Личные и профессиональные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:37, контрольная работа

Описание

Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....4

Социальная работа, как род деятельности……………………………5

Профессиональная подготовка специалистов………………………...6

Эффективность профессионально
важных качеств социального работника………………………………..8

Квалифицированный социальный работник
должен уметь……………………………………………………………….12

Исследования эффективности деятельности
учреждений социального обслуживания………………………………16

Работа состоит из  1 файл

личные и профессиональные качества соц.работника.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Учет  личностных качеств абитуриента  через тестирование.

 

Эффективность профессионально  важных качеств социального  работника

 
 

     Каждый  вид деятельности заканчивается  каким-то результатом, по которому оценивается  проделанная работа. Одной из важнейших  оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

 

     В зависимости от рода деятельности понятие  эффективности определяется по-разному:

  • В экономике - это соотношение результатов и затрат (чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность).
  • В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме.
  • В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.
 

Определения вроде бы разные. Но в тоже время  в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).

 

     Главными  в этом перечне являются цель и  результат. Они представляют собой  начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в  конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайно определение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени.

 

     Сегодня главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

     В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

     Для достижения поставленных задач различным  типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб  важно научиться всем и каждому  специалисту проводить в жизнь  отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы.

     Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.

 

Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:

 
    1. умение точно  сформулировать проблему клиента;
 
    1. анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;
 
    1. оценка разрешимости проблемы;
 
    1. разработка  плана действий;
 
    1. вовлечение  клиента в разрешение проблемы;
 
    1. оценка изменений, достигнутых в положении клиента.
 

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться  на макроуровне (на уровне государства),

  • мезоуровне (республика, город, район),  и
  • микроуровне (на уровне индивида, клиента).
 

 Что  же касается макроуровня, где,  как правило, имеется в виду  преодоление социальных девиаций  или стабилизация негативных  тенденций социального здоровья  общества и его постепенное  улучшение, то здесь очень трудно  выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции т.п., так как их решение во многом зависит от характера проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нам представляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов - представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников), например, в разрешении проблем семьи и детей.

 

     Большое значение в повышении эффективности  социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента.

 

     Не  вызывает сомнения, что критерии и  показатели эффективности отдельных  специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеют первостепенное значение не только для преодоления существующего  сочетания высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны, прежде всего, для защиты клиентов социальных служб, исключения или смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

     Поэтому, как бы ни были важны критерии и  показатели, позволяющие оценить  эффективность развития базисных предпосылок  качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить об индикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности клиента в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющих клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.

 

     Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же как и деятельности социальной службы в целой может по-разному рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и его проблем. Если мы понимаем клиента как человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию вследствие проводимых в Российской Федерации в начале 90-х годов реформ, то это одна постановка вопроса. Но, если мы понимаем личность клиента как совокупность общественных отношений, то, с одной стороны, сравнивать эффективность социальной работы в отношении клиента весьма сложно, а с другой стороны, совокупность условий жизнедеятельности, в которые попадает клиент, можно измерить в количественном отношении, так как каждый человек для обеспечения жизнедеятельности вынужден использовать какие-то ресурсы. Однако возможность использовать ресурсы не есть действительность. Такая возможность нередко зависит от активности самого клиента, вообще человека.

     Следовательно, имеют место такие индикаторы, как:

    • «мера активности»,
    • «мера свободы», «мера умения использовать свои возможности и ресурсы среды»,
    • «уровень развития воли и жизненной силы клиента» и т.п.
 

     Известно, что не каждый человек, попавший в  трудную жизненную ситуацию, может  сам без посторонней помощи выйти  из нее. Значит, кто-то должен придать активности клиента импульс, определить конкретное направление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен рационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий и ресурсов, позволяющих реализовать конкретные устремления клиента.

Таким человеком  должен стать социальный работник, деятельность которого, как правило, связана с сознательным и корректным изменением жизнедеятельности клиента с учетом реальных возможностей клиента и ресурсов окружающей среды.

 

     Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача:

    1. во-первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологию деятельности клиента (прошлая, настоящая или будущая деятельность клиента рассматривается как деятельность конкретного индивида, включенного в систему общественных отношений; социальные отношения рассматриваются как основа существования индивида; деятельность человека обусловлена способом производства), учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности - пассивного, неполно-активного и активного);
    2. во-вторых, он должен четко уяснить характеристики клиента (клиентов), т.е. определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал клиента.

      В социальной работе чрезвычайно важно учитывать:

      • ценностные особенности человека,
      • потребностные,
      • мотивационные,
      • целевые,
      • оценочные характеристики клиента службы.

     Хотя, безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксиологические и  онтологические характеристики.

     Пренебрежение к этим характеристикам может  привести к неадекватному истолкованию сути конкретного человека, обратившемуся  в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой клиенту для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив характеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик.

 

Отмеченные характеристики могут выступать в качестве показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста по социальной работе.

 

     Известно, что имеется количественная и качественная природа критериев и показателей эффективности социальной работы. В то же время они носят комплексный характер. Как правило, выделяется группа нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние клиентов социальных служб. Непосредственным основанием для выделения критериев эффективности социальной работы, осуществляемой через социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или иных категорий населения. При этом оправдано их подразделение по уровням и объектам, т.е. они подразделяются по уровням: общество в целом, регион, населенные пункты, районы, микрорайоны, по объектам - клиент, малая социальная труппа, община и т.п.

 

Исходя  из этой позиции, можно отметить два  существенных понимания эффективности социальной работы:

  1. Во-первых, она понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Главное в этом вопросе - измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с клиентами).
  2. Во-вторых, может использоваться оценка эффективности социальной работы, и в частности социального обслуживания, по основным видам предоставления социальных услуг или комплексу услуг. В этом случае, а он, как известно, чаще всего применяется, принципиальная проблема - это определение субъектов, которые высказывают свои мнения, суждения, умозаключения. В их число, как правило, включаются руководители органов государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты в области социальной работы, практические социальные работники, инспекторы - контролеры и, конечно, сами клиенты.
 
 

Клиенты социальных служб, желая получить материальную помощь, социально – медицинские  услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как:

    • доброта,
    • справедливость,
    • отзывчивость,
    • профессионализм.

Информация о работе Личные и профессиональные качества социального работника