Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:43, контрольная работа
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературыб как пользователь интернета и т. д..
Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность и того, что кому- либо из нас придется организовывать такое исследование.
Введение..............................................................................................................................3
1. Социологическое исследование и его виды...............................................................5
2. Технология эмпирических исследований..................................................................9
3. Проблемы исследования............................................................................................10
4. Методология эмпирического социологического исследования............................12
4.1. Методы сбора данных в эмпирическом исследовании..................................15
4.2. Анализ документов - самый безопасный, «кабинетный» метод сбора данных.........................................................................................................................................16
4.3. Онлайновые опросы - современная технология сбора массовой информации...............................................................................................................................17
5. Методы анализа и обработки социологической информации..............................20
Заключение........................................................................................................................22
Литература.........................................................................................................................22
Каждый онлайновый респондент опрашивается, как правило, в среднем раз в неделю. Если опрос проводится в течение 24-х часов, то удаётся охватить 60% исходной выборки; если в течение 48-ми часов, то 75 %.
Все данные автоматически передаются в соответствующие архивы, обрабатываются по заранее составленному правилу (заданию) и в табличной форме передаются для описания аналитикам системы «InterSurvey». В своих опросах они используют видео и трёхмерную графику; каждый респондент имеет возможность получить ответ на все возникающие у него вопросы в реальном времени.
Нет сомнения, что в ближайшие годы мы станем свидетелями бурного развития онлайновых технологий опроса не только в США и западноевропейских странах, но и в России.
Однако использование Интернет-технологий для проведения социологических опросов в России имеет ряд существенных ограничений, которые можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные ограничения веб-опросов в России:
Субъективные
ограничения веб-опросов в
5. Методы анализа и обработки социологической информации
Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в компьютер и обработать, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпирических данных.
В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного анализа, проверки иссле-довательских гипотез и интерпретации. Хотя невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры преобразования данных, которые переплетаются с интер-претацией, а под вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования полученной информации.
Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация": ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др.
Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных первичной обработки, т.е. это методы получения показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной обработки можно также отнести методы графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.
Кроме того, методы
анализа и обработки
С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа.
Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время являются компьютеры, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа социологической информации.
В крупных
социологических центрах
Заключение
Итак, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому исследователю следует позаботиться о надёжной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. В целом социологическое исследование удаётся тогда, когда есть уверенность, что весь объём необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.
Что касается методов и методики социологических исследований, то в недалеком будущем от социологов следует ожидать роста усилий, связанных с поиском новых путей получения надежных данных, а также создания широких сетей интервьюеров, что позволит проводить социологические исследования в мониторинговом режиме. Уже сейчас все с большей силой набирает популярность Интернет-Социалогические опросы, опросники можно встретиь в социальных сетях, на форумах на страницах новостей, на страницах интернет-магазинов. Также стоит ожидать сбор информации собственно в социальных сетях, где активно развиваються группы по интересам, различные движения и обмен данными - анализ которых может позволить социалогам получить результаты недоступные другим методам. При этом как никогда раньше сейчас актуальна этическая сторона получения информации социологами посредством интернет наблюдения и мониторинга как местоположения людей так и посещаемые ими интернет ресурсы, правомерность и этическая сторона получения данных при таких социологических исследований проходит по тонкой грани законного и незаконнго вмешательства в личную жизнь и пространство индивидума.
Литература:
1.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.,1987.
2.Григорьев С.И., Растов Ю.А. Основы современной социологии. М.,2002.
3.Капитонов Э.А. Социология 20 века. История и технология. Ростов н/Д, 1996.
4.Как провести социологическое исследование. М.,1990.
5.Г. П. Артемов. Политическая социология. Логос, 2002.
6.Ю.П.Сурмин Н.В.Туленков "Методология и методы социологических исследований"
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования