Методология и методика эмпирического социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:43, контрольная работа

Описание

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературыб как пользователь интернета и т. д..
Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность и того, что кому- либо из нас придется организовывать такое исследование.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
1. Социологическое исследование и его виды...............................................................5
2. Технология эмпирических исследований..................................................................9
3. Проблемы исследования............................................................................................10
4. Методология эмпирического социологического исследования............................12
4.1. Методы сбора данных в эмпирическом исследовании..................................15
4.2. Анализ документов - самый безопасный, «кабинетный» метод сбора данных.........................................................................................................................................16
4.3. Онлайновые опросы - современная технология сбора массовой информации...............................................................................................................................17
5. Методы анализа и обработки социологической информации..............................20
Заключение........................................................................................................................22
Литература.........................................................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

Хорошко ЛА Социалогия.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

В целом выборочные исследования - высокоэффективный, но дорогостоящий способ сбора данных. В последние годы созданы архивы данных опросов, документов переписи, различных справочников, действующие как библиотеки, предназначенные для специальных подписчиков. На базе этих уже собранных данных исследователь может производить выборку и изучать явление - так называемый вторичный анализ данных.

Эксперимент включает контроль переменных для установления точных причинно-следственных связей. Путем анализа вопросников или  интервью социолог может выявить  взаимосвязи между рядом переменных. В условиях эксперимента испытуемых подразделяют на экспериментальную и контрольную группы. Испытуемые экспериментальной группы подвергаются воздействию какой-либо независимой переменной, например, их вознаграждают, поощрают, или лишают чего-то, применяют санкции. Членов контрольной группы воздействию не подвергают. Затем на основе наблюдения, анализа вопросника или интервью в обеих группах измеряется зависимая переменная (например, чувство собственного достоинства, о котором сообщают испытуемые).

При проведении полевого эксперимента исследователь  стремится понять реальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. Потому он сам отправляется в тюрьмы, бары, трущобы и т.д. То есть включенное полевое наблюдение производится в  обстановке, где обычно проявляется исследуемое поведение. Одна из главных проблем при полевом исследовании - наблюдение событий без воздействия на них, ибо само присутствие исследователя автоматически искажает естественный ход событий в наблюдаемой среде.

Все описанные  выше методы - частнонаучные, присущие одной социологии. К общенаучным методам относят теоретические методы социологии: в первую очередь это структурно-функциональный и сравнительный методы.

С позиций структурно-функционального  метода общество рассматривается как  функциональная система, которая характеризуется устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства элементов и поддержки равновесия системы. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

    • в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
    • структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
    • функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
    • динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.

Дополнением и  корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный  метод. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

 

4.1.    Методы сбора данных в эмпирическом исследовании.

 

Анкетирование - это разновидность (наряду с интервью) метода сбора данных в виде письменных ответов, которые фиксируются опрашиваемыми (респондентами) в специально изготовленном опроснике-анкете. Анкета - это не просто перечень вопросов и ответов. Каждый вопрос выполняет определённую функцию в достижении целей исследования. Выделяют следующие виды вопросов (в зависимости от выполняемой ими функции):

  • контактные вопросы, призывающие респондента сконцентрироваться на проблеме;
  • вопросы-фильтры, проверяющие респондента на его компетентность как носителя информации;
  • вопросы содержательные, направленные на получение информации от респондента собственно по предмету исследования;
  • социально-демографические вопросы («паспортные данные», часто называемые «личностным» блоком вопросов).

Вопросы анкеты должны исключать ошибки в понимании  их смысла и не навязывать подспудно  определённый вариант ответа. Следует  избегать двойных отрицаний. Вопросы  должны быть ясно, однозначно трактуемые и релевантны (т.е. относящиеся к делу).

