Лидерство и руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

Рассмотрение некоторых аспектов организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.

Содержание

Введение….……………………………………………………………..….…..2
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства……………….………4
1.1 Определения понятий «лидер» и «руководитель»……………..…..4
1.2 Сходства и различия «лидерства» и «руководства» в группе…......6
1.3 Типология лидерства………………………………………………..14
1.4 Психологические качества лидера………………………………...16
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
2.1 Стиль лидерства и элементы групповой работы………………....20
2.2 Социальное влияние авторитета на группу……………….…...…25
2.3 Модели развития конфликта в трудовом коллективе……………28
2.4 Стили общения лидеров…………………………………………...30
Заключение…..………………………………………………………………33
Список использованных источников……………..…………………….….35

Работа состоит из  1 файл

курсовой.docx

— 101.85 Кб (Скачать документ)

Механизмы воздействия лидеров  на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого.

С учетом особенностей последователей лидер  или руководитель выстраивает структуры воздействия на них. Последние призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить поддержку ее членам.

Подходит ли человек для  роли лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. тех, которые внушают веру в него, побуждают признать его влияние. «Естественное» лидерство возникает в том случае, когда влияние проистекает из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества. Руководителю в этом проще, он – назначаемый, а значит уже обладает определенным влиянием и авторитетом, с которым подчиненные волей не волей должны считаться.

Влияние лидера всегда зависит  от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Важна склонность к доминированию, а именно: умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Он может вести своих последователей в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается  лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже  существующих общностях, коллективах.

Этот человек выступает  как своеобразное зеркало группы в целом. Следовательно, им бывает только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе людей. Поэтому его «пересаживание» в другой коллектив или назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Самой оптимальной формой руководства в коллективе является совмещение ролей лидера и руководителя в одном человеке, а также важными аспектами являются правильно выбранный стиль управления для конкретной группы со своим уровнем развития.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адлер Ю.П., Липкина В.В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности. (http://www.big.spb.ru/publications)
  2. Альтманн Г.Х. Звёздные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории. - Пер. с нем. - М.: АО"Интерэкспорт", 1999г . - 272 с.
  3. Андреева Г.А. «Социальная психология» - М., 2004.
  4. Вересов Н.Н. Эффективное управление: психологические критерии. (www.i-u.ru)
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб: Питер, 2000.
  6. Иванов Ю. Соционическая типология руководителей. // Управлениеперсоналом. – 2003. - № 10. – С. 59 – 61
  7. Каменской В.К. Под ред. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие, -М.: Академия, 2002.-160 с.
  8. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. - М.: Дело, 1993г. - 120с.
  9. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями – СПб: Питер, 1999.
  10. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: 1997г.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н\Д. «Феникс», 1996г. – 736 с.
  12. Теняков Е.И. Оформление текстовых документов в учебном процессе учебное пособие. Новочеркасск 2007г
  13. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - Мн. Харвест, 2003г. - 640 с.
  14. Федорцова В.Т. Если рядом старший друг. Зерноград, ЦВР, 1994.
  15. Шалагинова Л.В. Психология лидерства – СПб: Речь, 2007.

 

1Стоцилл Р., Вудкок М., Франсис Д. “Раскрепощенный менеджер”, Столяренко  Л. Д.  Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д.  — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с, Джорджес Джеймс из "ParTraining Corporation" James С. Georges, ParTraining Corp., Tucker, GA, in Executive Communications, January 1987., Бэрд К. http://www.ulmic.ru/biblioteka/metod/279-2011-02-13-12-06-50, Т. Гэмбл и М. Гэмбл http://voxlex.ru/politics/55-statii-o-politike/82-ponyatie-liderstva-v-politike.html, Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 15-26. и Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология — М.: Академия, 2002. — 512 с.

2 Л. Д.  Столяренко  Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д.  — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с

3 Т. Гэмбл и М. Гэмбл\ http://voxlex.ru/politics/55-statii-o-politike/82-ponyatie-liderstva-v-politike.html

4 Ершов А.А. «Социальная психология»

5 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология — М.: Академия, 2002. — 512 с.

6 James С. Georges, ParTraining Corp., Tucker, GA, in Executive Communications, January 1987.

7 К. Бэрд \http://www.ulmic.ru/biblioteka/metod/279-2011-02-13-12-06-50,

8 Дж.  Шнейдер \http://society.polbu.ru/olshansky_psychology/ch35_ii.html

9 Кричевский Р.Л. «Если вы - руководитель» \http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-7679

10 Л.И. Уманский Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975 (в соавторстве с И. С. Мангутовым);

11 Курт Левин Теория  стилей лидерства. 1938 г.

12 Стоцилл Р. \ http://www.refodrom.ru/management_and_leadership_as_the_socially_psychological_phenomenon

13 http://zhiznivkus.ru/samorazvitie/liderstvo/liderskie-kachestva-rukovoditelya.html

14 Приведено у Шалагиновой, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007.

15 Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992.

16 Алиев B.Г.«Лидерство и руководство»\http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html

17 Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов н\Д. «Феникс», 1996г. – 736 с.

18 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.

19 Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

20Скотт Д. Г. Сила ума http://psy.5igorsk.ru/obrazovanie/konfliktnie-tipi-lichnosti.html

 


Информация о работе Лидерство и руководство