставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После ее смерти (1854) было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое за­нималось сиротскими приютами, институтами благородных де­виц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухоне­мых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.

В составе Ведомства были Московский и Петербургский воспи­тательные дома, а также подобные дома в других городах России.

В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а де­вушки — до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремес­ленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек — домоводству, рукоделию, ткац­кому мастерству.

Поскольку в воспитательных домах смертность доходила до 75%, с 1811 г. сирот чаще стали передавать в семьи. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако за детьми, которых передавали в крестьянский семьи существовал надзор со стороны воспитательного дома. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, получали земель­ный надел. Девушки 19 лет получали «вольноувольнительное сви­детельство».

В 1822 г. в Саратовской и Самарской губерниях начали созда­ваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов. Но так как земельные наделы не переходили по наслед­ству, то через 20 лет — в 1844 г. — колонии распались.

В 1837 г. Гатчинский воспитательный дом был преобразован в, сиротский институт для «обер-офицерских сирот» (мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. Класс для под­готовки учителей был открыт в 1844 г., где в большом объеме пре­подавалась педагогика, но через 10 лет класс был ликвидирован, и в институте стали готовить канцелярских служащих и правоведов'.

Работа Гатчинского сиротского института связана с именем замечательного русского педагога Егора Осиповича Гугеля (1804— 1841). Е.О.Гугель был автором ряда учебных книг: «Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их позна­ниями», «Руководство к умственным упражнениям при преподавании отечественного языка в 3-х курсах» и др., издателем «Педа­гогического журнала» (1833—1834). С 1830 г. он работал инспекто­ром Гатчинского сиротского дома. В 1832 г. вместе с П.С.Гурьевым на свои средства они при Воспитательном институте открыли школу для малолетних. Это был специальный эксперимент орга­низации дошкольного обучения и воспитания с целью его усо­вершенствования.

В Гатчинский сиротский институт поступали дети в возрасте от 4—5 до 12 лет. Они жили в небольших пансионах, которые содержали в своих частных домах женщины-благотворительни­цы. Отсюда дети шли в школу, где проводили время в играх и учебе. В 10 лет ребята поступали в институт, целью которого было готовить из детей-сирот будущих наставников.

Тысячелетняя история призрения детей-сирот в России осуществлялась по двум направлени­ям: государственно-общественной и частно-церковной. До XIX в. преобладали государственные учреждения, но в начале XIX в. стали усиливаться патронат и воспитание де­тей-сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создают­ся приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

В 1837 г. в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозавод­чика А .Демидова был открыт первый детский приют, в котором находились дети в то время, когда их матери уходили на работу. С детьми занимались только днем. Вскоре в городе открылись еще четыре подобных заведения. В приютах дети питались, их одевали, следили за здоровьем, обучали чтению и письму, счету, различ­ным трудовым навыкам. В приютах открывали ремесленные клас­сы, создавали хоровые кружки'. В 40-х гг. подобные приюты созда­ются при промышленных предприятиях. Так, в 1841 г. подобных приютов в Питере было б, в Москве — 7.

В 1838 г. создается Комитет гласного попечительства. В Москве и Петербурге приютами руководили Советы, а в губернских и уезд­ных городах — попечительства.

В 1846 г. в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться «сиротские отделения», где постоянно жили дети, не имеющие родителей.

К концу XIX в. приюты стали смешанными, где находились приходящие и постоянно живущие дети.

В 1894 г. в Петербурге Фребелевское общество открывает пер­вый бесплатный народный детский сад для детей из бедных се­мей; на средства фабрикантов создаются фабричные детские сады для детей рабочих.

В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций. Известным был приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Петербурге, открытый в 1846 г. В приюте было два отделения: мужское и жен­ское. Воспитанники получали образование начальной школы и обучались какому-либо ремеслу, выпускники направлялись в реальные училища. В приюте были музыкальная и рисовальная школы, струнный и духовой оркестры, переплетная, слесарно-механическая и часовая мастерские.

В женском отделении приюта были гимназия и педагогический класс, девочки учились играть на рояле, белошвейному мастер­ству, росписи по ткани и фарфору, изготовлению искусственных цветов. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже приют был от­мечен двумя серебряными медалями.

В 1847 г. в Петрозаводске был открыт приют для девочек, рас­считанный на 100 человек. Девочки в нем содержались до 12 лет, в исключительных случаях — до 16. Обучение велось по программе начальных училищ, в основу воспитания было положено привитие навыков самообслуживания, работы в саду и огороде. Часть урожая продавалась. Выпускницы устраивались на работу помощницами модисток, лучшие оставались помощницами смотрительниц[4].

В Москве на пожертвования Бахрушиных был устроен приют в Сокольниках. При нем существовала школа и мастерские для за­нятий ремеслами. Для детей бедных вдов Бахрушины открыли на­чальную школу и отдельно ремесленную школу.

К концу XIX в. число приютов в России значительно выросло. Так, только «Московское общество попечения о бедных и больных детях» к 1899 г. открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет.

В начале XX в. в России было 148 приютов. Из них 11 яслей-приютов, 10 ремесленных приютов и рукодельных школ, школы поварского дела и одна школа для подготовки смотрительниц. После закона 1828 г. большинство воспитательных домов, при­ютов, детских яслей создавалось за счет благотворительности. К 1917 г. на территории РСФСР располагалось 538 детских при­ютов, где воспитывались 29650 детей.

Благотворительность в России XIX в. осуществлялась не толь­ко за счет пожертвований различных обществ и частных лиц, но и за счет царской казны. За первые - полвека, к 1855 г. было 365 учебных заведений, 40 лечебных, воспитательных домов и благотворительных приютов. Благотворительной деятельностью занимались Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество попечения об испорченных де­тях.

Многое для детей-сирот, детей из бедных семей во второй по­ловине XIX в. было сделано приходскими благотворительными организациями. Приходская благотворительность была направлена не только на поддержание богаделен для престарелых, но и на содержание приютов для детей.

В приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. Приходские приюты были постоянные и дневные. В днев­ных дети были в основном из беднейших семей. Так, в Петербурге при 33 благотворительных организациях было 12 дневных с 640 детьми и 26 постоянных приютов, где воспитывались 846 детей.

Во всех приютах учили какому-нибудь ремеслу, что было под­готовкой к будущей профессии. Установилась практика содержать в приюте детей до 14 лет, но она приводила к тому, что, попав в мастерские, выпускники особенно девочки, оказывались в тяже­лых условиях постоянного ученичества и снова бежали в приют. Тогда благотворительные общества стали создавать при приютах мастерские, где воспитанники учились и работали еще 3—4 года'.

Одно благотворительное общество создавало мастерскую по пошиву, другое — кулинарную школу, третье организовывало школу для нянек, куда приводили малюток и где учились уходу за детьми. Так, при Христорождественской церкви на Песках благо­творительным братством был устроен ночной приют для сирот до 13 лет. Братство пристраивало этих ребят «в ремесла», а на ночь они возвращались в приют.

Распространившиеся во второй половине XIX в. ясли-приюты были городскими и сельскими. Некоторые городские ясли-при­юты (например, Петербурга) были платными. Платили от 3 до 10 копеек за дневной приют и пропитание. В некоторых приютах было не только питание и гигиенический уход, но и обучение грамоте, знакомство с окружающим миром, явлениями природы; там же обучали рукоделию. Так, по этому принципу в Томской губернии был создан приют для детей арестантов.

В начале XX в. в развитии образования происходят существен­ные перемены, сказывается влияние демократического и револю­ционного движения в стране. В воспитании и обучении первосте­пенными становятся гуманистическое, духовное и нравственное направления. Воспитание на примерах добра и творчества, обра­щение к вопросам самосовершенствования личности, воспита­ния и обучения в семье, реформирования системы образования.

В совершенствовании системы образования усиливается роль благотворительного движения среди дворян, разночинной интел­лигенции. Увеличивается число земских школ, создаются клубы, летние колонии отдыха детей, воспитательные дома свободного творчества для детей из малоимущих семей, где ставится задача нравственного и физического воспитания. Социальным воспита­нием занимаются дворянские, христианские и женские попечи­тельства. Социальная работа ведется по частной педагогической инициативе. Так, Московский и Петербургский комитеты грамот­ности и Всенародный союз учителей и деятелей народного обра­зования становятся инициаторами открытия народных рабочих домов на окраинах; центров досуга, общего и нравственного об­разования народа; народных университетов для взрослых; бесплат­ных народных библиотек; городских и сельских народных театров.

Информация о работе История социальной работы в россии