Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Рассмотрение некоторых аспектов организации лидерства и руководства в группе, их сходства и различия. Целью курсовой работы является выявление оптимальной формы руководства в коллективе.
Введение….……………………………………………………………..….…..2
1 Теоретические аспекты руководства и лидерства……………….………4
1.1 Определения понятий «лидер» и «руководитель»……………..…..4
1.2 Сходства и различия «лидерства» и «руководства» в группе…......6
1.3 Типология лидерства………………………………………………..14
1.4 Психологические качества лидера………………………………...16
2 Анализ взаимодействия лидера и группы …………………………...….20
2.1 Стиль лидерства и элементы групповой работы………………....20
2.2 Социальное влияние авторитета на группу……………….…...…25
2.3 Модели развития конфликта в трудовом коллективе……………28
2.4 Стили общения лидеров…………………………………………...30
Заключение…..………………………………………………………………33
Список использованных источников……………..…………………….….35
Механизмы воздействия лидеров
на коллектив обусловлены
С учетом особенностей последователей лидер или руководитель выстраивает структуры воздействия на них. Последние призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить поддержку ее членам.
Подходит ли человек для роли лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. тех, которые внушают веру в него, побуждают признать его влияние. «Естественное» лидерство возникает в том случае, когда влияние проистекает из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества. Руководителю в этом проще, он – назначаемый, а значит уже обладает определенным влиянием и авторитетом, с которым подчиненные волей не волей должны считаться.
Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Важна склонность к доминированию, а именно: умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Он может вести своих последователей в том направлении, в котором они сами хотят идти.
Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих общностях, коллективах.
Этот человек выступает как своеобразное зеркало группы в целом. Следовательно, им бывает только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе людей. Поэтому его «пересаживание» в другой коллектив или назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно.
Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Самой оптимальной формой руководства в коллективе является совмещение ролей лидера и руководителя в одном человеке, а также важными аспектами являются правильно выбранный стиль управления для конкретной группы со своим уровнем развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2 Л. Д. Столяренко Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с
3 Т. Гэмбл и М. Гэмбл\ http://voxlex.ru/politics/55-
4 Ершов А.А. «Социальная психология»
6 James С. Georges, ParTraining Corp., Tucker, GA, in Executive Communications, January 1987.
7 К. Бэрд \http://www.ulmic.ru/
8 Дж. Шнейдер \http://society.polbu.ru/
9 Кричевский Р.Л. «Если вы - руководитель» \http://www.webkursovik.ru/
10 Л.И. Уманский Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975 (в соавторстве с И. С. Мангутовым);
11 Курт Левин Теория стилей лидерства. 1938 г.
12 Стоцилл Р. \ http://www.refodrom.ru/
13 http://zhiznivkus.ru/
14 Приведено у Шалагиновой, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007.
15 Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992.
16 Алиев B.Г.«Лидерство и руководство»\http://www.
17 Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов н\Д. «Феникс», 1996г. – 736 с.
18 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.
19 Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
20Скотт Д. Г. Сила ума http://psy.5igorsk.ru/