Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа
Актуальность : Актуальность данной темы состоит в том, что консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.
Консультирование как технологический способ решения социальных задач – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования.....................5
1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность.........................................5
1.2 Неполная семья как объект социальной работы.........................................18
Глава 2. Деятельность территориального центра социального обслуживания населения по социальному консультированию......................................................29
2.1 Диагностика проблем неполной семьи........................................................29
2.2 Деятельность социального работника по консультированию неполных семей....................................................................................................................33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………
Прогностическое консультирование – консультирование, ставящее своей целью предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Оно состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в каком направлении желательно развитие объекта.
Интервью как метод консультирования предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих возможности клиента.
Пятишаговая модель интервью:
1) достижение взаимопонимания. Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;
2) сбор информации. Консультант решает вопросы: "Зачем клиент пришел?", уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;
3) определение желаемого результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут);
4) выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);
5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.
Игровые методы в консультировании. Их используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. Он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант знает решение проблемы, но появились сомнения, что клиент примет его рекомендации.
В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.
При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры.
Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.
Этапы игры: диагностика – игра – реализация.
Социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих.
В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Кроме рассмотренных методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью групп, проблемный анализ ситуации, метод "мозговой атаки", технология группового решения проблем.
В настоящее время в нашей стране наиболее острые проблемы возникают у таких категорий населения, как молодежь, людей пожилого возраста, многодетных семей и др.
Решение таких проблем не может быть реализовано без организации социальной работы. С этой целью открываются центры социальной поддержки населения, социальной реабилитации подростков, психологической помощи, "телефоны доверия", консультации "семья и брак" и другие консультационные центры.
Организационные формы социального консультирования разнообразны и зависят от психологических, материальных, юридических, организационных и других проблем.
Особая задача социального работника консультационной службы заключается в умении провести первую беседу. Пространство беседы. Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог или социальный работник имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где обеспечены уединенность, ничего не отвлекает его от беседы. Время беседы определяет, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие. Время имеет значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене – это важный атрибут кабинета психолога, социального работника, консультанта, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет, и необходимо работать активно и динамично. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый ее этап должны произойти в отведенный для этого временной отрезок. Процесс беседы. Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. Длительность приема, во время которого происходит беседа, варьируется в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм. В большинстве случаев время приема один час, и распределить его можно следующим образом: 1) начало беседы 5-10 минут; 2) расспрос клиента 25-30 минут; 3) коррекционное воздействие 10-15 минут. Рассмотрим, что представляет собой каждый из этих этапов, какие задачи и цели должен успеть решить консультант за это время. Начало беседы. Во время беседы консультанту надо встретить и "усадить" клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько с первых минут консультант сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником (встать навстречу клиенту, или встретить его в дверях кабинета, при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумку). Перед тем как начать беседу, можно сделать паузу 45-60 секунд, чтобы клиент успел собраться с мыслями и оглядеться в кабинете, так как клиент в незнакомом помещении испытывает дискомфорт. Важный момент начала беседы – знакомство с клиентом по имени, если этого не произойдет по каким-либо причинам, то беседа может пройти неэффективно. После знакомства консультант может объяснить, что такое социальное консультирование, на что клиент может рассчитывать, обращаясь за помощью, затем клиент должен рассказать о себе и своих проблемах, если он молчит, ждет, что скажет консультант, ему нужно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно", или "Расскажите, что вас сюда привело". В процессе беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие – это воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика – и клиент может обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверенно и одиноко, и тогда придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта. Неудачные слова, как "проблема" – употребление его до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. "Не бойтесь, не напрягайтесь, даже если вам будет стыдно говорить о чем-то". Все эти реплики заставляют думать клиента, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, напрягаться и т.д. В начале беседы у клиента может возникнуть сопротивление консультированию, он задает себе вопрос, стоило ему приходить сюда или нет. Вступая в дискуссию с клиентом, не стоит забывать, что попытка приписать собственные проблемы другому является классической формой сопротивления. Расспрос клиента. Когда все проблемы начала беседы решены, клиент начал рассказ о себе, переводя таким образом беседу на следующий этап, главная задача консультанта – как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги. Первая фаза расспроса. Основная цель консультанта – "разговорить" клиента. Лучше всего будут помогать вопросы и реплики, стимулирующие его на рассказ. "Расскажите о ваших отношениях", "Какая у вас семья", "Когда и как это началось". Пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования: 1) консультант поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент. 1. Наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время, когда он говорит о себе – внимательное, эмпатическое слушание. Чтобы клиент чувствовал, что его внимательно слушают, консультант подбадривает его, кивая или выражая свое согласие вставками типа "конечно, да-да" и т.п. На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции клиента". 2. Стимулированием клиента на рассказ и полезной для консультанта информацией может быть: история возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отношение к проблемам, представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих его людей, чем вызвано обращение в консультацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже. 3. Структурирование беседы необходимо консультанту и клиенту. У клиента должно быть логическое представление о том, что и зачем говорится в данный момент. Это помогает избежать рецидивов сопротивления, так как клиент начинает ощущать, что за все, что происходит, во время приема, ответственен не только консультант, но и он сам. Понимание происходящего способствует концентрации внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности во время разговора [33]. В чем должно выражаться структурирование? Задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультант должен объяснить, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента соблюдалась видимость логики всех переходов в разговоре. Реплики-связки: "Вы много говорите о своем отце, но так как мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы несколько слов сказали о своей матери" и др. Другой прием структурирования беседы – краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу: "Таким образом, вы мне рассказали о ваших отношениях с сыном на сегодняшний день". Такие реплики консультанта помогают клиенту оценить свой рассказ, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить. 4. Осмысление того, что говорит клиент – внутренняя работа психолога. Молчать, но при этом помнить и анализировать все, что говорит собеседник, удается не каждому. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Чтобы не упустить что-то важное, консультант может кое-что записывать во время беседы, для этого необходимо получить согласие клиента. Не следует писать, когда клиент плачет, очень возбужден, рассказывает о чем-то сокровенном (важном, тайном) для него. Процесс расспроса длится 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспросов – формулированию и проверке консультативных гипотез, с помощью которых консультант с клиентом пытаются понять, осмыслить проблемную ситуацию и найти пути ее решения [37].
1.2 Неполная семья как объект социальной работы
|
В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование [5].
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается (С. И. Голод) [7, c. 72]. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья. Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.
Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.
Факторами трансформации института семьи явилось множество макросоциальных процессов и изменений в области мировой экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:
- государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);
- мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;
- социально-экономическая ситуация [34].
В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака (А. Г. Харчев) [35].
Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства наиболее распространенными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.
Такие формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили
название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи - это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми) [8].
Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей).
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры.
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
- распространение добрачных связей;
- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
- утрата семьей своей производственной функции;
- неподготовленность молодежи к браку;
- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания [15].
На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.
Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала определенная диспропорция полов, которая предопределяла ситуацию на «брачном рынке». Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.
В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.
Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.
Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности).
Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения». Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.
Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения - выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.
. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Одним из «открытий» стали пришедшие с Запада новые представления о культуре секса. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к вопросам секса, брака и семейной жизни, особенно среди молодежи [7]
Информация о работе Консультирование неполных семей как метод социальной работы