Методология и методика эмпирического социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:43, контрольная работа

Описание

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературыб как пользователь интернета и т. д..
Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность и того, что кому- либо из нас придется организовывать такое исследование.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
1. Социологическое исследование и его виды...............................................................5
2. Технология эмпирических исследований..................................................................9
3. Проблемы исследования............................................................................................10
4. Методология эмпирического социологического исследования............................12
4.1. Методы сбора данных в эмпирическом исследовании..................................15
4.2. Анализ документов - самый безопасный, «кабинетный» метод сбора данных.........................................................................................................................................16
4.3. Онлайновые опросы - современная технология сбора массовой информации...............................................................................................................................17
5. Методы анализа и обработки социологической информации..............................20
Заключение........................................................................................................................22
Литература.........................................................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

Хорошко ЛА Социалогия.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Некоторые исследователи  различают социологические исследования по сферам общественной жизни, например на социально-экономические, социально-политические, социально-педагогические, социально-психологические и т. д. Определенный интерес представляет подход украинского социолога Г. Щёкина, который эмпирические и при-кладные социологические исследования классифицирует так пилотажные, направленные на проверку эффективности инструментария; полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке; с обратной связью, цель которых — привлечь коллектив к участию в решении стоящих перед ним практических проблем; панельные, предполагающие повторное изучение одного объекта через определен-ные интервалы времени; лангитюдные как разновидность повторных, когда ведется длительное периодическое наблюдение за одними лицами или социальными объектами; сравнительные, когда в качестве основного приема используют сопоставление информации о различных социальных подсистемах, периодах исторического развития, исследованиях разных авторов; междисциплинарные, предполагающие сотрудничество представителей различных научных дисциплин в решении комплексной проблемы.

Российские  социологи М. Горшков и Ф. Шереги попытались выработать основной критерий для классификации социологических  исследований, взяв за основу их логическую структуру и ориентацию на практику. Они выделяют такие социологические исследования:

    • разведывательные,
    • оперативные,
    • описательные,
    • аналитические,
    • экспериментальные.

Все опросы эти  социологи сводят к анкетированию  и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социологической информации они подразделяют опросы на массовые и специализированные, отдельно выделяя также социологические наблюдения, анализ документов, точечные и панельные исследования.

Отмеченные  классификации, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных оснований и классификационных признаков. Но основной их недостаток состоит в том, что они опираются не на все компоненты выделенной системы познавательного процесса, а поэтому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований, не охватывая всех видов социологических исследований

На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, включающие: выборочные опросы, вторичный анализ данных, эксперимент, полевое наблюдение. Все эти методы подчинены единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое.

Соотношение теоретического и эмпирического в социологии отображается следующей схемой. В социологии, как ни в одной науке, большое значение имеет эмпирическая основа, то есть факты, которые могут быть зафиксированы человеческими чувствами. Интуиция и логика в данном случае подчинены эмпирическим наблюдениям. Эмпирическое наблюдение дает знание о так называемых переменных. Переменной величиной может быть что угодно, в зависимости от объекта наблюдения. Взаимосвязь между независимой (например, возраст) и зависимой (например, болезни) называется гипотезой (например, чем старше человек, тем больше он болеет). Совокупность взаимосвязанных гипотез формирует теорию. Теория, таким образом, выступает продуктом обобщения наблюдаемых явлений, выявления общих закономерностей (периодически повторяющихся тенденций). Значение закономерностей велико, так как конечная цель социологии, как и любой науки, - прогнозирование, выработка информации, полезной для практического применения.

С одной стороны, извлекаемые  из теории предположения могут быть преобразованы в исследовательские  гипотезы, таким образом, теория направляет исследование.

С другой, в результате исследования формируются теоретические обобщения.

 

2. Технология эмпирических исследований

 

Технология эмпирических исследований включает в себя последовательность операций, необходимых для получения информации об изучаемом явлении. Во всех отраслевых социологических науках она одинакова. В социологической литературе существуют различные представления об этапах социологического исследования.

Так например Н. Смелзер выделяет три этапа:

    • формулировку гипотез;
    • сбор и обработку данных;
    • анализ и обобщение данных;

 А А.Г. Здравомыслов — пять:

    • составление программы;
    • построение выборки;
    • разработку методики;
    • сбор и обработку материала;
    • анализ и интерпретацию данных

 Но обобщая эти и другие подходы, можно смело утверждать, что всякое социологическое исследование проходит три основных этапа:

•  подготовительный;

•  полевой;

•  аналитический.

 

 

 

Первый этап начинается с разработки программы  и заканчивается пилотажным (пробным) исследованием. Программа исследования обычно состоит из трех частей:

  • методологической - содержит характеристику проблемы, цели, задач, объекта, предмета, концепции исследования, выборки, основных понятий, показателей, гипотез;
  • методической - характеристику методов сбора и анализа данных, логической структуры инструментария, схемы обработки первичной информации
  • организационной - включает в себя временной график осуществления необходимых работ, рабочие документы (формы анкет, бланков, карточек, инструкций участникам и руководителям полевых и аналитических работ), калькуляцию сметной стоимости этих работ;

Пилотажное  исследование (пилотаж) проводится с  целью проверки качества инструментария, предназначенного для полевого исследования. В ходе пилотажа на ограниченном материале устанавливается пригодность сконструированного при разработке программы измерительного инструмента: показателей и шкал.

С учетом результатов пилотажного исследования производится коррекция инструментария, после чего начинаются полевые работы.

В целом эмпирическое социологическое исследование можно рассматривать как процесс выдвижения и проверки гипотез, опирающийся на сбор, анализ и обобщение фактов.

После завершения разработки программы начинается полевой этап исследования, в рамках которого собираются и кодируются эмпирические данные.

Аналитический этап включает ввод, статистическую обработку  закодированной информации, обобщение и интерпретацию полученных данных.

На основе анализа  осуществляется интерпретация данных. На этом этапе переходят от количественного (статистического) анализа данных к качественному (содержательному), перевести язык цифр на обычный язык.

 

3. Проблема исследования

 

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

Проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу  чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

Установить реальное наличие данной проблемы:

    • есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;
    • есть ли учет и статистика по этому показателю,
    • достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т.д.. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т. д..

Вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

 

Производственная  проблема может быть описана с  помощью пяти основных характеристик:

Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологоческая  напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все  это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

Организационное и физическое нахождение. В каком организационном  подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

Абсолютная  и относительная величина. Насколько  важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?

В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

 

4. Методология эмпирического социологического исследования.

 

 Эмпирическое социалогическое исследование включает в себя выборочные опросы, вторичный анализ, эксперимент и полевое наблюдение. Рассмотрим каждый из этих методов.

Метод выборочного  опроса представляет собой способ сбора  данных о поведении и взглядах людей путем опроса репрезентативной совокупности. Этот способ состоит из трех частей:

  • единицы наблюдения - индивиды, семьи, города и т.д.;
  • генеральная совокупность населения - совокупность всех единиц наблюдения;
  • выборка - часть генеральной совокупности, которая является репрезентативной, то есть отражает особенности в целом всех единиц наблюдения.

Вероятностная выборка существует нескольких видов:

  • случайная выборка составлена таким образом, что любой элемент в генеральной совокупности может быть с одинаковой вероятностью включен в выборку. Для ее осуществления составляется полный нумерованный список всех представителей генеральной совокупности населения. Посредством таблиц случайных чисел из этого списка выбирается нужное количество единиц наблюдения (респондентов);
  • систематическая выборка использует соотношение между размером выборки и численностью генеральной совокупности для определения шага пропуска данных;
  • стратифицированная выборка предполагает разделение генеральной совокупности на слои или страты, а затем составление выборки для каждого слоя (используется, когда, например, отдельные части населения малочисленны и многозначимы для исследования);
  • кластерная выборка предусматривает классификацию единиц наблюдения по географическому признаку;
  • многоступенчатая выборка проходит в несколько этапов с привлечением разных видов выборки;
  • Целевая выборка имеет место тогда, когда исследователь выбирает людей для опроса по собственному усмотрению.

Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования