Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Рассмотрение некоторых аспектов организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.
Введение….……………………………………………………………..….…..2
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства……………….………4
1.1 Определения понятий «лидер» и «руководитель»……………..…..4
1.2 Сходства и различия «лидерства» и «руководства» в группе…......6
1.3 Типология лидерства………………………………………………..14
1.4 Психологические качества лидера………………………………...16
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
2.1 Стиль лидерства и элементы групповой работы………………....20
2.2 Социальное влияние авторитета на группу……………….…...…25
2.3 Модели развития конфликта в трудовом коллективе……………28
2.4 Стили общения лидеров…………………………………………...30
Заключение…..………………………………………………………………33
Список использованных источников……………..…………………….….35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….……………………………………………………
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
Заключение…..……………………………………………
Список использованных источников……………..…………………….….35
ВВЕДЕНИЕ
Многие науки рассматривают феномен лидерства в группе, это психология, социология, педагогика, и др. Уже в первых работах по психологии управления в качестве одного из ее существенных направлений была выделена психология личности руководителя. Эмпирическое изучение этой проблемы началось с 20-х годов и в настоящее время ведется достаточно интенсивно. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии управления.
Первоначально лидер трактовался как член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Другими словами, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.
В наше время понятия «лидерства» и «руководства» рассматривают многие отечественные и зарубежные авторы психологической науки, такие как Г.М. Андреева, Л.Д.Столяренко, А.А. Ершов, Джорджес Джеймс, К. Бэрд, Т. Гэмбл и М. Гэмбл, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский1.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых
-низким уровнем
Изучение проблемы лидерства необходимо
для выработки методов
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Проблемы, стоящие перед лидером и руководителем в группе довольно схожи: какой тип руководства выбрать, как повлиять на развитие коллектива, какими качествами нужно обладать, чтобы остальные члены группы или подчиненные прислушивались к мнению своего управленца.
В данной работе я решила рассмотреть некоторые аспекты организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства
В психологии понятие «лидерства»
рассматривается разными
Т. Гэмбл и М. Гэмбл дали самое короткое определение лидерства: «Лидерство - это способность влиять на других» 3. Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.
«Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом»4.
Лидер, но определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, есть «наиболее референтное для группы лицо в отношении совместной деятельности, некий общий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние на ее эффективность», независимо оттого, наделен ли лидер официальной властью5.
Джорджес Джеймс сформулировал так свое суждение о лидерстве: «Что такое лидерство? Уберите на время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство – это способность приобретать последователей6. Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс, Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди – все они были лидерами. Какими бы разными не были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого из них были последователи».
И только в 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские».
Среди них были названы такие черты как общительность, инициативность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но, ни одна из этих черт не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза7.
Интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу конфликтов, в которые страна была вовлечена. Это, по его мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период времени8.
Рассмотрев данные понятия «лидера» можно увидеть, что в некоторых аспектах авторы не сходятся во мнениях, но все, же их высказывания можно привести к одному более обобщающему определению.
Лидер – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия её членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.
Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организация признает моральное право принятия решения в значимых для нее ситуациях. Это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации.
Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Лидерство считается одной из составляющих функций управления. Особое место лидерство занимает в структуре неформальных отношений как внутригрупповой феномен. Оно является средством организации и управления неформальными отношениями.
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей [13].
Руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство [6].
Рассмотрев основные понятия лидерства и руководства следует отметить, что в них существуют как сходства, так и различия. Влияние руководителя на коллектив заметно расходится с влиянием лидера, группы также по-разному взаимодействуют со своим лидером на разных этапах своего развития, потому так важно знать, чем отличаются лидер и руководитель.
Проанализировав достаточное количество научных источников, я пришла к выводу, что большинство исследователей различают понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Основные различия между лидерством и руководством по Свенцицкому А.Л сводятся к следующему:
- содержание понятий:
руководство предусматривает
- возникновение: руководство
есть закономерный и
- функционирование: руководство
выступает как процесс
- социальная роль руководителя и лидера: руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межличностных отношениях;
- регламентация деятельности:
деятельность руководителя
- режим внешних связей:
руководитель представляет
Изложенные различия подводят нас к следующим определениям понятий «руководство» и «лидерство». Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается).
В свою очередь, лидерство
есть процесс психологического влияния
одного человека на других при их совместной
жизнедеятельности, который осуществляется
на основе восприятия, подражания, внушения,
понимания друг друга. Лидерство
есть чисто психологическая
Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Автор Вересов Н.Н. приводит таблицу различий в стратегиях и поведении лидера и руководителя (Таблица 1) [5].
Таблица 1- Матрица базовых стратегий
Руководство |
Лидерство |
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации |
1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное |
4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более определенная система различных санкций |
5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой |
6. Решения принимают |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |