Марксизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:32, доклад

Описание

К. Маркс (1818-1883) занимает особое место в истории общественной мысли 19 в. Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии.

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 38.00 Кб (Скачать документ)


МАРКСИЗМ

К. Маркс (1818-1883) занимает особое место в истории общественной мысли 19 в. Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли. К. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.

Учение   Маркса   представляет   собой   единое, недифференцированное целое, в  котором  научные  и практические  вопросы   тесно   переплетаются. Исследованию   социологии   Маркса посвящено огромное количество трудов; каждый более или  менее  серьезный  курс   истории   социологии содержит о ней раздел. Но   понимание   Маркса-социолога   связано   со специфическими   трудностями,    вытекающими    из особенностей  его  творчества.  Неразрывная  связь научного   поиска   и   практических   устремлений вызывает   необходимость   выделения    собственно научного содержания его теорий.  Сам   Маркс   не   использовал   в   них    термин «социология».  Это  неудивительно,  учитывая,  что термин  этот  в  его время,  во-первых,  еще   не  утвердился  более  или  менее  прочно,  во-вторых, связывался исключительно  или  главным  образом  с  доктриной Конта, к которой Маркс в целом относился  отрицательно.

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине —второй половине XIX в. Марксизм является неким сплавом философских, социологических, экономических и других теорий, тесно взаимосвязанных друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса.

Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом (Он основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленным борьбой внутренних противоположностей и находятся во всеобщей взаимной связи) понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. К.Маркс стремился развить строго объективную, основанную на исторических фактах, теорию общественного развития. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами. Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий в обществе господствующее положение. Во-вторых, класс, не имеющий собственность. Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развития. Но в современном капиталистическом обществе он также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистического общества противоречия между этими классами должны были всё более усиливаться. Хотя он допускал существование при капитализме и других социальных слоёв, занимавших промежуточное положение между этими классами: крестьяне и ремесленники. Но, как полагал Маркс, развитие капитализма должно было привести к постепенному исчезновению таких промежуточных слоёв. И в результате общество должно было разделиться на два и только два противостоящих друг другу класса. В конечном итоге противоречие между этими классами должно было привести к социальной революции, открыв путь к революции, которая приводит к бесклассовому равенству.

Так же Важное место в работах Маркса занимает понятие идеологии. Он понимал под ней ложное искаженное сознание представителей правящего класса. Как утверждал Маркс, правящий класс был заинтересован в сохранении общественного строя и поэтому представители данного класса были способны адекватно воспринимать лишь те явления общественной жизни, которые свидетельствовали об устойчивости, стабильности этого строя.

Маркс считал свою теорию подлинно-научной и свободной от каких-либо идеологических искажений. Тем не менее, критики Маркса неоднократно указывали, что в его теории содержались элементы социальной утопии. Когда Маркс анализировал современное ему капиталистическое общество, он в основном оставался на научных позициях.

Согласно марксизму, капитализм – последнее эксплуататорское общество, на

смену которому, благодаря революции, придет коммунизм – бесклассовое общество. Капитализм характеризуется двумя видами противоречий: между постоянно развивающимися производительными силами и медленно меняющимися производственными отношениями и между ростом богатства меньшинства и растущей нищетой большинства. Капиталистическое общество, вовлеченное в жесточайшую конкуренцию, не может ни приумножать средства производства, ни увеличивать тем самым численность пролетариата и его нищету. Ведь согласно теории прибавочной стоимости К. Маркса основным источником прибыли является человеческий труд – товар, который будучи оплачиваемый по стоимости, все-таки производит стоимость превышающую свою. Таким образом весь капиталистический строй основывается на эксплуатации человеческого труда: чем сильнее эксплуатация, тем больше прибыли и тем хуже положение пролетариата, что и ведет к революции.

Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.Главным вопросом революции Маркс считал вопрос о власти. Это очень многогранная проблема, которая отнюдь не сводилась социологом к идее диктатуры пролетариата, как это представлялось в “советском” марксизме. Прежде всего следует коснуться того, какие элементы политической реальности марксистская социология относит к власти. В ранних работах Маркс и Энгельс отмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда не обеспечит свободу; напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть эмансипированное гражданское общество, способное диктовать свою волю государству. По Марксу, необходимым этапом на пути к безгосударственному самоуправлению является установление политической власти рабочего класса в виде диктатуры пролетариата. Маркс понимал важно то, что государственная власть имеет сложную, по крайней мере, двойственную природу: это не только инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс становится также и политически господствующим классом, но и механизм для выполнения общих управленческих задач, вытекающих из природы всякого общества.

Главным выводом марксизма явилось утверждение, что общество - не порождение духа, оно материально и основа его - материальное производство. Марксизм дал характеристику капитализму, как обществу, имеющему два порока: рабочий продает свою силу как товар, а капиталист присваивает прибавочную стоимость, оплачивая лишь часть труда и существует необходимость производства продуктов и предметов потребления в форме товаров, что вызывает торгашество, богатство ради богатства.  По Марксу классы - это большие группы людей, отличающиеся по отношению к средствам производства, кто владеет ими - является господствующим классом, кто их лишен - подчиненным. Марксизм ввел учение об общественно-экономических формациях, которые сменяют друг друга на протяжении развития истории человечества.

Марксизм-ленинизм, научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества. Основоположниками Марксизм-ленинизм-л. были К. Маркс и Ф. Энгельс; выдающийся вклад в его развитие внёс В. И. Ленин. Марксизм-ленинизм-л. обогащается в результате теоретической деятельности коммунистических и рабочих партий. «Марксизм-ленинизм — это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества — коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила — в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе всестороннего анализа действительности»

 



Информация о работе Марксизм