Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, лекция

Описание

Важное место в системе социальных отношений современного общества занимают межэтнические отношения – отношения между этническими группами (этносами). Этносы – это, пожалуй, наиболее распространенные в мире общности людей: социологи, этнологи оценивают их количество примерно в 2-3 тысячи. Отношения между этносами (межэтнические отношения) существенно влияют на общие процессы стратификации интеграции, демократизации. Они аккумулируют огромные потенции самодвижения и развития. Чрезвычайно важное значение (как практическая социальная проблема и проблема научная, теоретическая) имеет та форма данных отношений, которая формулируется в понятиях «противоречие», «конфликт», «кризис». Речь идет о межэтнических противоречиях, конфликтах и кризисах: они могут оказать (и оказывают) серьезное негативное, сдерживающее влияние на положительные, прогрессивные процессы в обществе.

Содержание

1. Понятие этноса и этнической общности: парадигмы интерпретации и определение.
2. Межэтнические отношения и их типы.
3. Межэтнические конфликты.
4. Этнополитическая ситуация в современной России. Национально-этническая политика российского государства.

Работа состоит из  1 файл

Тема 19 Этнические общности Нации и межнациональные отношения.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

      На  межэтнические отношения влияет множество факторов: исторические (союзы, присоединения, завоевания, депортации); политические (формы государственного устройства, правления, взаимоотношения  политических элит); социальные (соотношение этнической и социальной стратификации общества, различия в социальной мобильности); культурные (близость культур; традиций, языков и др.); психологические; ситуативные и т.д.

      Стабильное  состояние общества, экономики, повышение  благосостояния граждан, национальная политика государства, направленная на добрососедские или дружеские отношения между народами, содействуют их сближению, взаимоотношению, расширению интеграционных процессов, формированию общности духовного облика представителей различных этносов.

      Положительное влияние на межнациональные отношения  оказывают общие интересы, цели этнических групп, позитивная поддержка правительства, средств массовой информации, делающих акцент на равноправие, самоценность каждого  этноса, общее прошлое, индифферентность к национальным различиям, готовность к взаимной терпимости, принятие людей другой национальности такими, какие они есть. Так среди русских 10-15% этничных индифферентны, 60-80% готовы к межэтническим контактам. Исследования, проведенные Ю.В.Арутюняном, свидетельствуют о том, что они ориентированы на межэтнические контакты в работе, семейных отношениях, как в России, так и в странах бывшего СССР5.

      В условиях кризиса общества межэтнические  отношения осложняются. Растет напряженность  по поводу межгрупповых различных (например, в связи с преобладанием среди «богатых людей» или властных групп представителей иной национальности. Так, в Прибалтике «не граждане»  ограничены в доступе к власти, а эстонцы и латыши считают, что 60% бизнеса находятся в руках русских и евреев. Усиливается позитивная оценка действий собственной группы и негативная оценка инонациональной группы, ответственность за ухудшение жизни переносится на других, происходит смещение «оправдательных» оценок на «обвинительные» («братские народы» превращаются в «оккупантов», «инородцев»). Психологическая напряженность сопровождается «заряженностью агрессией, особенно во время массовых выступлений, связанных с национальными проблемами.

      С межнациональными отношениями связана  проблема национализма и обусловленные им типы этнического поведения.

      Национализм, как идеологическое, политическое, социально-психологическое явление по мощности воздействия на поведение людей приравнивается современными исследователями к либерализму. Оно имеет как положительное значение (сохранение целостности этноса, национального государства, стимулирование этнической мобилизации), так и отрицательное (этноцентризм, ставка на неравенство, исключительность положения в государстве, недружелюбность по отношению к другим народам).

      Национализм – это система взглядов, чувств, идеология в основе которых лежит  этноцентризм. Он имеет большую социально-политическую направленность.

      Многомерность национализма обусловлена разным уровнем  рационально-эмоционального  восприятия национальных интересов, многообразием факторов, оказывающих воздействие на его проявления.

      В отличие от отечественной науки, рассматривающей  национализм вплоть до 90-х годов, как отрицательное  явление, на Западе, оно видится как  принцип, согласно которому национальные и политические интересы должны совпадать. Национализм, подчеркивает Э.Геллнер в работе  «Нация и национализм» (на русском языке вышла в 1991 году), выступает выражением новых форм социальной и политической организации, основанной на стремлении этносов к высокой культуре, находящихся под контролем и защитой государства. Для человека  национализм является ориентиром приобщения к национальной культуре, рассматривается многими идентично патриотизму.

      В науке общепризнано деление национализма на гражданский (государственный), связанный с территорией, с самоопределением личности, рациональный, фактически равный патриотизму и этнонациональный. Последний разделяется на два направления: этнический и этнонациональный. Этнический национализм по преимуществу обосновывает государственность по этническому признаку, а с ней и политические институты, культурные системы, собственность на ресурсы и т.д. Этнонациональный – выступает за культурную целостность языка, историческое наследие и т.д. И в том, и в другом национализме проявляются «гражданские» и этнические элементы в разной степени и в разной форме.

      В зависимости от распространенности национализма находятся межнациональные (межэтнические) отношения, которые  рассматриваются, как «основные  стратегии поведения». Это:

      изоляция – специфика поведения этнических меньшинств в традиционном обществе; характеризуется минимумом контактов и максимумом социальной дистанции по отношению к остальным членам общества;

      приспособление  – основной способ участия этносов в социальной и политической жизни, суть которого в приведении социальной (этнической) группой своего поведения в соответствии с нормами социально-этнической среды;

      коммунализм – способ повседневного контроля над обществом со стороны представителей той этнической группы, которая является ведущей силой; концепция, обосновывающая максимальную автономию местных национальных (этнических) меньшинств;

      автономия -  обособление этнической группы с целью реализации своих интересов. Существует либо в виде культурной автономии, либо политической автономии (самоуправление во всех областях жизни);

      сепаратизм  – стремление этнической группы к обособлению, отделению и даже к созданию самостоятельного государства, как основы самоопределения;

      ирредентизм – стремление к объединению по этническому признаку с родственной группой, проживающей в другом (или других) государстве.

      В реальной жизни все выглядит сложнее. Исследования российских этнологов позволили выделить проявления национализма в России в период реформирования общества в конце ХХ века6. Наиболее распространенными из них являются следующие проявления национализма.

      Национализм классический, направленный на достижение полной национальной независимости в виде образования собственного государства. По такому пути (вольно или невольно) пошли практически все бывшие союзные республики СССР.

      Национализм паритетный - направлен к суверенитету, но последний ограничен передачей части полномочий Центру.

      Национализм экономический. Его первоначальная задача – экономическая независимость, которая может перерасти в суверенитет.

      Национализм защитный – направлен на сохранение и возрождение этноса, особенно языка, культуры и т.д.

      Национализм модернизированный, имеющий целью осуществлять прорыв в экономике, культуре, социальной области с тем, чтобы стать притягательной силой других этносов.

      Национализм либеральный - отличается плюралистичностью, стремлением понять всех.

      Такие намерения и заявления в то же время по-разному проявляются  в межнациональном общении -  от «империалистических», авторитарных форм до демократических.

      Национализм играет огромную роль в мобилизации  этнической группы на социальные действия и как таковой приводит к межэтническим  конфликтам.

      Межэтнические отношения могут характеризоваться  как равенством, так и первенством. Это связано, как правило, с тем, что в этническом плане население страны может подразделяться на различные группы, в частности и особенно на преобладающие по численности и малочисленности группы. Обычно в таком случае говорят о большинстве и меньшинстве ( о больших группах и меньшинствах – небольших этнических группах людей). Обычно на этой основе складываются различные формы неравенства, например, расизм и дискриминация.

      В целом же, как замечает Дж.Масионис, социологи описывают формы взаимодействия между расовыми и этническими категориями с помощью, четырех моделей – плюрализма, ассимиляции, сегрегации и геноцида.

      Вот как представляет данные модели межэтнических  отношений (взаимодействий) американский социолог в книге «Социология»7. 

            
  1.   Межэтнические конфликты и их типы
 

       Особой формой межэтнических отношений являются конфликты, возникающие  на почве этнических (межэтнических) отношений и представляющие собой высшую форму обострения соответствующих, а именно межнациональных противоречий.

