Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:17, реферат
Целью данной работы является рассмотрение федеральных и региональных целевых социальных программ и правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2-4
1. Федеральные и региональные целевые социальные программы 5-15
2. Правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь 16-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30-31
– выравнивание условий социально-экономического развития административных районов и городов;
– предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита районов, природных заповедников и национальных парков;
– приоритетное развитие административных районов и городов, имеющих благоприятные условия для развития воспроизводственного потенциала и обеспечивающих основную часть доходов в бюджетах области;
– государственная поддержка развития особых экономических зон;
– приоритетная государственная поддержка районам и городам с неблагоприятными природно-климатическими и экологическими условиями развития;
– поддержка развития мелкого и среднего предпринимательства, фермерских хозяйств;
– становление и обеспечение гарантий развития местного самоуправления [6, с. 158].
Указанные выше положения могут стать предметом законодательно-нормативного регулирования внутриобластной региональной политики. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие вопросы:
– основные положения внутриобластной региональной экономической политики (цели, задачи, методы региональной политики, правовые и организационные формы ее реализации);
– правовые основы размещения нового, расширения и реконструкции действующего производства (предприятия) в производственной сфере;
– правовые основы размещения нового, расширения и реконструкции действующего производства (предприятия) в непроизводственной сфере;
– государственное регулирование развития внутриобластных, межобластных и внешнеэкономических связей административных районов, городов и предприятий области;
– основные положения региональной политики в социальной сфере (цели, задачи и методы реализации региональной политики, правовые и организационные формы ее реализации);
– правовые основы обеспечения жильем особых категорий граждан (пострадавших от техногенных катастроф и стихийных бедствий, северян, военнослужащих, ликвидаторов, беженцев и вынужденных переселенцев и др.) за счет ресурсов области, административных районов и городов (помимо практической реализации программных мероприятий за счет федеральных ресурсов);
– правовые основы проведения активной внутриобластной политики повышения уровня и качества жизни населения и его занятости;
– основные положения регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды;
– правовые основы национально-этнических отношений и развития национальных языков на территории республики, края, области, автономной области, автономного округа;
– поддержка и развитие национально-культурной автономии народов и национальных групп, населяющих область.
Рассмотрим содержательную характеристику (классификацию) федеральных целевых программ регионального профиля:
- федеральные программы социально-экономического развития регионов — ФЦПР (решаются вопросы комплексного социально-экономического развития региона, формирования прогрессивной структуры экономики); федеральные программы социально-экономического развития городов; федеральные программы социально-экологической реабилитации регионов (комплексное решение проблем оздоровления окружающей среды, социально-экологической реабилитации территории); федеральные программы социально-экологической реабилитации городов;
- федеральные программы возрождения народов России (связаны с реабилитацией репрессированных народов или с поддержкой развития экономики и социальной сферы малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направлены на развитие социальной сферы и сохранение национальных культурных и трудовых навыков);
- федеральные программы по решению неотложных вопросов развития социальной сферы (в их числе «Дети Севера», «Дети Чернобыля», миграционные программы, программы развития рекреационных и туристических районов общефедерального значения);
- федеральные программы по ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций (зависят от ликвидации радиационного загрязнения территорий, восстановления объектов производственной и инженерной инфраструктур, проведения мер по реабилитации населения от поражения радиацией, от последствий землетрясений, наводнений, иных природных катастроф, последствий техногенных аварий и катастроф и др.);
- федеральные инновационные программы связаны с разработкой и внедрением новейших научно-технических разработок в промышленность и сельское хозяйство конкретных территорий района, города, с развитием наукоемких производств на основе использования уникальных сырьевых ресурсов района [8, с. 172].
Программы общефедерального и межрайонного значения предназначень для обеспечения рамочных условий для реализации таких целей, как:
- социально-экономическое развитие стратегически важных регионов стран (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток);
- развитие малых и средних городов России, в том числе исторических;
- содействие развитию экономики и социальной сферы малочисленных народо Севера и российских немцев;
- обеспечение активной миграционной политики в стране в связи с необходимостью расселения значительных контингентов беженцев и вынужденных переселенцев, демобилизованных военнослужащих, северян, выезжающих из районов Севера и приравненных к ним местностей;
- проведение крупных мероприятий по социально-экологической и радиационно реабилитации районов стихийных бедствий и техногенных катастроф, поддержке природных заповедников и национальных парков.
В порядке развития правовой базы на уровне субъекта Федерации выявляется необходимость разработки, как минимум, следующих законов:
– «О внутриобластной экономической политике».
– «О Межведомственной комиссии по размещению производственных и иных объектов на территории субъекта Федерации».
– «О разработке и реализации региональных целевых программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
– «О разработке и реализации внутриобластных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития на территории субъекта Российской Федерации».
– «О разработке районной планировки субъекта Российской Федерации».
– «О региональных системах населенных мест».
– «О региональных программах местного самоуправления».
– «О программах развития городов» [12, с. 17].
Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Основными задачами Программы являются: а) совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровнях; б) эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти; г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, позволяющих стабильно обеспечивать минимальные местные бюджеты путем закрепления на постоянной основе доходных источников муниципальных образований для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов; д) совершенствование межбюджетных отношений с целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; е) развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
Лицо с ограниченными возможностями — это человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Содержание правового статуса инвалидов составляет их правовое положение, основанное на принципах социального государства (статья 7 Конституции РФ). В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты.
В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина,(22 ноября 1991 г), Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. Указы Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля 1993 г. и др.
Действующим законодательством четко регламентирован общественный и правовой статус инвалидов. Законодательство в этой сфере ориентировано на достижение следующих целей: устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов, восстановление социального статуса инвалидов; достижение ими материальной независимости и их социальной адаптации. Законодательство, определяющее правовой статус инвалидов носит комплексный характер [4, с. 75].
Правовой статус инвалидов характеризуется следующими особенностями:
1) отражает в целом принципы социального государства (статья 7 Конституции РФ), а также принципа гуманизма;
2) существованием фонда в виде государственного социального страхования, средства из которого направляются на нужды социального обеспечения граждан, в том числе в случав наступления инвалидности;
3) социальное обеспечение инвалидов на основе учета их специфических потребностей и интересов;
4) содержит права, охраняемые законом интересы инвалидов и их гарантии в сфере отношений по материальному обеспечению, социальному обслуживанию, социально-трудовой и медицинской реабилитации, в других областях общественной жизни.
Особенности реализации личных прав и свобод человека и гражданина в правом статусе инвалида заключаются в том, что у людей с ограниченными возможностями отсутствует возможность самостоятельно защищать свои права, к тому же в современном законодательстве отсутствует эффективный механизм реализации социально-правовых гарантий инвалидам. Например, не достаточно обеспечен на сегодняшний день доступ инвалидов наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Так, в Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:
– нарушения статодинамической функции (двигательной),
– нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
– сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
– психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли) [1, с. 87].
Система юридических гарантий инвалидов в целом представляет собой совокупность взаимообусловленных элементов. Во-первых, это международные гарантии реализации прав инвалида и внутригосударственные юридические гарантии (гарантии, закрепленные в Конституции РФ, юридические гарантии, закрепленные в отраслевом законодательстве России, судебные гарантии, институт Уполномоченного по правам человека). Вторым элементом системы юридических гарантий прав и свобод инвалидов в России являются общие гарантии всем инвалидам. И, наконец, третьим элементом системы юридических гарантий прав и свобод инвалидов в России являются гарантии в зависимости от группы инвалидности, возраста и степени ограничения жизнедеятельности.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"