История социальной работы в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.

Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.

Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.

Содержание

Введение 3



I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.

1. Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до

конца 18 в. 4

2. Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в. 10



II. Государственная политика защиты детей в годы советской власти

1. Защита детей-сирот в первые годы советской власти 19

2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны 22

3. Современная забота о детях 23



Заключение 26

Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

История социальной работы в России.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

В начале XX в. число благотворительных обществ и организа­ций в России, которые занимались благотворительной деятельно­стью по призрению детей бедноты, постоянно росло. Созданные в 1882 г. Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей были не единичны. В 1892 г. Н.З.Стасовой было создано общество «Детская помощь».

В 1902 г. была попытка все созданные в крупных городах благо­творительные общества объединить в единый «Союз детской по­мощи», но это объединение просуществовало недолго.

Одним из бедствий в России была детская смертность. В 1904 г. в стране был создан Союз для борьбы с детской смертностью. В него входило свыше 600 человек, и в первый год существования пожертвования составили свыше 7 тыс. рублей. Союзом при город­ских амбулаториях выдавалось молоко, в ряде городов были от­крыты детские ясли, где воспитывали внебрачных детей. Среди населения Союзом было распространено «Обращение», призы­вавшее обратить внимание на надвигающуюся катастрофу, к ко­торой могла привести детская смертность[5].

Одной из форм благотворительности было создание для детей бедноты народных детских садов на частные пожертвования и на средства из бюджета местных самоуправлений. В таких садах дети находились днем, по 6-8 часов; с группой из 40—50 человек рабо­тала одна воспитательница. Здесь следили за здоровьем детей, при необходимости лечили; играли и занимались с ними.

Для детей городской бедноты создавались летние детские пло­щадки. Многие из таких были открыты Обществом физического образования П.Ф.Лесгафта. В Петербурге в 1894 г. такую площадку сделало Фребелевское общество, а летом 1895 г. оно же открыло летнюю детскую колонию, где ребят закаляли, знакомили с при­родой.

Частную помощь детям-сиротам, больным, детям из бедней­ших семей оказывали служители православной церкви. Так, мит­рополит Гавриил перед кончиной (1800) завещал все свое состояние передать на содержание бедных учеников Александро-Невской академии и Новгородской семинарии. В 1884 г. ста­рец отец Амвросий в обители в Шамардине открыл школу для приходящих крестьянских детей. Протоиерей отец Иоанн Серги­ев Кронштадтский (1829—1908), поняв, что раздача милостыни мало что дает для нищих и обездоленных, на благотворительные средства открывает «Дом трудолюбия» и при нем ночлежный дом, где были устроены и трудились бездомные дети.

В середине XIX в. проявлением социальной помощи в распро­странении просвещения среди народа явилось движение откры­тия воскресных школ для юношей и девушек из малоимущих се­мей.

Это был период «хождения в народ», период милосердной по­мощи со стороны интеллигенции, создания народных школ, хо­рошо оснащенных наглядными пособиями, программы которых были близки запросам крестьянской жизни. Такие школы ставили целью выпускать из своих стен хозяина, человека, способного ве­сти культурное крестьянское хозяйство.

 

II.                 Государственная политика защиты детей в годы советской власти

1.        Защита детей-сирот в первые годы советской власти

 

В первые годы советской власти в результате первой мировой войны, революции и гражданской войны детская беспризорность стала первостепенной проблемой правительства и общества. В 1917 г. все приюты и сиротские дома правительство преобразовало в го­сударственные, определив их в ведение Народного комиссариата социального обеспечения. В 1918 г. они были переданы Наркомату просвещения. В январе 1919 г. созданный Государственный Совет защиты детей под председательством А.В.Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России. Члены Совета занимались организацией обществен­ного питания бездомных детей, снабжением продовольствием дет­ских ломов.

В 1921 г. в России было 4,5 млн. бездомных детей. Созданная во главе с Ф.Э.Дзержинским Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК) объединяла, точнее, координировала ра­боту всех ведомств по ликвидации беспризорности. В этот период создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, ставилась цель определить всех беспризорных детей в детские дома, подготовить их к самостоятельной жизни.

В 20—30-е гг. кроме приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома. В пионерские дома, куда определяли де­тей-сирот, принимали только пионеров с 12 лет. В каждый такой дом собирали по 60—80 ребят, содержание работы носило больше политический характер.

В период борьбы с беспризорностью было открыто много новых приемников-распределителей по определению детей в детские дома, практиковалось усыновление, патронат, назначение опеки. В 1926 г. было принято постановление правительства о передаче воспитан­ников детских домов в крестьянские семьи. В эти же годы создава­лись детские трудовые колонии, в которые помещали подростков-правонарушителей 12—17 лет. Такие колонии для мальчиков и девочек были раздельными, и главным методом воспитания являл­ся труд, промышленный или сельскохозяйственный.

