Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:17, реферат
Целью данной работы является рассмотрение федеральных и региональных целевых социальных программ и правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2-4
1. Федеральные и региональные целевые социальные программы 5-15
2. Правовой статус лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и Республике Беларусь 16-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30-31
1. гарантии в области материального обеспечения и обслуживания;
2. гарантии в области социально-трудовой реабилитации;
3. гарантии в области медицинской реабилитации.
Право на материальное обеспечение является комплексным правом содержит набор основных субъективных прав и гарантий, предоставляемых гражданам при болезни, в старости, в случае полной или частичной потери трудоспособности, а также потери кормильца. Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обслуживание в стационарных учреждениях системы социального обеспечения, льготы в области материально-бытового обслуживания.
Реабилитационная сущность правового статуса инвалидов проявляется в разнообразных гарантиях, предоставляемых инвалидам, но самое концентрированное выражение она находит в гарантиях на социально-трудовую реабилитацию. При этом целесообразно сначала рассмотреть проблему образования инвалидов.
Много проблем в частности возникает в связи с получением инвалидами высшего профессионального образования. Так Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» также не обходит стороной вопрос образования детей с особыми потребностями и говорит по этому поводу следующее: «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях им обеспечивается с согласия родителей обучение детей-инвалидов на дому» [5, с. 59].
Гарантия инвалидам на трудоустройство закреплено в статье 20 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что в полной мере служит одной из гарантий прав граждан на материальное обеспечение.. Государство создает инвалидам дополнительные гарантии по реализации конституционного права на труд. Так, в соответствии со ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Гарантии инвалидов в области медицинской реабилитации. В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантируется оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам.
Медицинская (или социально-медицинская) реабилитация охватывает область общественных отношений, возникающих при предоставлении инвалидам лечебно-профилактической и других видов медицинской помощи в целях укрепления их здоровья и восстановления трудоспособности.
Конкретное содержание правомочий инвалидов, связанное с гарантиями по медицинской реабилитации, определяются видом социальной помощи и включает в себя восстановительную терапию (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); санаторно-курортное лечение; протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов; обеспечение техническими средствами реабилитации.
Существенные изменения внесены Федеральным законом № 122 в законодательство о социальной защите инвалидов в России. Необходимо отметить, что в целом предпринятые шаги реформирования системы социального обслуживания инвалидов направлены на индивидуализацию мер социального адаптирования лиц с ограниченными физическими возможностями. Примером этому служит введение индивидуальной программы реабилитации инвалидов [4, с. 57].
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Республике Беларусь вопросы статуса и правового положения инвалидов регулируются Конституцией Республики Беларусь, рядом общих и специальных актов законодательства. Инвалиды обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства.
До недавнего времени в законодательстве Республики Беларусь определение «инвалид» было основано на медицинских показаниях: «инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью» (статья 2 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) в редакции от 11 июля 2007 года).
Законом Республики Беларусь от 17 июля 2009 года внесены изменения в Закон о социальной защите инвалидов, вступившие в силу с 23 октября 2009 года. Новая редакция Закона о социальной защите инвалидов содержит определение, в полной мере соответствующее положениям Конвенции о правах инвалидов [10, с. 26].
Инвалидом считается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.
Данное определение основано на понимании инвалидности как социального явления и не приводит к отделению инвалидов от общества или их исключению из какой-либо сферы, а лишь подчеркивает их индивидуальные особенности и необходимость поиска путей адаптации для полного и эффективного участия их в жизни общества наравне с другими гражданами.
Признание гражданина инвалидом осуществляется медико-реабилитационным экспертными комиссиями (далее – МРЭК) в порядке, установленном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 97 «Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья». К работе МРЭК могут привлекаться с правом совещательного голоса врачи-специалисты, представители комитетов, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, страховых и иных организаций.
В зависимости от степени выраженности расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицам, признаваемым инвалидами, устанавливаются группа и причина инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» с определением степени утраты здоровья.
МРЭК в целях формирования базы данных инвалидов, учета и анализа структуры инвалидности ведут карту учета инвалида в медико-реабилитационной экспертной комиссии и карту учета ребенка-инвалида в медико-реабилитационной экспертной комиссии. В целях реабилитации инвалидов составляется индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая состоит из трех разделов:
– программа медицинской реабилитации;
– программа профессиональной и трудовой реабилитации;
– программа социальной реабилитации.
Форма ИПР утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 10 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида». При составлении ИПР инвалида врачи МРЭК обязаны проинформировать инвалида о его правах.
Финансирование мероприятий по выполнению ИПР инвалида осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
На реализацию государственной политики Республики Беларусь в отношении лиц с ограниченными возможностями направлены прежде всего нормы специального Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», который излагается в новой редакции (статья 1 Закона).
Законодательство о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь. Нормы законодательства о социальной защите инвалидов, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о социальной защите инвалидов, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора [14, с. 32].
Обеспечение конституционных гарантий социальной защиты инвалидов осуществляется посредством правового регулирования соответствующих отношений на уровне закона, в том числе определения условий обеспечения прав и законных интересов инвалидов. Принимая во внимание изложенное, Конституционный отметим, что вносимые Законом изменения и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов по своему содержанию не противоречат Конституции, направлены на дальнейшее развитие ее норм и принципов.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции). В качестве конституционных принципов в статье 22 Основного Закона провозглашены равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Социальный характер государства (часть первая статьи 1 Конституции) проявляется прежде всего в отношении к наиболее уязвимым, нуждающимся в поддержке и особой заботе и внимании слоям населения, в том числе инвалидам. В соответствии со статьей 47 Основного Закона гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», как следует из его преамбулы, имеет целью осуществление эффективных мер по социальной защите инвалидов, обеспечению их равенства и полноправного участия в жизни общества.
Положения Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» излагаются с учетом норм законов Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О здравоохранении», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» и других законодательных актов. В Законе «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» содержатся нормы, которыми реализуются положения Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., что отвечает практике формирования нормативной правовой базы на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Ряд положений указанного Закона обусловлен необходимостью более четкого и ясного правового регулирования соответствующих отношений в целях единообразного понимания и применения нормативных положений.
Так, включение в Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» норм, определяющих статус лиц с ограниченными возможностями, меры по социальной защите инвалидов в наиболее значимых сферах жизнедеятельности, прежде всего по созданию инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, направлено на обеспечение реализации конституционных норм и принципов, закрепленных в статьях 2, 21, 22 и 47 Конституции, что свидетельствует о выполнении государством конституционной обязанности по принятию всех доступных ему мер для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (статья 59 Основного Закона).
В статье 4 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» закрепляется право каждого инвалида, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, на гарантированную помощь со стороны государства. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов: соблюдения прав человека; запрещения дискриминации по признаку инвалидности; обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации; равных прав инвалидов наряду с другими гражданами на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности и др.
Указанные принципы и направления государственной политики в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями реализуются в нормах Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», обеспечивающих правовое регулирование отношений, складывающихся в области реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов, определения средств межличностного общения, включая государственную поддержку жестового языка, реализации права инвалидов на получение основного, дополнительного и специального образования, создания для этого специальных условий и организации образовательного процесса, реализации инвалидами прав на труд и отдых, создания безбарьерной среды для жизнедеятельности инвалидов, включая обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и производственной инфраструктуры, социальной поддержки инвалидов в виде денежных выплат, обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, жилищно-бытового обслуживания, оказания социальных услуг, финансирования социальной поддержки инвалидов [10, с. 27].
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"