Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования методов научных исследований в своей практической управленческой деятельности; пробудить и развить творческие способности, перспектив перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений; ознакомить с наиболее важными методами получения, пре преобразования и содержательного анализа эмпирической информации, отражающей состояние и динамику социально-экономических и политических процессов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальных процессов
1.1 Понятие социальных, экономических и политических процессов
1.2 Типы и типология экономических и политических изменений
ГЛАВА 2. Методы сбора и анализа информации
2.1 Методики сбора первичных данных.
2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация
ГЛАВА 3. Методы социального прогнозирования
3.1 Теоретико-методологические основы методов социально-экономического
прогнозирования
3.2 Классификация методов прогнозирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Отмеченные особенности дают возможность более четко определить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.
Виды гипотез.
В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1) описательные и (2) объяснительные.
(1)
Описательная гипотеза - это предположение
о присущих исследуемому
«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?»
Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.
Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая ближайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям.
Особое
место среди описательных гипотез
занимают гипотезы о существовании
какого-либо объекта, которые называют
экзистенциальными гипотезами. Примером
такой гипотезы может служить
предположение о некогда
(2)
Объяснительная гипотеза - это предположение
о причинах возникновения
Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеорите; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предположения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.
История
науки показывает, что в процессе
развития знаний вначале возникают
экзистенциальные гипотезы, выясняющие
факт существования конкретных объектов.
Затем возникают описательные гипотезы,
выясняющие свойства этих объектов. Последняя
ступень - построение объяснительных гипотез,
раскрывающих механизм и причины
возникновения исследуемых
2.
По объекту исследования
(1)
Общей гипотезой называют
Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.
(2)
Частная гипотеза - это обоснованное
предположение о происхождении
и свойствах единичных фактов,
конкретных событий и явлений.
Если единичное обстоятельство
послужило причиной
Частные
гипотезы выдвигаются как в
Частными
гипотезами являются и предположения,
которые выдвигаются в судебно-
Наряду с терминами “общая” и “частная гипотеза” в науке используется термин “рабочая гипотеза”.
Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Специфика
рабочей гипотезы - в условном и
тем самым временном ее принятии.
Для исследователя чрезвычайно
важно систематизировать
Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.
ГЛАВА
3. Методы социального
прогнозирования
3.1 Теоретико-методологические основы методов социально экономического прогнозирования
Социально-экономическое
предвидение основных направлений
общественного развития предполагает
использование специальных
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По
оценкам отечественных и
3.2 Классификация методов прогнозирования
В
существующих источниках представлены
различные классификационные
Как свидетельствует схема, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос - ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.
В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй - структурное, сетевое и матричное моделирование.
Рассмотренные
классы интуитивных и формализованных
методов схожи по своему составу
с экспертными и
В
класс экспертных методов прогнозирования
входит метод эвристического прогнозирования
(эвристика - наука, изучающая продуктивно
творческое мышление). Это аналитический
метод, суть которого заключается в
построении и последующем усечении
«дерева поиска» экспертной оценки
с использованием какой-либо эвристики.
При этом методе осуществляется специализированная
обработка прогнозных экспертных оценок,
получаемых путем систематизированного
опроса высококвалифицированных
В изученной литературе представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования. Основная погрешность таких схем - нарушение принципов классификации, к числу которых относятся: достаточная полнота охвата методов прогнозирования, единство классификационного признака на каждом уровне членения (при многоуровневой классификации), непересекаемость разделов классификации, открытость классификационной схемы (т. е. Возможность дополнения новыми методами).
В
большинстве классификационных
схем методы прогнозирования разделяются
на три основных класса: методы экстраполяции,
экспертных оценок и моделирования.
При таком разделении методам
экстраполяции
С
одной стороны, построение моделей
преследует цель вскрыть закономерность
развития изучаемого объекта или
процесса на некотором ретроспективном
участке. И если модель построена
правильно и адекватно отражает
связи и свойства реального объекта,
она может служить основой
для экстраполяции, т. е. Для перенесения
некоторых выводов о поведении
модели на объект. Это и есть прогнозирование
поведения объекта путем
С другой стороны, методы экстраполяции - не что иное, как использование теоретических и эмпирических моделей для нахождения переменных вне ретроспективного участка наблюдений по данным зависимостей между ними на ретроспективном участке. Таким образом, применение экстраполяции в прогнозировании всегда предполагает использование каких-либо моделей. Поэтому любое моделирование является основой для экстраполяции.
Конструктивная
классификация позволяет