       Межэтнические конфликты в конце ХХ столетия стали приметой мирового, общественного развития – на их долю в 90-х  годах ХХ в. Приходилось две трети всех конфликтов в мире.

       Десятилетиями этнические конфликты потрясают  страны: Англию между англичанами  и ирландцами, Бельгию – между  валлонами и  фламандцами, в Канаде между франко – и англоязычной частями общества. Есть баскская проблема в Испании, курдская в Турции и Ираке, сложный узел межэтнических противоречий, переросших в конфликты на Балканах, особенно в бывшей Югославии и т.д.

       «Конфликт национальный – это конфликт между  представителями разных рас, возникающий  в результате их социального неравенства  и расовых предрассудков»8.

       Межэтнический конфликт – это  способ разрешения противоречий между общностями людей, которые консолидируются на  этнической основе. Согласно общей теории, они вырастают из соперничества за обладание представляющихся для всех сторон дефицитными ценностями.

       Особенность межэтнических конфликтов состоит  в том, что они практически  не существуют в чистом виде, но всегда включают в себя национально-этническую мотивацию (требование автономии, государственной независимости, сохранения родного языка, повышение его статуса, завоевание лидерства в экономике, социальной структуре для конкретной этнической группы, удовлетворение ее потребностей, снятия статуса несоответствий, когда группа имеет большой потенциал, но он не реализуется и т.д.)

       Среди массы причин (психологических, политических), порождающих конфликты в кризисные  времена, как показало проведенное  в 114 странах 90-х гг. ХХ в. Кросс-исследование, большую роль играет относительная депривация, когда одни этнические группы свои трудности понимают через сравнение с положением других этнических групп, которые оцениваются, как более благополучное.

       Социологическая концепция межэтнических конфликтов является одной из доминирующих. Она основана на анализе этнических параметров основных социальных групп (социальной стратификации этносов). Доминирование в привилегированных группах представителей одних этносов воспринимается другим этносом, как дискриминация, как побудительный  мотив для межэтнической напряженности и открытых конфликтов. Осознанию такой дискриминации, превращению ее в коллективный образ содействует политическая элита, заинтересованная по ряду причин в мобилизации этнических черт в длительную общность. От элиты зависит выбор пути и форма разрешения конфликта – насколько она способна и стремится к насильственной или ненасильственной форме его разрешения. И если ненасильственные конфликты сопровождаются психологическим напряжением, добровольной миграцией части этнической группы, то насильственные ведут к человеческим жертвам, принудительной депортации. Во всех случаях возникает фактор инертности, при котором растет взаимная отчужденность народов. Вне острых противоречий между народами нет глубоко укоренившегося межэтнического отчуждения и ненависти.

       Межнациональные конфликты, возникшие в бывших республиках  СССР после развала, отличаются многоликостью. По типологии Л.М.Дробижевой выделяются следующие конфликты.

       Конституционные, или институциональные конфликты, переросшие в борьбу за независимость. От этнонациональных требований, которые не были единственными, хотя и занимали видное место, Республики перешли к полной государственной независимости (Прибалтика, Украина, Армения, Грузия, Молдова).

       Статусные, возникшие в результате борьбы за повышение статуса своей республики (области, края) или этноса.

       Этнотерриториальные. К 1996 году актуальными были 140 территориальных притязаний и на территории РФ, вспыхнуло 180 конфликтов. Толчок многим из них был дан в результате декларативной реабилитации репрессированных народов.

       Межгрупповые, межобщинные конфликты (например, русско-якутские в 1986 году).

       В реальности эти конфликты смешиваются друг с другом. Формы конфликтов многообразны: от региональных войн, краткосрочных вооруженных столкновений до невооруженных действий, манифестаций, идеологического противодействия.

       Итак, межнациональные отношения, включающие широкий спектр межэтнического взаимодействия, неотделимы от национальных чувств и идей. Они могут  приобретать характер межэтнических конфликтов, которые отличаются большим разнообразием.

Информация о работе Этнические общности. Нации и межнациональные отношения