Лидерство и руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

Рассмотрение некоторых аспектов организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.

Содержание

Введение….……………………………………………………………..….…..2
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства……………….………4
1.1 Определения понятий «лидер» и «руководитель»……………..…..4
1.2 Сходства и различия «лидерства» и «руководства» в группе…......6
1.3 Типология лидерства………………………………………………..14
1.4 Психологические качества лидера………………………………...16
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
2.1 Стиль лидерства и элементы групповой работы………………....20
2.2 Социальное влияние авторитета на группу……………….…...…25
2.3 Модели развития конфликта в трудовом коллективе……………28
2.4 Стили общения лидеров…………………………………………...30
Заключение…..………………………………………………………………33
Список использованных источников……………..…………………….….35

Работа состоит из  1 файл

курсовой.docx

— 101.85 Кб (Скачать документ)

 

Лидер воодушевляет людей  и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Существуют определенные показатели, по которым можно судить о качестве навыков руководства  у лидера и руководителя приведенные Г.Х. Альтманн [2].

Таблица 2 - Слабые и высокие  навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

 

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они  пытаются сузить набор путей решения  проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Чем же отличается руководитель-лидер  от руководителя-администратора? Самое  главное заключается в том, что  лидер не командует, не приказывает  и «не давит» на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем. Руководителя-лидера характеризует:

- способность воспринимать  общие нужды и проблемы управляемого  коллектива и принимать на  себя ту долю работы по удовлетворению  этих нужд и решению проблем,  которую остальные члены коллектива  взять на себя не могут;

- способность быть организатором  совместной деятельности: он формулирует задачу, волнующую большинство членов коллектива, принимает на себя ответственность за создание пусть не всех, но обязательно основных, значимых условий решения этой задачи;

- умение планировать совместную  работу с учетом интересов  и возможностей каждого члена коллектива; вовлекает людей в выполнение необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных исполнителей дел;

- использование для принятия  коллективных решений мнения  и предложения, противоположные собственной позиции;

- обладание способностями  и умениями делать организуемые  им дела интересными и привлекательными  для других людей; 

- умение планировать совместную  работу с учетом интересов  и возможностей каждого члена коллектива;

- чуткость и проницательность, доверие к людям: он находит  время, чтобы выслушать людей,  и умеет слушать; 

- лидер знает, в чем  состоят интересы людей, с которыми  он связан по работе, и готов  их отстаивать;

способность понять трудности (проблемы) отдельного человека, чувствует, кто в нем нуждается;

- готовность вступиться  за подчиненного, если с ним  обходятся несправедливо;

- способность понимать  то, о чем люди предпочитают  умалчивать; способен к сопереживанию;

- представительские склонности: он - выразитель общих для коллектива позиций его членов; способен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам;

- готовность жертвовать  личными интересами ради интересов  коллектива;

- является представителем  коллектива во взаимоотношениях  с вышестоящим руководством9;

Эмоционально-психологическое  воздействие:

- лидер способен вовлекать  людей в деятельность, не отдавая  прямых распоряжений и команд;

- он в высокой степени  наделен «чувством локтя», умеет  убеждать, склонен поощрять;

- он обладает неформальным  авторитетом (ему подчинялись  бы, за ним бы шли, даже если  бы он не имел никакого руководящего  поста); - оптимизм: лидер уверен, что подавляющее число проблем, которые встают перед людьми, разрешимы; своим оптимизмом он вызывает у людей веру в свои силы [11].

Отличия руководителя и лидера дают понять, что для каждого коллектива важны оба представителя, осуществляющие формальное и неформальное руководство группой. Но также не стоит забывать, что лидер в зависимости от своего типа может выполнять и функции руководителя. Стоит подробнее рассмотреть сферу классификаций типологии лидерства.

 

    1.  Типология лидерства

 

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой  и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

    1. деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
    2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
    3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от типов  лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности) 10

Типы лидерства также  систематизируют по определенным признакам. Так в сфере взаимоотношений  выделяют: формальный (официальный), неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) и смешанный типы лидерства. По признаку формирования межличностных отношений и распределение функций в группе различают: лидера по определению путей к достижению групповой цели, лидер по оптимальному решению технических задач, лидер по установлению психологического климата, лидер по содержанию групповой атмосферы. По функциям, реализуемыми лидерами: лидер-инициатор, лидер-организатор (деловой лидер), лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер), лидер-умелец. По типам групповой деятельности (инструментальная и экспрессивная): инструментальный лидер (функциональный лидер), эмоциональный лидер, универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях). С позиции организованности различают: лидер-организатор (лидер-созидатель), лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель), социальный, асоциальный. Характер деятельности: универсальный лидер (лидер в любой обстановке), ситуативный лидер. По стилю руководства: авторитарный лидер, демократический, смешанный типы [12].

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

-  бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, объединениях по интересам, в семье);

-  социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах — спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства  (государственные, общественные  деятели) [1].

Существует несомненная  связь между судьбами лидеров  этих трех типов: бытовой всегда может  выдвинуться на позиции социального  и политического.

Выбранный тип лидера всегда зависит от внутренних характеристик  и психологических качеств лидера как человека и личности.

 

    1.  Психологические качества лидера

Информация о работе Лидерство и руководство