Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Рассмотрение некоторых аспектов организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.
Введение….……………………………………………………………..….…..2
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства……………….………4
1.1 Определения понятий «лидер» и «руководитель»……………..…..4
1.2 Сходства и различия «лидерства» и «руководства» в группе…......6
1.3 Типология лидерства………………………………………………..14
1.4 Психологические качества лидера………………………………...16
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
2.1 Стиль лидерства и элементы групповой работы………………....20
2.2 Социальное влияние авторитета на группу……………….…...…25
2.3 Модели развития конфликта в трудовом коллективе……………28
2.4 Стили общения лидеров…………………………………………...30
Заключение…..………………………………………………………………33
Список использованных источников……………..…………………….….35
Лидер воодушевляет людей
и вселяет энтузиазм в
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Существуют определенные показатели, по которым можно судить о качестве навыков руководства у лидера и руководителя приведенные Г.Х. Альтманн [2].
Таблица 2 - Слабые и высокие навыки руководства
Слабые навыки руководства |
Высокие навыки руководства |
|
|
Используя свой профессионализм,
различные способности и
Чем же отличается руководитель-лидер от руководителя-администратора? Самое главное заключается в том, что лидер не командует, не приказывает и «не давит» на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем. Руководителя-лидера характеризует:
- способность воспринимать
общие нужды и проблемы
- способность быть
- умение планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива; вовлекает людей в выполнение необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных исполнителей дел;
- использование для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции;
- обладание способностями
и умениями делать
- умение планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- чуткость и проницательность, доверие к людям: он находит время, чтобы выслушать людей, и умеет слушать;
- лидер знает, в чем
состоят интересы людей, с
способность понять трудности (проблемы) отдельного человека, чувствует, кто в нем нуждается;
- готовность вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо;
- способность понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать; способен к сопереживанию;
- представительские склонности:
он - выразитель общих для
- готовность жертвовать
личными интересами ради
- является представителем
коллектива во
Эмоционально-психологическое воздействие:
- лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд;
- он в высокой степени наделен «чувством локтя», умеет убеждать, склонен поощрять;
- он обладает неформальным
авторитетом (ему подчинялись
бы, за ним бы шли, даже если
бы он не имел никакого
Отличия руководителя и лидера дают понять, что для каждого коллектива важны оба представителя, осуществляющие формальное и неформальное руководство группой. Но также не стоит забывать, что лидер в зависимости от своего типа может выполнять и функции руководителя. Стоит подробнее рассмотреть сферу классификаций типологии лидерства.
Богатство сторон, аспектов
лидерства определяет многообразие
его типологии. Наиболее простой
и широко распространенной классификацией
лидерства в организации
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности) 10.
Типы лидерства также систематизируют по определенным признакам. Так в сфере взаимоотношений выделяют: формальный (официальный), неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) и смешанный типы лидерства. По признаку формирования межличностных отношений и распределение функций в группе различают: лидера по определению путей к достижению групповой цели, лидер по оптимальному решению технических задач, лидер по установлению психологического климата, лидер по содержанию групповой атмосферы. По функциям, реализуемыми лидерами: лидер-инициатор, лидер-организатор (деловой лидер), лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер), лидер-умелец. По типам групповой деятельности (инструментальная и экспрессивная): инструментальный лидер (функциональный лидер), эмоциональный лидер, универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях). С позиции организованности различают: лидер-организатор (лидер-созидатель), лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель), социальный, асоциальный. Характер деятельности: универсальный лидер (лидер в любой обстановке), ситуативный лидер. По стилю руководства: авторитарный лидер, демократический, смешанный типы [12].
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, объединениях по интересам, в семье);
- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах — спортивных, творческих и т. д.);
- политический тип лидерства
(государственные,
Существует несомненная связь между судьбами лидеров этих трех типов: бытовой всегда может выдвинуться на позиции социального и политического.
Выбранный тип лидера всегда
зависит от внутренних характеристик
и психологических качеств