Консультирование неполных семей как метод социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание

Актуальность : Актуальность данной темы состоит в том, что консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.
Консультирование как технологический способ решения социальных задач – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

Содержание

Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования.....................5
1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность.........................................5
1.2 Неполная семья как объект социальной работы.........................................18
Глава 2. Деятельность территориального центра социального обслуживания населения по социальному консультированию......................................................29
2.1 Диагностика проблем неполной семьи........................................................29
2.2 Деятельность социального работника по консультированию неполных семей....................................................................................................................33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра технологий социальной работы

 

 

 

 

 

 

Консультирование неполных семей как метод социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнила

                                                                                             студентка 531 группы

                                                                                            социальная работа

                                                                                           Загайнова А. Н.

                                                                                             Дата          Подпись

 

                                                                                              _______          _______

 

                                                                                             Проверила

                                                                                             Старший преподователь

                                                                                             Кафедры технологии

                                                                                             Социальной работы

                                                                                             Королёва С. В.

                                                                                             Дата          Подпись

 

                                                                                                                                   

 

 

                                                                                                      

 

                       

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение......................................................................................................................2

Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования.....................5

1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность.........................................5

1.2 Неполная семья как объект социальной работы.........................................18

Глава 2. Деятельность территориального центра социального обслуживания населения по социальному консультированию......................................................29

2.1 Диагностика проблем неполной семьи........................................................29

2.2 Деятельность социального работника по консультированию неполных семей....................................................................................................................33

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованной литературы…………………………………………44

Приложение……………………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Актуальность : Актуальность данной темы состоит в том, что консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Консультирование как технологический способ решения социальных задач – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.

    Проблема исследования : каковы методы и формы семейного консультирования

     Объект : организация социального консультирования неполных семей

     Предмет : содержание социального консультирование неполных семей

     Цель : проанализировать деятельность центра по социальному консультированию неполных семей.

     Задачи : 1. Изучить социальное консультирование, его понятие и сущность.

                   2. Изучить неполную семью, как объект социальной работы.

                   3. Диагностика проблем неполных семей.

                   4. Деятельность социального работника по консультированию неполных семей в территориальном центре социального обслуживания населения.

      Методы исследования : Анализ литературы, наблюдения, диагностические методы, анкетирование, различные виды опросов.

      Структура работы : курсовая работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования

1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность

     Социальное консультирование как метод в нашей стране только начинает развиваться. Имеется два подхода к характеристике консультирования, которые дополняют друг друга.

В первом подходе рассматривается функциональный взгляд на консультирование. Э. Фриц: "Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это".

     Занимаясь консультированием, мы каждый раз пытаемся изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не руководим выполнением. С точки зрения этой позиции консультанты являются помощниками в решении какого-либо вопроса.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать.

     Социальное консультирование – это консультативная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить социальные проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и содействуют, при необходимости, выполнению решений.

Эти подходы рассматривают социальное консультирование как профессиональную службу или как метод, обеспечивающий практические советы и помощь [18].

   Социальное консультирование можно рассматривать как одно из направлений управленческого консультирования, предлагая консультационные услуги по вопросам управления кадрами, их обучения, профориентации, набора кадров, адаптации, кадровой политики, диагностики персонала, анализа межличностных отношений, диагностики здоровья и повышения трудоспособности: повышения мотивации, оценки и аттестации и т. д.

 

    В социальном консультировании выделяют ряд принципов, которых придерживается консультант в работе с клиентом (согласно Ю. Е. Алешиной)

[2] .

1. Принцип профессионализма и компетентности.

2. Принцип доверительности.

3. Принцип конфиденциальности.

4. Принцип результативности.

    Данных принципов придерживаются в своей работе не только консультанты, но и другие специалисты, работающие с людьми.

   Этика консультирования требует подчинения личных интересов консультанта интересам клиента. Во время выполнения задания консультант предоставляет свои знания и опыт в распоряжение клиента, его задача – найти наилучшее решение в интересах клиента.

I. Профессиональный подход – помочь клиенту понять, как он может сам себе помочь, – основная задача консультанта.

  Консультант – это профессионал, обладающий определенным объемом знаний, навыков и умений, которые он приобрел с помощью системы профессионального обучения и тренировки, практической работы. И эти знания и опыт он предоставляет в распоряжение клиентов.

     Компетентность консультанта – это основа его профессионального подхода к решению проблемы. Он должен обладать теми знаниями и умением, которые необходимы данному клиенту.

     Консультант должен хотеть и быть способным критически оценивать свои собственные знания и умения, рассматривая новое задание.

     Можно выделить пять элементов профессионализма:

1)  социальные знания и методы;

2)  соответственно подготовленные опытные кадры;

3)  совокупность стандартов для обеспечения выполнения работ на профессиональном уровне;

4)  заинтересованность консультанта и клиента в совместной работе;

5)  наличие специализированных организаций для выполнения заказов.

II. Принцип доверительности в консультировании является наиболее важными между консультантом и клиентом. Консультант сам может обратиться за советом к клиенту, доверяет ему и полагается на него. Необходимо делиться своими чувствами и открыто признавать свои ошибки, недостатки, нехватку знаний. Целью всего этого является создание атмосферы сотрудничества и взаимной ответственности для достижения общей цели. Клиент должен верить, что заинтересованность консультанта в участии и взаимном доверии искренна и не является видимостью, а сотрудничество – действительно правильный путь достижения желаемых результатов. Для этого консультанту следует избегать одностороннего влияния и контроля, следует подключить клиента к активному обсуждению и решению проблем.

III. Принцип конфиденциальности.

Работа с клиентом предполагает, что консультант обладает определенной информацией, касающейся деятельности и проблем клиента. Без разрешения клиента консультант не вправе распространять имеющуюся у него информацию в каком бы то ни было виде (статья, доклад, реплика и т.д.). Если консультант дает такую информацию, то он превышает свои права и его поступки можно считать нарушением соглашения между ним и клиентом. Не имеет значения, каким способом эта информация была дана (высказыва­ние, показ посторонним лицам документов клиента и др.). Клиенты должны быть уверены, что могут доверять консультантам, иначе консультирование не может быть успешным. Нарушение частности и конфиденциальности ведет к потере доверия к консультанту, и тем самым он теряет своих будущих клиентов.

IV. Принцип результативности.

Особенно трудно решить вопрос об эффективности конечных результатов консультирования. Между выполнением консультантом своих обязанностей и результатами его работы существует определенная взаимосвязь, но предъявлять какие-то претензии к консультанту трудно, так как он выступает лишь в роли советчика. Нельзя ожидать и тем более требовать от консультирования, чтобы результаты были точно такими же, как у других клиентов. Но если консультант обещал больше, чем клиент получил, то консультант несет за это ответственность как за невыполненную работу.

Результативность консультативной деятельности можно определять исходя из взаимного уважения, доверия, понимания [28].

Рассмотрев основные принципы консультирования, можно выделить профессиональные ценности консультанта.

1.  Прямо и честно говорить то, что думаешь, обращая внимание на впечатление, которое твои слова производят. Не выражать свои мысли в грубой форме, неприятные вещи сообщать в подходящей ситуации.

2.  Открытость в общении и работе. Стремиться быть понятным.

3.  Консультант и клиент должны вместе определять, какую работу необходимо провести.

4.  Принцип взаимного выигрыша при рассмотрении конфликтных вопросов, то есть разрешение споров без ущерба для любой из сторон.

5.  Строить работу в три этапа: действие, его осмысление, извлечение уроков (коррекция действий).

6.  Постоянная обратная связь.

7.  Стремиться к установлению атмосферы доверия.

8.  С пониманием относиться к ситуации, когда люди говорят "нет".

Вышеизложенные принципы подходят для консультанта, работающего в любой сфере [16].

     Специалист, работающий в области социального консультирования, должен владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы семейном консультировании необходим учет мнения более чем одной стороны).

1.  Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе клиента и выделять способы работы с этими слоями).

2.  Принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

3.  Принцип стереоскопического диагноза (в семединицы анализа, будь то индивид, семья как целое или индивидуальный жизненный путь как целое).

4.  Принцип системности .

5.  Принцип уважения личности клиента (отказ установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на принятие, понимание клиента).

6.  Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различие дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.).

Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду, предлагать четкие и объективные рекомендации клиенту, не задумываясь о том, как это повлияет на его собственные интересы.

     Методы социального консультирования можно разделить на две группы.

Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

Вторая группа. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.

Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.

Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.

Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.

  Рассмотрим методы консультирования: проективное консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент социально-психологического тренинга, игровые методы.

Проективное консультирование – консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения. Консультант не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.

Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.

Рефлексивное консультирование – один из методов, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны. Рефлексия – механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы и отмечающий неудачные.

Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностных опытом, новыми возможностями и навыками.

Информация о работе Консультирование неполных семей как метод социальной работы