Интервью - это вторая (после анкетирования) разновидность метода сбора данных в форме устных ответов на вопросы при личном общении с интервьюером. Виды вопросов для интервью:

  • стандартизация «закрытых» вопросов;
  • глубинное интервью, побуждающее на личную оценку «открытых» вопросов;
  • нарративное интервью, не предполагающее вопросов, а только выслушивание и запись рассказа опрашиваемого.

По форме  интервью бывают: уличные, телефонные, офисные, квартирные. Техника интервью предъявляет большие требования к контактности интервьюера.

 Наблюдение. При использовании этого метода устраняется основной недостаток анкеты и интервью - невозможность получить информацию в момент события. Наблюдение - это сбор данных в виде регистрации (записи результата и целенаправленного, непосредственного восприятия событий, явлений).

Наблюдения  разделяют на включенное и невключенное.

Включенное  наблюдение предполагает участие исследователя  в изучаемом явлении. Цель его - лучше понять смысл, который респондент придаёт изучаемому явлению.

Невключенное  наблюдение означает поддержание дистанции  с респондентом, что позволяет  объективно фиксировать данные и  не создавать зависимость поведения  самого исследователя от поведения объекта исследования.

По степени  формализации наблюдение может быть структурированным, т.е. наблюдатель  отслеживает ситуацию по избранным  заранее категориям.

Неструктурированное наблюдение ведётся в поисковых  исследованиях, где наблюдатель  фиксирует всё, что, с его точки зрения, характеризует изучаемый объект. В этом случае очень важна технология наблюдения (правильный выбор позиции наблюдателя, что позволяет устранить «эффект» наблюдателя). Инструментом наблюдения является «дневник наблюдателя».

 

4.2. Анализ документов - самый безопасный, «кабинетный» метод сбора данных.

 

Он  основан  на регистрации значимых для цели исследования: элементов, свойств, печатных, письменных, графических, видео- или  аудио-документов. Анализ документов, как и любой метод сбора данных, имеет количественную и качественную разновидности.

 Качественный  анализ документов - это обнаружение неявных смысловых структур при помощи так называемого дискурсного анализа, своего рода «психоанализа» текстов, фильмов и т.п.

В социологии чаще применяется количественная версия метода анализа документов - контент-анализ.

Контент-анализ - это создание статистической модели большого массива стандартных документов, отражающих исследуемые социальные явления и процессы. Здесь в качестве стандартных массовых документов в современной социологии рассматриваются, в первую очередь, сообщения масс-медиа: газетные и журнальные публикации, теле- и радиопередачи. Вместе с тем объектом контент-анализа могут стать и массивы частных фотографий, дневников, граффити и т.п.

Основные процедуры  контент-анализа предполагают выделение  единиц анализа, в качестве которых могут выступать:

  • понятия, выраженные в словах и отдельных терминах: например, из области экономики (интенсификация, НТП, методы хозяйствования, управление и самоуправление и т.д.); из области политики (демократия, плюрализм, партия и т.д.); из области нравственности, права (долг, добро, зло, справедливость, законность и т.д.);
  • тема, выражения в целых смысловых абзацах, частных текстах, статьях и т.д.;
  • имена исторических деятелей, политиков, учёных, деятелей искусства, бизнесменов и т.д.;
  • целое общественное событие, официальный документ, факт, случай, которые все несут специфическую нагрузку и могут быть принятыми за единицу анализа.

Единицы анализа  выделяются на основе содержания гипотез  исследования. Количественную форму  результатам анализа придаёт использование единиц счёта (измерения), которыми могут быть в зависимости от цели и предмета исследования частота появления признака в анализируемом массиве документов, число строк в тексте или площадь (в см2) газетной (журнальной) публикации, в которой фиксируется данный признак, продолжительность (в минутах, секундах) телевизионных и радиопрограмм или сюжетов, содержащих признак.

Содержание  информации группируется в смысловых  единицах (например, промышленность, транспорт, связь, культура и т.п.). Знак информации определяется как «положительное», «отрицательное», «сбалансированное», «нейтральное» отношение и соответственно кодируется как «–» (минус), «+» (плюс), «0» (ноль), «±» (плюс/минус).

Особый элемент  техники контент-анализа - построение структурных коэффициентов, выявляющих соотношение различных элементов в структуре анализируемого массива документов. Эти коэффициенты могут иметь прикладное значение. Например, можно измерить количество появлений рекламного объявления, приходящееся на единицу эфирного времени, или количество щитов наружной рекламы, приходящееся на единицу длины улицы. Такие данные могут быть существенными для принятия управленческих решений в сфере размещения и регулирования рекламы.

Основным достоинством контент-анализа можно считать возможность исследовать информационные потоки, играющие важную роль в современной общественной жизни и относительно низкую ресурсоёмкость. Главный же недостаток - косвенный характер информации, предопределяющий предметные ограничения данного метода: анализируются не сами социальные процессы, а результаты их отображения или интеллектуальные процессы, каким-то образом связанные с социальными процессами.

 

4.3.   Онлайновые опросы - современная технология сбора массовой информации.

 

В современном мире всё более прочные позиции начинают завоёвывать интернет-технологии. Некоторые специалисты-социологи отмечают, что в перспективе значительная часть опросов - политических, маркетинговых, социально-экономических, социокультурных, затрагивающих локальную тематику или ориентированных на специальные группы и т.п. - будет осуществляться через web-сеть (далее веб-сеть). Техническое обеспечение таких опросов уже сейчас практически возможно благодаря использованию тестов, трёхмерных изображений, видео-сюжетов, электронной почты, в том числе в режиме прямого диалога, телефонной связи.

Новый - онлайновый опрос возник в конце XX века и во всех своих важнейших аспектах учитывает всё ценное, что было найдено и закреплено в ранее созданных и используемых различных видах социологических и маркетинговых опросах.

Система онлайновых опросов имеет видимую и предъявляемую  респондентам и клиентам часть и  скрытый от посторонних наблюдателей механизм, предопределяющий рабочие  свойства этой системы. Программное  обеспечение онлайнового опроса играет определяющую роль, так как от него зависит, каким образом накапливается и эксплуатируется респондентская панель, задаются важнейшие параметры рассылки респондентам, их взаимодействия, определяются возможности социолога в использовании тех или иных типов социологических вопросов, шкал и т.п.

В современной  социологии выделяются, по крайней  мере, три важнейших тематических направления онлайновых опросов:

  • изучение сетевого поведения и отношения пользователей Интернета к технологическим и социокультурным аспектам развития электронной Паутины;
  • исследование потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг, особенно потребительских интересов специальных групп (территориальных, демографических и социокультурных);
  • изучение социальных и политических установок, в том числе электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике, рейтингу политика и пр.

 Создание  панелей онлайнового опроса базируется  на двухступенчатой выборке: сначала  комплектуется респондентская панель, а затем из неё случайным образом извлекается квотная выборка, репрезентирующая генеральную совокупность по контролируемым исследователем параметрам.

В онлайновых опросах  существуют следующие панели: общие, специализированные и локальные, национальные и глобальные.

Панели общего типа включают в себя представителей всех групп населения, имеющих доступ к Интернету. В этом случае используют в основном пассивные приёмы построения сети (например, просьба зарегистрироваться для участия в опросах случайных посетителей сайтов исследовательской компании или её клиентов).

В специализированной панели используется одноступенчатая  выборка из списка членов изучаемой  структуры или выборка узкоспециализированной панели (экспертная панель).

Сейчас специалистам удалось реализовать методику онлайнового опроса, которая на сегодняшний день признана наиболее удачной. Речь идёт об онлайновой системе «InterSurvey» (http:www.intersurvey.com), синтезирующей в себе достижения академической науки и современные электронные технологии.

Точность результатов  для всей выборки в таких опросах  составляет плюс-минус 4%. Наиболее успешен  результат, по мнению специалистов онлайновых опросов, наблюдается в опросах  о ходе избирательных кампаний.

Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования