Мифологизация массового сознания СМИ в ходе избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 07:23, реферат

Описание

Существование социального мифа и процесс мифологизации в данной работе рассматривается в рамках изучения способов психологического воздействия на аудиторию.

Работа состоит из  1 файл

мифологизация сознания.docx

— 92.20 Кб (Скачать документ)

Выборочный  анализ публикаций в массовых газетных изданиях - 
обнаружение мифологических схем    

 Специфика: Субъективный  фактор. Рассмотрены выпуски изданий  после выборов. Сразу после  дня голосования еще свежи  впечатления, в текстах больше  эмоциональных высказываний, способствующих  актуализации мифообразующих элементов.  
    Заметим прежде, большая часть россиян сейчас практически не имеет возможностей читать газеты и обходится просмотром двух-трех общероссийских и местных телеканалов. Традиционной популярностью пользуются "Радио России" и "Маяк", ТВ - ОРТ, НТВ, РТР (в порядке понижения рейтинга). Ежедневные газеты "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", а также еженедельник "АиФ". (По материалам Агентства региональных исследований и "Журналиста"// Журналист.- 2000.- №3.- С. 30, 56)  
    В "Московском комсомольце" и "Комсомольской правде" ход и результаты голосования, разумеется, освещаются по-разному, но схожесть - в карнавальном представлении событий. Здесь предполагается не только участие персонажей-масок, но и активное включение эмоций читателей в процесс развертывания рассказа о выборах.  
    1. "Московский комсомолец"  
    "МК", 21 декабря 1999 года: акцентировано внимание на персоналии: знаковые фигуры (коммунисты, два олигарха, "семья") - все остальные…  
    В одной из заметок (с.3) уделяется внимание результатам голосования в округах, где проходят кандидатами Абрамович и Березовский: обнаружены несколько нарушений в ходе голосования, самое серьезное - в одном поселке нашли поддельные листы с проставленными крестами за "БАБа" (Березовского).  
    Суждения журналистов о коммунистах практически идентичны. Автор материала "Генерал Громов возьмет Подмосковье без единого выстрела…" (с.1-2) описывает ситуацию с губернаторскими выборами как военную операцию: красные попали в "котел". Полностью уверен, что второй тур выиграет Громов, хотя за Селезнева в первом голосовали на 6% избирателей больше. Аргументация: "Вспомним, что обещали коммунисты. Новый передел собственности. А эту самую собственность они всегда отбирают у хозяина, который своим горбом, кровью и потом ее же и создавал…" Типичный пример, когда логика предложений подводит читателя к принятию спекулятивной идеологемы: авторская точка зрения подменяет понятия действительности, возводя конкретный исторический опыт до понятий универсума. Представленная причинно-следственная связь (использован пропагандистский метод исторических аналогий) подчеркивает стереотипичность отношений "коммунист-хозяин". В публикации М. Дейча "Ну? И что?.." (с.3) характерно изображены и избиратели: "Четвертая часть наших сограждан, вполне здоровых на вид, хотя и не всегда дееспособных, легла под партию победившего пролетариата" - выбор стольких людей практически назван проституцией.  
    Для текстов "МК" характерно имплицитно выраженная субъективная модальность. Газета оценивает коммунистов поверхностно, но экспрессивно, не вдаваясь в подробный анализ позиций левого политического крыла, - на уровне стилистики играет стереотипными характеристиками. В то же время в названии газеты обозначена ее принадлежность в прошлом молодежному органу коммунистической партии. Привязанность редакции к исторически сложившемуся названию вполне понятна: популярным издание стало среди читателей как "МК". Но и образ комсомола еще не забыт. Активно действует коммунисты. В ходе избирательной кампании редакция газеты, не связанная с "левыми" ничем, кроме собственного названия, все же, вероятно, испытывает некоторый дискомфорт. Журналисты "МК" посредством эмоционально окрашенных, даже агрессивных, высказываний пытаются нивелировать "красный" фон и нейтрализовать прямое значение слова "комсомол".  
    "МК", 27 марта 2000 года:  
    Как и после выборов в Госдуму предоставлена разнообразная информация о нарушениях. Сообщается, например, что в Воронеже появились рукописные плакаты без подписи: "Если вы не придете голосовать, козлы, - кончите жизнь на помойке". Публикация "Ухмылки новой жизни" М. Озеровой, М. Маркиной (с.2) дает дельный и разносторонний отчет о дне голосования в Москве на основе звонков избирателей, наблюдавших правонарушения и просто непорядок на своих избирательных участках.  
    Но "МК" не был бы "МК", если бы не задал прежде эпатажный тон в шапке "на грани фола" (первая полоса): "После выборов Путин уеденился со своей шайкой, а также с веником и мочалкой". С долей иронии представлены образы вождей Зюганова и Жириновского, голосовавших за себя: "…лицо генсека светилось безмятежной улыбкой", а от "хитрого ВВЖ" публика ждала шоу. В публикациях о них подчеркнуты имиджевые атрибуты.  
    "Подарок для пионерки" А. Зверева (с.1):, при голосовании присутствуют комсомольцы, по словам Зюганова: "молодые побеги, новые зеленые почки", передается ценный подарок для пионерки, выигравшей ("обдула в пух") на шахматном турнире у руководства комсомола. Отношение журналиста к происходящему: Зюганов "давно не враг номер один действующей власти, враг - некие "определенные силы". Когда Зюганов опроверг слухи, прочащие ему отставку в партии после выборов, подмечает, а что еще тот мог сказать: "Да, меня могут сдать в утиль"? О своей уверенности в прохождении во второй тур, генсек не говорил, а "не преминул похвастаться".  