В 1935 г. на основании постановления ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» были созданы трудовые колонии вместо ранее существовавших трудо­вых домов и школ ФЗУ особого типа, отдельно для девушек и юношей. Трудовых колоний было три категории: общего типа, для осужденных за тяжкие преступления и трудовые колонии со строгим режимом. Созданием трудовых колоний ставилась задача исправления и воспитания трудных подростков в духе исполне­ния законов, честного отношения к труду. Содержались воспи­танники в колонии до установленного срока или до совершен­нолетия. Общественно-педагогическое движение за всеобщее образова­ние, обучение детей рабочих и крестьян, за новый быт и культу­ру, воспитание нового человека в новом обществе охватывало широкие массы. В Ленинграде была создана коммуна «За новый быт», которая стала «Ядром коммунистического быта»; в Москве, в Бауманском районе, была организована пионерская коммуна. Члены созданной коммуны на Соколиной горе — «фабзайчата» — создали «легкую кавалерию», вели борьбу с браком на производ­стве, проводили допризывную учебу подростков, занимались физ­культурой и спортом.

Из всех воспитательных учреждений, создаваемых в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши — дошколь­ники и ребята школьного возраста.

Созданные в первые годы советской власти детские дома раз­мещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах обязательно были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека.

В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 — 80 тыс., в 1919 — 125 тыс., в 1920 — 400 тыс., в 1922 г. — 540 тыс.[6]

В феврале 1919 г. на первом Всероссийском съезде по охране детства обсуждались вопросы содержания воспитательной работы в детских домах, задачи воспитания нового коммунистического поколения.

На последующих Всероссийских съездах (втором в 1924 г., тре­тьем в 1930 г.) обсуждались проблемы трудовой подготовки вос­питанников детских домов, содержание воспитательной работы, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни. Правительство приняло постановление (1925) о трудоуст­ройстве воспитанников детских домов. На третьем Всероссийской съезде — в мае 1930 г. — было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.    

 

 

2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны

 

В годы Отечественной войны количество детских домов увели­чилось. Новые детские дома открывались для детей-сирот, выве­зенных из фронтовых областей, детей, потерявших родителей, детей фронтовиков.

В январе 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

К концу 1945 г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17 тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

В первые месяцы войны сотни детских домов перебрасыва­лись из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для си­рот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные органи­зации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали ребят с по­ездов и через приемники-распределители устраивали в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1944 г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943 г. — 308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производ­ственные мастерские.

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская (г. Ромны, Сумской обл.) усыновила 48 ребят.

Постановление правительства «О неотложных мерах по восста­новлении хозяйства в районах, освобожденных от немецкой ок­купации» (август, 1943 г.) предусматривало устройство детей-си­рот: для этого создавалось 459 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 дет­ских приемников-распределителей на 2 тыс. человек. В них направ­лялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских ра­ботников, погибших во время войны.

В 1942 г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О мерах ком­сомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активизирова­ло работу низовых комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсо­мольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев райо­нах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941—1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270 тыс. детей-сирот. В 1950 г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тыс. человек. В 1958 — 4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956 г. по решению правительства для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты. В 1959—1965 гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

 

2.             Современная забота о детях-сиротах

 

В 1985 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по улучшению     воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». По­становление позволило не только материально укрепить назван­ные учреждения, но и улучшить положение воспитанников. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) «О со­здании детских домов семейного типа» забота о детях-сиротах при­обретает более индивидуальный характер. Сейчас в России 347 детских домов семейного типа, в них находятся 3,5 тыс. детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родите­лям-воспитателям, оплаты их отпусков.

Сейчас существуют государственные детские дома, в том чис­ле дома ребенка, школы-интернаты, и государственно-обществен­ные. Ко вторым относятся опекунские и приемные семьи, семей­ные детские дома Российского Детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций.

Новыми формами воспитания детей-сирот являются приюты, лицеи, дома матери и ребенка.

В 60—70-е гг. были приняты постановления правительства по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспе­чения семей имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостоя­ния советского народа» (1976), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968), «О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семь­ям, имеющим детей» (1974), «О мерах по увеличению товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими то­варами» (1978 г.) и др. После этих постановлений был увеличен отпуск работающим матерям по уходу за ребенком до одного года, освобождены от оплаты за содержание детей в детских садах, школах-интернатах те семьи, чей доход не превышал 60 руб. на человека в месяц. Строились новые детские сады и школы-интер­наты, выплачивались пособия при рождении первого, второго и третьего ребенка.

В эти же годы в принятой Реформе общеобразовательной и профессиональной школ предполагалось «усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подра­стающего поколения». На предприятиях, в колхозах и совхозах создавались коллективы наставников, воспитателей-общественни­ков, родительские комитеты, советы отцов, клубы подростков, по месту жительства.

На Днепропетровском заводе была создана «Служба семьи», в Харькове на заводских собраниях ставили вопросы воспитания детей в семье. В Москве, Ленинграде, Туле, Горьком был органи­зован родительский всеобуч. Популярные журналы, лекции обще­ства «Знание», радио и телепередачи посвящались воспитанию ребенка в семье.

Некоторые предприятия к работе по трудовому воспитанию подростков привлекали родителей; где и родители и дети вместе участвовали в благоустройстве города, поселка, завода.

Но повышение материального благосостояния семьи оборачи­валось потребительским отношением детей к жизни, пренебрежением к труду и людям труда. Семья не справлялась с кризисом  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрушительные последствия проводимых реформ  очень болезненно сказались на семье. Экономичес­кий кризис как результат этой политики усугубил се положение. Увеличилась смертность, сократилось количество браков и рождаемость.

Информация о работе История социальной работы в россии