Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа
Актуальность : Актуальность данной темы состоит в том, что консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.
Консультирование как технологический способ решения социальных задач – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования.....................5
1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность.........................................5
1.2 Неполная семья как объект социальной работы.........................................18
Глава 2. Деятельность территориального центра социального обслуживания населения по социальному консультированию......................................................29
2.1 Диагностика проблем неполной семьи........................................................29
2.2 Деятельность социального работника по консультированию неполных семей....................................................................................................................33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………
Анализ деятельности специалистов по социальной работе с неполной семьёй свидетельствует о том, что расширение спектра социальных услуг, запланированных заранее и реализация их потенциальных возможностей, привело к стабильному росту деятельности отделения в целом. Кроме того, проведение традиционных мероприятий на более высоком профессиональном уровне, углубленное изучение психологических проблем неполных семей и их коррекция, введение инновационных технологий привело к активности и увеличению посещаемости неполных семей района.
Доминирующее направление отделения является оказание консультативной помощи неполным семьям. Специалистами регулярно осуществляется их информационное и психологическое консультирование. Анализ причин обращений свидетельствует о том, что у неполных семей района стали чаще проявляться конфликтные отношения с социальным окружением, вызванные экономической нестабильностью в семье, на работе, которые приводят к внутриличностным проблемам, пьянству и алкоголизму. Характер обращений по данным вопросам чаще всего выражен у наиболее уязвимых граждан района – членов неполных семей, относящихся к «группе риска»[20].
В ходе нашей работы с неполной семьёй, которая проводилась в территориальном центре социального обслуживания населения была использована такая методика как анкетный опрос. Разработанная анкета была направлена на выявления проблемных зон семей в социальном плане.
Представленная ниже таблица 1.1. свидетельствует о том, что в анкетировании участвовали члены семей (один из супругов) - 40 респондентов (28 женщин и 12 мужчин: 20 семей, стоявших на учёте в ТЦСОН).
Табл.1.1
В ходе анкетирования респондентам необходимо было ответить на предлагаемые в анкете 25 вопросов, выбрав один или несколько вариантов ответа, или написать свой ответ.
Анкета содержала вопросы следующего плана: общие сведения о респонденте (пол, возраст, занятость); сведения о детях (количество, возраст, пол); экономическое положение семьи; место и условия проживания (жилищный вопрос); актуальные семейные проблемы; способ решения семейных проблем; источники информирования молодой семьи по вопросам нормативно-правового и законодательного плана, по семейному воспитанию и вопросам социально-психологического характера; обращение в Центр обслуживания населения (цель обращения в центр, кто и какую помощь оказывал в центре, деятельность социального работника (Приложение А).
Результаты анализа данных анкетирования показал наиболее острые проблемы неполных семей.
Так, например, большинство респондентов – 85% не устраивает их материальное положение. (Таблица 1.2.)
Таблица 1.2. Ответ на вопрос «Устраивает ли Вас Ваше материальное положение?»
На вопрос: «Какие проблемы для вашей семьи являются наиболее актуальными?» респонденты отметили несколько групп проблем, в связи с этим количественный анализ включал подсчет частоты встречаемости выбранных категорий. (Таблица 1.3.)
Таким образом, комплекс реабилитационных мероприятий проводится в 77 семьях (257 человек), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стоявших на учёте в центре. Среди них 20 семей являются молодыми. В результате такой работы уже в 30 семьях наблюдается положительная динамика по стабилизации и оздоровлению микроклимата в семье, в частности, повысилась мотивация к формированию адекватных межличностных отношений, уровень педагогической компетенции родителей, осознанной ответственности у них за воспитание детей, что способствовало укреплению культуры брачно-семейных отношений и нравственных основ молодой семьи.
Заключение.
1. Таким образом, консультирование имеет огромное значение в социальной работе с неполными семьями и располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Все большее применение консультативная деятельность получает в различных сферах социальной работы, в формировании ее инновационных технологий.
2. Подводя итог, можно сказать, что в целом условия жизни неполных семей можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительные. Конечно, для кардинального повышения помощи этим семьям со стороны государства и общества в целом необходим выход из социально-экономического кризиса, в котором оказалась страна. В то же время следует понимать, что трудности решения проблемы их социальной защиты этим не исчерпываются, поскольку рассматриваемые домохозяйства всегда будут составлять слой населения с наиболее низкими доходами, наиболее низким уровнем и качеством жизни. Следовательно, проблема эта не преходящая, а постоянная, может меняться лишь ее острота. Поэтому общество всегда в той или иной форме, в тех или иных размерах вынуждено решать различные вопросы социальной защиты неполных семей. Для решения этой важнейшей сегодня и в перспективе проблемы необходимо на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации,
а также местного самоуправления разработать и принять специальную программу помощи детям из неполных семей.
3. Сложность и многозначность проблем, постоянно возникающих в такой специфической отрасли государственной и общественной деятельности, какой является социальная защита населения, настоятельно выдвигают в качестве одной из первоочередных задач необходимость повышения профессионализма работников социальных служб. Пора импровизаций и интуитивных предположений в организации социальной работы давно прошла, жизнь требует квалифицированных подходов к решению назревших вопросов. В этой связи особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыками научного диагностирования социальных ситуаций, с тем чтобы, опираясь на его результаты, вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты населения и терапии взаимоотношений в обществе, ибо все они обусловлены сугубо определенными причинами (при всем их многообразии) и поэтому при осуществлении практических действий по поддержанию или преодолению наметившихся тенденций, событий или явлений в каждом конкретном случае требуется глубокое понимание их природы, характера и сущности, выявление и распознавание которых и составляет суть социальной диагностики.
4. Анализ данных проведенного анкетирования семей с целью выявления их проблемных зон в социальном плане, позволил сделать вывод о том, что самыми актуальными проблемами для современной семьи являются проблемы социально-экономического плана и жилищный вопрос. На основе неразрешения данных проблем возникают дополнительные: социально-бытового и социально-психологического характера.
Список использованной литературы
1. Алексеева, Л. С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания [Текст] : научно-методическое пособие / Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков. - М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование[Текст] : учебник / Ю. Е. Алешина. -.М.: Изд. 2-е. — Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с.
3. Антонов, А. И. Социологои семьи [Текст] : учебник / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Изд - во МГУ : Изд. - во Международного университета бизнеса и управления ( « Братья Карич » ), 1996. - 304 с.
4. Башкирова, Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи [Текст] : худож. лит. / Н. Башкирова.- М. : Наука и техника, 2007.-272 с.
5. Волков, А. Г. Эволюция российской семьи [Текст] : статья / А. Г. Волков . Мир России, 2004.- № 4 С. 45 — 47.
6.Волкова, А. Н. Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. Вопросы психологии. 2005. № 5.с.116.
7. Голод, С. И. Семья и брак : Историко — социологический анализ [Текст] : учебное пособие / С. И. Голод.- Спб. : Метрополис, 2007.- 122 с.
8. Гурко, Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях [Текст] : Социологические исследования / Т. А. Гурко, 1997. – №1. – 82 с.
9. Дементьев, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] : социология семьи / И. Ф. Дементьев. - 2001.- № 11.
10. Добрынина, Е. М. Золотая середина. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса [Текст] : публицистическая литература / Е. М. Добрынина.- Российская газета, 2007. - 24 января. - 9 с.
11. Ершова, Н. М. Воспитание детей в неполной семье [Текст] : учебное пособие / Н. М. Ершова. - М. : «Прогресс», 1980.
12. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – М. : «Академия», 2008 г. – 224 с.
13. Кон, И. С. Социологическая психология [Текст] : учебное пособие / И. С. Кон. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
14. Кравченко, А. И. Основы социологии [Текст] : учебное пособие для студ. средн. спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - 3-е издание, исправ. - Екатеринбург : Деловая книга, М. : Раритет, 1999. - 421 с.
15. Кончанин, Т. Л. Социология [Текст] : учебное пособие / Т. Л. Кончанин, С. Я. Подопригора, С. Н. Яременко. - Ростов н / Д. : Феникс, 2006. - 480 с.
16. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : Учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб. : Питер, 2006. - 992 с.
17. Кучмаева, О. В. Добрачное поведение школьников и учащихся ПТУ [Текст] : сборник статей / О. В. Кучмаева. - М.: Семья в России, 1996. - № 1. - с. 82
18. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Индивидуальное психологическое консультирование. – М., 2006, с.211
19. Маркович, Д. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / Д. Маркович. - Растов н / Дону : изд. - во Рост. ун. - та, 1999.- 272 с.
20. Медведева, Г. П. Этика социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. П. Медведева — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 208 с.
21. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 192 с.
22. Нарыкова, И. Н. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра [Текст] : Работник социальной службы. - 2001. - №1. - 78-82 с.
23. Носырева, Е.И. Альтернативное разрешение споров в / Е.И. Носырева. – М., 2005 С.123.
24. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям [Текст] : пособие для психологов и педагогов / Я. Г. Николаева. - М : Владос, 2006.
25. Обеспечение власти и населения официальной статистической информацией о социально-экономическом и демографическом положении Российской Федерации [Текст] : Интернет-конференция председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике В. Л. Соколина. Гарант - справочная правовая система //www.garant.ru.
26. Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. - М. : «Дашков и Ко», 2004.
27. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.С.79.
28. Психология социальной работы [Текст] : О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М. А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2007 г. - 352 с.
29. Рашитова, Л. К. Об основных формах помощи членам неполных семей [Текст] : статья / Л. К. Рашитова, 2007.
30. Смелзер, Н. Социология [Текст] : учебное пособие / Н. Смазлер, пер. с англ. - М. : Феникс, 2009. - 688 с.
31. Степашин, С. Суверенная демография [Текст] : статья / С. Степашин Российская газета. - 2007. - 7 марта. - 1-6 с.
32. Указ Президента РФ №2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» [Текст] : Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.
33. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей [Текст] : Учебное пособие / В. С. Торохтий. - М. : ТЦ Сфера, 1996.
34. Тюгашаев, Е. А. Семьеведение [Текст] : Учебное пособие / Е. А. Тюгашаев. - М. : 2003.
35. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч. с изд. 1979г. /А .Г .Харчев. - М. :ЦСП, 2003. - с. 342
36. Шапиро, Б. Ю. Содержание социальной работы с семьей : Проблемы и перспективы [Текст] :учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ю. Шапиро. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
37. Эйдмиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст] : учебное пособие / Э. Эйдмиллер, В. Юстицких. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета для членов семьи
Уважаемые респонденты! В рамках эмпирического исследования, проводимого в Территориальном центре социального обслуживания населения Партизанского района г. Минска Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, направленные на выявление проблемных зон Вашей семьи в социальном плане.
1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол
a) Мужской
b) Женский
2. Укажите ваш возраст
a) 18-23
b) 23-26
c) 26-30
3. Количество детей в Вашей семье?
a) 1
b) 2
c) 3 и более
d) Нет детей
4. Данный брак является первым для вас?
a) Да
b) Нет
5. Какова продолжительность Вашего брака?______
6. Планируете ли Вы иметь детей ещё?
a) Да
b) Нет
7. Устраивает ли Вас Ваше материальное положение?
a) Да
b) Нет
8. Имеется ли у Вас постоянная работа?
a) Да, у обоих супругов
b) У одного их супругов
c) Нет, но имеется дополнительный заработок у обоих
d) Имеется вторая работа у обоих
e) Имеются дополнительный заработок помимо основной работы у обоих из супругов
Информация о работе Консультирование неполных семей как метод социальной работы