Контрольная работа по дисциплине "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:17, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение федеральных и региональных целевых социальных программ и правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2-4
1. Федеральные и региональные целевые социальные программы 5-15
2. Правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь 16-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30-31

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

–           выравнивание условий социально-экономического развития административных районов и городов;

–           предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита районов, природных заповедников и национальных парков;

–           приоритетное развитие административных районов и городов, имеющих благоприятные условия для развития воспроизводственного потенциала и обеспечивающих основную часть доходов в бюджетах области;

–           государственная поддержка развития особых экономических зон;

–           приоритетная государственная поддержка районам и городам с неблагоприятными природно-климатическими и экологическими условиями развития;

–           поддержка развития мелкого и среднего предпринимательства, фермерских хозяйств;

–           становление и обеспечение гарантий развития местного самоуправления [6, с. 158].

Указанные выше положения могут стать предметом законодательно-нормативного регулирования внутриобластной региональной политики. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие вопросы:

–           основные положения внутриобластной региональной экономической политики (цели, задачи, методы региональной политики, правовые и организационные формы ее реализации);

–           правовые основы размещения нового, расширения и реконструкции действующего производства (предприятия) в производственной сфере;

–           правовые основы размещения нового, расширения и реконструкции действующего производства (предприятия) в непроизводственной сфере;

–           государственное регулирование развития внутриобластных, межобластных и внешнеэкономических связей административных районов, городов и предприятий области;

–           основные положения региональной политики в социальной сфере (цели, задачи и методы реализации региональной политики, правовые и организационные формы ее реализации);

–           правовые основы обеспечения жильем особых категорий граждан (пострадавших от техногенных катастроф и стихийных бедствий, северян, военнослужащих, ликвидаторов, беженцев и вынужденных переселенцев и др.) за счет ресурсов области, административных районов и городов (помимо практической реализации программных мероприятий за счет федеральных ресурсов);

–           правовые основы проведения активной внутриобластной политики повышения уровня и качества жизни населения и его занятости;

–           основные положения регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды;

–           правовые основы национально-этнических отношений и развития национальных языков на территории республики, края, области, автономной области, автономного округа;

–           поддержка и развитие национально-культурной автономии народов и национальных групп, населяющих область.

Рассмотрим содержательную характеристику (классификацию) федеральных целевых программ регионального профиля:

-  федеральные программы социально-экономического развития регионов — ФЦПР (решаются вопросы комплексного социально-экономического развития региона, формирования прогрессивной структуры экономики); федеральные программы социально-экономического развития городов; федеральные программы социально-экологической реабилитации регионов (комплексное решение проблем оздоровления окружающей среды, социально-экологической реабилитации территории); федеральные программы социально-экологической реабилитации городов;

-    федеральные программы возрождения народов России (связаны с реабилитацией репрессированных народов или с поддержкой развития экономики и социальной сферы малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направлены на развитие социальной сферы и сохранение национальных культурных и трудовых навыков);

-    федеральные программы по решению неотложных вопросов развития социальной сферы (в их числе «Дети Севера», «Дети Чернобыля», миграционные программы, программы развития рекреационных и туристических районов общефедерального значения);

-    федеральные программы по ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций (зависят от ликвидации радиационного загрязнения территорий, восстановления объектов производственной и инженерной инфраструктур, проведения мер по реабилитации населения от поражения радиацией, от последствий землетрясений, наводнений, иных природных катастроф, последствий техногенных аварий и катастроф и др.);

-    федеральные инновационные программы связаны с разработкой и внедрением новейших научно-технических разработок в промышленность и сельское хозяйство конкретных территорий района, города, с развитием наукоемких производств на основе использования уникальных сырьевых ресурсов района [8, с. 172].

Программы общефедерального и межрайонного значения предназначень для обеспечения рамочных условий для реализации таких целей, как:

-    социально-экономическое развитие стратегически важных регионов стран (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток);

-    развитие малых и средних городов России, в том числе исторических;

-    содействие развитию экономики и социальной сферы малочисленных народо Севера и российских немцев;

-    обеспечение активной миграционной политики в стране в связи с необходимостью расселения значительных контингентов беженцев и вынужденных переселенцев, демобилизованных военнослужащих, северян, выезжающих из районов Севера и приравненных к ним местностей;

-    проведение крупных мероприятий по социально-экологической и радиационно реабилитации районов стихийных бедствий и техногенных катастроф, поддержке природных заповедников и национальных парков.

В порядке развития правовой базы на уровне субъекта Федерации выявляется необходимость разработки, как минимум, следующих законов:

–           «О внутриобластной экономической политике».

–           «О Межведомственной комиссии по размещению производственных и иных объектов на территории субъекта Федерации».

–           «О разработке и реализации региональных целевых программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

–           «О разработке и реализации внутриобластных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития на территории субъекта Российской Федерации».

–           «О разработке районной планировки субъекта Российской Федерации».

–           «О региональных системах населенных мест».

–           «О региональных программах местного самоуправления».

–           «О программах развития городов» [12, с. 17].

Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Основными задачами Программы являются: а) совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровнях; б) эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти; г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, позволяющих стабильно обеспечивать минимальные местные бюджеты путем закрепления на постоянной основе доходных источников муниципальных образований для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов; д) совершенствование межбюджетных отношений с целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; е) развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь

Лицо с ограниченными возможностями  — это человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Содержание правового статуса инвалидов составляет их правовое положение, основанное на прин­ципах социального государства (статья 7 Конституции РФ).   В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксирова­ны в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина,(22 ноября 1991 г),  Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.,  Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Рос­сийской Федерации 22 июля 1993 г. Указы Президента Российс­кой Федерации «О дополнительных мерах государственной поддер­жки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановле­ние Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидно­сти и инвалидов» от 5 апреля 1993 г. и др.

Действующим законодательством четко регламентирован общественный и правовой статус инвалидов. Законодательство в этой сфере ориентировано на достижение следующих целей: устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов, восстановление социального статуса инвалидов; достижение ими материальной независимости и их социальной адаптации. Законодательство, определяющее правовой статус инвалидов носит комплексный характер [4, с. 75].

Правовой статус инвалидов ха­рактеризуется следующими особенностями:

1) отражает в целом прин­ципы социального государства (статья 7 Конституции РФ), а также принципа гуманизма;

2) существованием фонда в виде государственного социального стра­хования, средства из которого направляются на нуж­ды социального обеспечения граждан, в том числе в слу­чав наступления инвалидности;

3) социальное обеспечение инвалидов на основе учета их специфических потребностей и интересов;

4) содержит права, охраняемые законом интересы инвалидов и их гарантии в сфере отношений по материальному обеспечению, социальному обслуживанию, со­циально-трудовой и медицинской реабилитации, в других областях общественной жизни.

Особенности реализации личных прав и свобод человека и гражданина в правом статусе инвалида заключаются в том, что у людей с ограниченными возможностями отсутствует возможность самостоятельно защищать свои права, к тому же в современном законодательстве отсутствует эффективный механизм реализации социально-правовых гарантий инвалидам. Например,  не достаточно обеспечен на сегодняшний день доступ инвалидов наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Так, в Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

– нарушения статодинамической функции (двигательной),

– нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

– сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

– психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли) [1, с. 87].

Система юридических гарантий инвалидов в целом представляет собой совокупность взаимообусловленных элементов.  Во-первых, это международные гарантии реализации прав инвалида и внутригосударственные юридические гарантии (гарантии, закрепленные в Конституции РФ, юридические гарантии, закрепленные в отраслевом законодательстве России, судебные гарантии, институт Уполномоченного по правам человека).   Вторым элементом системы юридических гарантий прав и свобод инвалидов в России являются общие гарантии всем инвалидам. И, наконец, третьим элементом системы юридических гарантий прав и свобод инвалидов в России являются гарантии в зависимости от группы инвалидности, возраста и степени ограничения жизнедеятельности.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"