Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Рассмотрение некоторых аспектов организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.
Введение….……………………………………………………………..….…..2
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства……………….………4
1.1 Определения понятий «лидер» и «руководитель»……………..…..4
1.2 Сходства и различия «лидерства» и «руководства» в группе…......6
1.3 Типология лидерства………………………………………………..14
1.4 Психологические качества лидера………………………………...16
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
2.1 Стиль лидерства и элементы групповой работы………………....20
2.2 Социальное влияние авторитета на группу……………….…...…25
2.3 Модели развития конфликта в трудовом коллективе……………28
2.4 Стили общения лидеров…………………………………………...30
Заключение…..………………………………………………………………33
Список использованных источников……………..…………………….….35
Психологические качества лидера всегда привлекали внимание исследователей. Как если К. Левин в своем знаменитом исследовании обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно (более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю11. Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделитьследующие необходимые качества и черты личности12:
Другие авторы представляют иные качества лидера и руководителя13
- Оптимизм. Оптимистично настроенный человек всегда готов выслушать других, он полон творческих идей и стремлений. Такой руководитель способен приободрить коллектив, стимулировать других сотрудников к успеху.
- Решительность, умение разрешать проблемы. Руководитель-лидер никогда не скажет: «Это не мое дело. Решайте сами». Одно из лидерских качеств руководителя – это умение демонстрировать сотрудникам свою решительность и смелость при возникновении проблем.
- Толерантность и тактичность. Хороший руководитель должен уметь критиковать работу подчиненного, а не самого человека. Бесконечные замечания вряд ли станут для подчиненного мотивацией к улучшению качества работы. Как гласит одно мудрое изречение: критика должна упаковываться как бутерброд – между двух кусков похвалы.
- Скромность. Лидеру ни к чему лестные отзывы окружающих. К тому же он не должен скрывать своих ошибок и «проколов».
- Уверенность в себе. Твердая вера в собственный успех без капли высокомерия и заносчивости – вот истинное лидерское качество руководителя.
Кроме того, руководитель-лидер должен обладать навыком управления людьми и собой. Одно из главных лидерских качеств руководителя – постоянный, непрекращающийся личный рост. Руководитель – это лицо компании, пример для всех подчиненных. Быть лидером во главе компании – это искусство, которое достигается не сразу. Вы разумны, успешны, целеустремленны и изобретательны? Значит, у вас есть шанс стать отличным руководителем. Развивайте в себе лидерские качества руководителя, изучайте современные подходы к управлению и совершенствуйтесь – таким образом, вы сможете стать в компании авторитетом, наставником и учителем для своих подчиненных.
Лидер с организаторскими
способностями в состоянии
В этой части работы были освещены основные определения руководителя и лидера, типы, стили, качества лидера в группе, а также сходства и различия феномена лидерства и руководства. Далее следует разобрать, каково взаимодействие лидера и группы, их влияние друг на друга, способы общения и разрешения конфликта для организации оптимальной совместной деятельности.
Стиль лидерства является способом или подходом к реализации планов и мотивации людей. В середине девятнадцатого века Курт Левин возглавил группу исследователей для выявления различных стилей лидерства. Содержание стилей лидерства было идентифицировано экспериментаторами достаточно строго. Авторитарный лидер диктовал все, что надо делать, демократический лидер выносил все вопросы на групповое обсуждение под своим руководством и затем следил, чтобы решения выполнялись, а «попустительский» лидер давал полную свободу действий и ни во что не вмешивался. Спустя некоторое время исследователи пополнили список стилей лидерства до шести15.
Таблица 3 – Стили лидерства и состояние коллектива
Стиль |
Характеристика |
Состояние коллектива |
Авторитарный |
Единоначалие, воплощение своих идеалов в жизнь |
Исключение инициативы и самостоятельности подчинённых |
Авральный |
«Давай-давай, потом разберёмся» - подходит для исключительной ситцации |
Дезорганизуется нормальная работа, конфликты, недовольство в коллективе, скромные трудовые результаты |
Деловой |
Противоположен авральному, предполагает работу только по рассчитанным, упорядоченным, оптимальным схемам |
Можно предпочесть прочим, если работа позволяет; не содержит сюрпризов, поддается прогнозу. Спокойное состояние коллектива, беспокойство – при неожиданных обстоятельствах и спущенных сверху инициативах |
Демократический |
К нему склонны лидеры-организаторы с принципом: «Моя точка зрения – одна из возможных» |
Помогает каждому в полной мере раскрыть свои способности, при незрелом коллективе дело подменяется обсуждением |
Либеральный |
Полное доверие |
Сплоченный коллектив единомышленников, каждый знает свой маневр. При незрелом коллективе способствует безответственности. |
Компромиссный |
Дипломатия; способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей |
Конфликты. При постоянном использовании принципиальность заменяется соглашательством |
Выше были рассмотрены характеристики группы при определенном стиле руководства, далее же рассматриваются формы управления при конкретных уровнях развития коллектива16.
При низком уровне развития сотрудника, коллектива: не хотят работать, не умеют работать (низкая квалификация, недобросовестные работники) форма управленческого поведения должна представлять собой авторитарное указывание:
При среднем уровне: хотят работать, но еще не умеют (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны, добросовестны) это должна быть популяризация:
Если у коллектива хороший уровень: хотят и умеют работать (имеют базовые навыки и квалификацию, необходимые для большинства аспектов работы). Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим рекомендуется участие в управлении:
Высокий уровень развития коллектива и сотрудников: хотят и умеют работать творчески (экстраспециалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники) влечет за собой передачу полномочий:
Существует также несколько подходов взаимодействия лидера и группы. Есть лидеры, которые используют преимущественно позитивный подход – так называемый метод пряника. Они используют поощрение, премии, выходные, награды, похвалы с целью мотивации своих сотрудников. Руководителей, использующих позитивный подход с большей уверенностью можно назвать лидером. Боевой дух сотрудников при таком подходе остаётся на высоте, как и производительность.
Есть лидеры, которые в основном используют негативный подход – метод кнута. Им свойственно считать, что наказания, выговоры, угрозы увольнения, выходные без сохранения заработной платы и так далее, это единственный способ достижения целей. Они считают, что таким образом могут добиться более высоких уровней производительности. Однако, чаще всего такой подход приводит к нежелательным последствиям, одним из которых часто выступает снижение производительности.
Не смотря на все преимущества позитивного подхода, лидер не должен быть слишком мягким руководителем. В некоторых случаях, просто необходимо использовать метод кнута. Так бывает с теми сотрудниками, которым легче сосредоточиться, когда на них воздействуют методом кнута поочерёдно с методом пряника. Чтобы не слишком запутаться, держитесь золотой середины и ни в коем случае не перегибайте палку.
Два вида подходов, которые используются в управлении:
- Ориентация на сотрудников – лидер обеспокоен человеческими потребностями своих сотрудников. Они строят взаимодействие в работе, помогают сотрудникам в их проблемах, и оказывают психологическую поддержку.
- Ориентация на продукцию – лидер уверен, что получит наилучший результат, поддерживая постоянную занятость своих сотрудников и призывая их к производству товаров. Здесь менее выражен человеческий фактор.
Эти два подхода не являются двумя противоположностями. Лидер может одновременно быть ориентированным на сотрудников и на продукцию. Именно гармоничное сочетание этих двух подходов может увеличить эффективность работы команды лидера [15].