Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:37, контрольная работа
Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Введение………………………………………………………………….....4
Социальная работа, как род деятельности……………………………5
Профессиональная подготовка специалистов………………………...6
Эффективность профессионально
важных качеств социального работника………………………………..8
Квалифицированный социальный работник
должен уметь……………………………………………………………….12
Исследования эффективности деятельности
учреждений социального обслуживания………………………………16
К числу
отрицательных качеств
Разумеется, дефицит позитивных качеств имеет отношение к значительно меньшей части социальных работников.
Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня при оценке деятельности различных учреждений социального обслуживания населения мы не можем ограничиваться такими показателями, как «количество обслуживаемых клиентов», «число обслуженных семей», «число обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов», «количество предоставленных услуг», «количество поставленных на учет клиентов» и т.д.
Формирование
системы критериев и
Необходимо подчеркнуть, что применение критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет являться важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности социальной работы как особого вида профессиональной деятельности.
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций.
Их
работа характеризуется тремя подходами
при решении проблемы:
Социальный работник дает советы, обучает
умению, моделированию и демонстрации
правильного поведения, устанавливает
обратную связь, применяет ролевые игры,
как метод обучения;
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
• общаться вербально, невербально и письменно;
• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
• ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
• действовать в алгоритме выработки решения;
• вырабатывать
решения, предусматривающие
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• нести четкие и лаконичные записи;
• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
• готовить доклады и докладывать;
• организовывать, планировать и контролировать работу;
• добывать информацию с помощью доступной технологии;
исследовать и распознавать потребности в услугах;
• расширять сферы своих услуг;
• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
• оценивать
и творчески использовать ресурсы
учреждения и социальных коммуникаций.
Социальный
работник должен владеть
Личные и профессиональные качества социального работника
1. Критерии профессионализма социального работника
2. Профессиональное призвание и профессиональное мастерство
3. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника
1. Критерии
профессионализма социального
• организаторские способности;
• высокая общая и правовая культура;
• психолого-педагогический такт.
Профессионализм
социального работника
• профессионального призвания;
• мотивации к выполнению своей работы;
• склонности к работе с людьми;
• профессионального мастерства;
• объективно-критического
отношения к своей
• профессиональных знаний и профессиональных умений.
2. Профессиональное
призвание социального
• развитые умения и качества личности специалиста;
• внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг.
Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения.
• высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение;
• практический опыт;
• высокая "техника общения", коммуникативные навыки;
• умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, умение влиять на людей, понимание клиента и его проблемам.
Этические знания - необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом. Наличие этического начала необходимо в социальной работе, поскольку возможны и злоупотребления со стороны социальных работников.
Данные
злоупотребления могут
Поэтому этические нормы для социальных работников, и, особенно, руководителей социальных учреждений должны быть не на последнем месте. Основные этические заповеди для социальных работников:
• не смешивать работу с личными интересами;
• не разглашать посторонним информацию личного характера о клиенте, его проблемах;
• не дружить с клиентами, стараться не проводить с клиентами личное время и досуг;
• не брать полностью на себя проблемы клиента, не делать их своими;
• не вступать с клиентами в сексуальные отношения;
• не делиться с клиентами собственными проблемами;
• ничего не просить и не брать от клиентов;
• не обманывать и не вводить в заблуждение клиентов;
• при
встрече с клиентами с
• быть ровным и вежливым в общении;
• всегда иметь аккуратный и соответствующий ситуации внешний вид; избегать как неопрятности, неряшливости, так и излишеств, вычурности (необычных причесок, - украшений, слишком дорогой одежды).
Информация о работе Личные и профессиональные качества социального работника