Методы социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования методов научных исследований в своей практической управленческой деятельности; пробудить и развить творческие способности, перспектив перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений; ознакомить с наиболее важными методами получения, пре преобразования и содержательного анализа эмпирической информации, отражающей состояние и динамику социально-экономических и политических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальных процессов
1.1 Понятие социальных, экономических и политических процессов
1.2 Типы и типология экономических и политических изменений
ГЛАВА 2. Методы сбора и анализа информации
2.1 Методики сбора первичных данных.
2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация
ГЛАВА 3. Методы социального прогнозирования
3.1 Теоретико-методологические основы методов социально-экономического
прогнозирования
3.2 Классификация методов прогнозирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Методы исследования социальных процессов.docx

— 75.27 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от количества наблюдаемых  объектов наблюдения делятся на сплошные и частичные.

     По  месту проведения и способу организации  наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые проводятся над реальными социальными группами и коллективами в естественных условиях их жизнедеятельности.

     В чистом виде рассматриваемые типы наблюдений в конкретном социологическом исследовании не встречаются.

     Преимуществом метода наблюдения является то, что  оно осуществляется одновременно с  развитием изучаемых явлений, процессов. Недостатком метода наблюдения является прежде всего трудоемкость его осуществления.

     Опрос самый популярный метод сбора  первичной информации. Он основан  на непосредственном (интервью) или  опосредованном (анкетирование) социально-психологическом  взаимодействии исследователя с  респондентом. Он позволяет исследователю  имитировать любые ситуации для  того, чтобы получить информацию непосредственно  от самого человека о его реальных поступках в настоящем и прошлом, о планах и намерениях на будущее, о фактах конкретной деятельности, ее мотивах, результатах, субъективном состоянии, чувствах, склонностях, суждениях.

     На  основе опроса выясняют мнение членов коллектива по различным вопросам коллективной деятельности и прежде всего тем, что не нашли отражения в официальных  документах, результатах наблюдений и других методов исследования. Надежность информации, получаемой при опросе, зависит от содержания и характера  планируемой информации, техники  опроса, уровня компетентности респондента.

     На  практике чаще всего встречаются  три разновидности опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

     Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью которой опосредуется взаимодействие исследователя и  респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях.

     Анкетирование может использоваться при исследовании любой социальной проблемы, если для  ее решения требуется информация о явлениях общественного и индивидуального  сознания: потребностях, интересах, мотивах, установках, мнениях, ценностных ориентациях  отдельных индивидов или целых  социальных групп, а также объективных  социальных фактах (организации труда  и быта, образовании и квалификации, материальном стимулировании и т.п.).

     Анкета  представляет собой строго упорядоченный  по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, которые направлены на раскрытие содержания проблемы. Она имеет определенную структуру  и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и демографической («паспортички»).

     Достоинствами метода анкетирования являются возможность  получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение  анонимности ответов; недостатком - невозможность проконтролировать  ситуацию формулировки ответа, его  самостоятельность, полноту.

     Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий, обнаруживающихся при обработке  результатов анкетирования, может  использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу.

     Интервью - метод сбора информации об исследуемом  объекте в процессе личного общения  с респондентом по специально составленному опроснику. Опросник может содержать прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а также суждения о возможных вариантах решения проблемной ситуации.

     По  своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение нескольких часов беседа по общей программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему  содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов).

     В случае, если необходимо быстро изучить мнение по тому или иному вопросу, применяется телефонное интервью.

     Интервью  позволяет получить малодоступную  для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному  контакту с респондентом имеется  возможность видоизменять вопросы  в соответствии с получаемыми  ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым  обеспечивать получение более глубокой информации.

     Часто в практике социологической работы возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться  искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служит компетентные лица - эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой.

     К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование  и интервью, "мозговую атаку", дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования  различных его видов.

     В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая социальная общность - группа, коллектив. Часто  сведения о социальной общности приходится получать путем анализа таких  характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для  этого используются методики, разработанные  в психологии. Наиболее часто в  социологических исследованиях  используется тестирование.

     Тест - задание стандартной формы словесного характера или в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное  испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень  выраженности отдельных или совокупности социально-психологических свойств  личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие  или отсутствие уже известных  социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

     В прикладном социологическом исследовании используются три вида тестов:

     · проективные, позволяющие выявить наличие определенных социально-психических свойств данного человека;

     · оценки, позволяющие провести относительные  измерения способности, уровня развития и т.д.;

     · профессиональности, позволяющие выявить  степень готовности к определенной деятельности.

     По  предмету исследования различают общеличностные тесты, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной черты, характеристики, свойства субъекта (например, умственного развития, профессиональных и творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и др.), и групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового социально-психического климата, межличностного восприятия и т.п.

     Особенно  широко используются в социологических  исследованиях групповые тесты, к числу которых можно отнести  социометрию, которая как разновидность  психологического теста на опросе и  является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и  анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.

     Изучение  характера взаимоотношений членов трудового коллектива - одна из самых  актуальных задач социологии труда. Социология позволяет измерить степень  сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет  членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые  сплоченные образования, лидеров и  т.д.

     Результаты  социометрических исследований по каждому  из критериев фиксируется в специальной  таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).

     Будучи  простой в употреблении, социометрия  широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем  была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются  поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в  обследуемых группах следует  прибегнуть еще к другим методам  исследования, позволяющим выявить  специфику групп, их ценностно-нормативное  единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.

     В практике социологических исследований зачастую используется метод изучения продуктов деятельности - сбор информации при анализе материализованных  результатов трудовой деятельности. При этом объектом исследования выступают  не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей трудовой деятельности.

     В современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов  функционирования и развития социальных систем в осуществлении трудового  процесса все шире используются математические и статистические методы - теории корреляции, кибернетического моделирования, теории игр и т.д. но эти методы выполняют  лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных  выше специальных методов. 

2.2 Гипотеза как форма  развития. Классификация

     Достоверному  познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого  наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок  и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти  объяснения. В итоге наука и  практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

     Решающим  звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

     Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью  выяснения свойств и причин исследуемых  явлений.

     Важнейшими  среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

     Гипотеза - это всеобщая и необходимая для  любого познавательного процесса форма  развития знаний. Там, где есть поиск  новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием  и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного  и неточного знания к новому, более  полному и более точному.

     Таким образом, внутренне присущее процессу познания развитие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в качестве необходимой  и всеобщей формы такого развития.

     (2) Построение гипотезы всегда сопровождается  выдвижением предположения о  природе исследуемых явлений,  которое является логической  сердцевиной гипотезы и формулируется  в виде отдельного суждения  или системы взаимосвязанных  суждений. Оно всегда имеет ослабленную  эпистемическую модальность: является проблематичным суждением, в котором выражено неточное знание.

     Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему  ее доказательству.

     Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся  в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо  содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

     (3) Возникающее при построении гипотезы  предположение рождается в результате  анализа фактического материала,  на базе обобщения многочисленных  наблюдений. Важную роль в возникновении  плодотворной гипотезы играет  интуиция, творческие способности  и фантазия исследователя. Однако  научная гипотеза - это не просто  догадка, фантазия или допущение,  а опирающееся на конкретные  материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсознательно  принятое предположение.

Информация о работе Методы социального прогнозирования