Методология и методика эмпирического социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:43, контрольная работа

Описание

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературыб как пользователь интернета и т. д..
Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность и того, что кому- либо из нас придется организовывать такое исследование.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
1. Социологическое исследование и его виды...............................................................5
2. Технология эмпирических исследований..................................................................9
3. Проблемы исследования............................................................................................10
4. Методология эмпирического социологического исследования............................12
4.1. Методы сбора данных в эмпирическом исследовании..................................15
4.2. Анализ документов - самый безопасный, «кабинетный» метод сбора данных.........................................................................................................................................16
4.3. Онлайновые опросы - современная технология сбора массовой информации...............................................................................................................................17
5. Методы анализа и обработки социологической информации..............................20
Заключение........................................................................................................................22
Литература.........................................................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

Хорошко ЛА Социалогия.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Каждый онлайновый респондент опрашивается, как правило, в среднем раз в неделю. Если опрос проводится в течение 24-х часов, то удаётся охватить 60% исходной выборки; если в течение 48-ми часов, то 75 %.

Все данные автоматически  передаются в соответствующие архивы, обрабатываются по заранее составленному правилу (заданию) и в табличной форме передаются для описания аналитикам системы «InterSurvey». В своих опросах они используют видео и трёхмерную графику; каждый респондент имеет возможность получить ответ на все возникающие у него вопросы в реальном времени.

Нет сомнения, что  в ближайшие годы мы станем свидетелями  бурного развития онлайновых технологий опроса не только в США и западноевропейских странах, но и в России.

Однако использование  Интернет-технологий для проведения социологических опросов в России имеет ряд существенных ограничений, которые можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные ограничения  веб-опросов в России:

  • очень низкий уровень Интернет-плотности;
  • неравномерность интернатизации (в основном это столицы, крупные города);
  • недоступность Интернета всем слоям общества;
  • неразработанность техники и методики проведения сетевых социологических опросов;
  • неготовность людей к участию в веб-опросах: уход от заполнения анкеты - игнорирование; случайные, игровые заполнения (для забавы); намеренное искажение информации о себе и т.п.
  • повторные и многократные ответы на электронную анкету.

 

Субъективные  ограничения веб-опросов в России:

  • неадекватное понимание сути веб-опросов;
  • недооценка преимуществ и перспектив веб-опросов;
  • исследовательская регидность (неумение и нежелание отойти от привычных методов);
  • манипулятивный подход к респонденту как участнику социологического исследования.

 

5. Методы анализа и обработки социологической информации

 

Эмпирические  данные, полученные в ходе социологического исследования, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в компьютер и обработать, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпирических данных.

В социологии под  методами анализа и обработки  социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного анализа, проверки иссле-довательских гипотез и интерпретации. Хотя невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры преобразования данных, которые переплетаются с интер-претацией, а под вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования полученной информации.

Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация": ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др.

Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных первичной обработки, т.е. это методы получения показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной обработки можно также отнести методы графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической  информации можно разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков, средних величин, мер рассеяния), методы статистики вывода (например, корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный, логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов (например, анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде информации (например, анализ социометрических данных или контент-анализ текстов).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа.

Однако основным средством анализа и обработки  данных в настоящее время являются компьютеры, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа социологической информации.

 В крупных  социологических центрах анализ  и обработка социологической  информации наряду с пакетами  прикладных программ опираются  на архивы и банки социологических  данных, позволяющих не только хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.

 

 

Заключение

 

Итак, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому исследователю следует позаботиться о надёжной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. В целом социологическое исследование удаётся тогда, когда есть уверенность, что весь объём необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

Что касается методов  и методики социологических исследований, то в недалеком будущем от  социологов следует ожидать роста  усилий, связанных с поиском новых путей получения надежных данных, а также создания широких сетей интервьюеров, что позволит проводить социологические исследования в мониторинговом режиме. Уже сейчас все с большей силой набирает популярность Интернет-Социалогические опросы, опросники можно встретиь в  социальных сетях, на форумах на страницах новостей,  на страницах интернет-магазинов. Также стоит ожидать сбор информации собственно в социальных сетях, где активно развиваються группы по интересам, различные движения и обмен данными - анализ которых может позволить социалогам получить результаты недоступные другим методам. При этом как никогда раньше сейчас актуальна этическая сторона получения информации социологами посредством интернет наблюдения и мониторинга как местоположения людей так и посещаемые ими интернет ресурсы, правомерность  и этическая сторона  получения данных при таких социологических исследований проходит по тонкой грани законного и незаконнго вмешательства в личную жизнь и пространство индивидума.

 

Литература:

 

1.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.,1987.

2.Григорьев С.И., Растов Ю.А. Основы современной социологии. М.,2002. 

3.Капитонов Э.А. Социология 20 века. История и технология. Ростов н/Д, 1996.

4.Как провести социологическое исследование. М.,1990.

5.Г. П. Артемов.  Политическая социология.   Логос, 2002.

 6.Ю.П.Сурмин Н.В.Туленков "Методология и методы социологических исследований"


Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования