Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.
Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.
Введение 3
I. Защита детства и социальная работа в истории России до 1917 г.
1. Социальное воспитание и защита детей с древнейших времен до
конца 18 в. 4
2. Государственная политика защиты детства в 19- начале 20 в. 10
II. Государственная политика защиты детей в годы советской власти
1. Защита детей-сирот в первые годы советской власти 19
2. Забота о сиротах в годы Отечественной войны 22
3. Современная забота о детях 23
Заключение 26
Список литературы 28
В России согласно статистическим данным с 1992 г. наблюдается сокращение населения. Если в 1995 г. прирост населения составлял 749,9 тыс. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 тыс. Данные демографов: сегодня в России 147 млн. человек, из них жителей 40—50 лет всего 50 млн., детей 6 лет — 5 млн. В результате в 2040 г. в России будет населения всего 50 млн. человек.
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию, психологические конфликты. Современная семья урезает себя во всем, в том числе и в питании. Ножницы прожиточного минимума богатых и бедных разительно расходятся. Часть населения на грани нищеты. Чаще это многодетные семьи. Каждый третий ребенок воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Усилилась криминальная обстановка.
За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми в Дворцах культуры, Домах пионеров.
Государство устранилось от настоящей помощи семье. Снизилось государственное финансирование женских консультаций, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка.
В самом тяжелом положении семьи, где несовершеннолетние дети, неполные семьи.
Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозможность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причины и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Невозможность прожить на одну зарплату заставляет работать всех членов семьи.
Сегодня кризис семьи наблюдается во всех странах мира. Особенно в тяжелом положении оказались дети. Их в России 25,9% населения.
1. Архангельская П.В. Организация детской жизни. – Самара, 1928
2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987
3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. – М., 1990
4. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны. 1941-1945//Воспитание школьника, 1988. - № 1
5. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. – М., 1993
6. Детская беспризорность. – М., 1923
7. Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. – М., 1919
8. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. – М., 1993
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). – М., 1980
10. Об общественном призрении в России. – СПб., 1818
11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). – М., 1989
12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19611986). – М., 1987
13. Педагогическая энциклопедия. – М., 1964. – Т.1. – с.193-194
14. Боцяновский В. Исторический очерке деятельности Российского Красного креста//Антология в социальной работы. – М., 1994. – Т.1. – с.171-172
15. Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты Российской империи//Педагогика.– 1995. - № 1. – с.117-119
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978.- с.661
17. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России// Трудовая помощь. – 1990. - № 1. – с.58
18. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. – СПб., 1901 – с.24
28
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978.- с.661
[2] Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России// Трудовая помощь. – 1990. - № 1. – с.58
[3] Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. – СПб., 1901 – с.24
[4] Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты Российской империи//Педагогика.– 1995. - № 1. – с.117-119
[5] Боцяновский В. Исторический очерке деятельности Российского Красного креста//Антология в социальной работы. – М., 1994. – Т.1. – с.171-172
[6] Педагогическая энциклопедия. – М., 1964. – Т.1. – с.193-194