    "Сокол на излете" Р. Аршанского. Итак, шоу. "Голубая занавеска, аки занавес в театре, отдернулась, и вождь либерал-демократов воззвал…" секретаря комиссии, так как порвался бюллетень. "Жириновский наплодил голосующих детей", так как сказал, оправдывая свой низкий рейтинг, что: "На участки приходят женщины, старики и дети. А они всего боятся". Под конец своих наблюдений за Жириновским журналист примечает: "При выходе со двора споткнулся, но был на излете пойман спутниками. Плохая, говорят, примета…"  
    О Явлинском информация дана в 20 строчек. Вывод: второй тур выгоден для поддерживающих его сил - открывается возможность "новой торговли с Путиным…"  
    Наблюдается тенденция работы антимифа.  
    2. "Комсомольская правда"  
    "КП", 21 декабря 1999 года: ключевой фигурой стал В.В. Путин.  
    На первой полосе: "На выборах в Госдуму победил Владимир Путин". На 2 странице: Премьер-министр России ответил читательнице "КП" 14-летней девочке из провинции, которая так интересуется политикой, что старается не пропустить ни одной новостной программы: "и смотрю их0 по 3-4 раза в день…" Занятна опечатка в тексте - "их0", видно, наборщик был ошарашен хобби девушки (вспоминаются письма к нашим вождям простых рабочих и крестьян и публикации ответов). Под композицией из писем обзор о дне голосования А. Гамова, еще раз напомнившего, что победил Путин, а сын-студент журналиста, впервые голосовавший, выбрал СПС. Политический обозреватель газеты С. Чугаев в публикации "Новое поколение выбирает новую Думу" (с.3), комментируя результаты, оптимистично отмечает, что "все технологии из мирового опыта способны лишь усилить, обострить настроение, господствующее в общем, но не могут их коренным образом переломить. В случае нынешних выборов роль именно о коренном переломе политической ситуации…" Оппозиционного большинства больше не будет! Из контекста статьи получается: дескать, Россия опять переиграла весь мир - у нас самые лучшие технологи. О перипетиях борьбы "Единства" и "ОВР" практически не вспоминалось, только констатация факта, что "медведи" обыграли "ОВРаг".  
    "КП", 28 марта 2000 года:  
    Обращает внимание на себя стилистическая игра журналиста А. Гамова в репортаже "Как мы с Ельциным голосовали за Путина" (С.2), сказочная интонация заголовка подталкивает читателя к выводу: то не просто голосование было, то новое время началось. Недаром же перевод часов на летнее время в этот день стал символическим. Аналогично поступил Явлинский, когда сказал, что "Сегодня день Святого Григория - понятно, что будет дальше с Россией", эту фразу заметил "МК". Но если Ельцин в "МК" - это царь без трона, "дедушка", которого жалко, то в "КП" - усталый от стольких хлопот, постаревший, но мужественно сделавший свой выбор человек, шеф. В отличие от "МК", в "Комсомолке" практически не уделялось внимания нарушениям в регионах (видимо, об этом писалось в региональных вкладышах, "КП в Петербурге" привел в пример несколько нарушений).  
    В обеих газетах даны материалы о голосовании в Чечне. В "МК" дана общая картина, в "КП" представлены мнения и поступки конкретных людей в Грозном. "МК" интересуется обшей коллизией ситуации, "КП" уделяет внимание больше тому, как ведет себя человек в конкретной ситуации.  
    Очевидно, что у редакции "КП" излюбленной темой стало повествование о Путине, думается, излишне гипертрофированное (цель: развлечь любой ценой). Газета "раскрыла немало тайн из жизни и.о…". (Попов Р., Чертинов В. Простым 17-летним парнишкой пришел ВВП в наш КГБ// КП.- 2000.- 17 фев.- С. 8-9) Так, например, начинается публикация в одном из февральских номеров газеты, в котором рассказывается о работе Путина в управлении КГБ - вспоминает его начальник. И что же? Материал подается как сенсация, но читатель может лишь узнать в повествовании на уровне анекдотов и болтовни, каким деликатным и расторопным чиновником был главный герой публикации. Сравним: через месяц газета "Смена" берет интервью (Ровда Б. На ковре Путин был забойщиком// Смена.- 2000.- 17 марта.- С.4) у тренера, который стал первым учителем по самбо и дзюдо еще подростка Путина, речь в публикации, казалось бы, идет о спортивной карьере главы государства, но перед читателями развертывается увлекательное повествование о формировании характера Володи. Рассказ не о персонаже, которого пытаются любым способом сравнить с фольклорным Штирлицем, но история о действительно существующей личности.  
    На неделе перед выборами в "КП" от 22.03.2000 журналисты сделали отчет о поездках Путина и Явлинского в Нижний Новгород, посетивших его практически в одно время. Заметка о Явлинском на 13 стр. выдержана в стиле сухого изложения фактов и высказываний самого кандидата, акцент в освещении сделан на критику действий Кремля в Чечне. Рядом развернута заключительная часть серийного репортажа Д. Асламовой "Война без выстрелов" - война, на которой гибнут совсем мальчики. Казалось бы, тем самым акцент выступления Явлинского усилен. Но читатель переполнен эмоциями гнева и жалости, и вряд ли он откликнется на речь политика, который сейчас находится далеко от окопов и борется за президентское кресло. Заметка о поездке Путина на второй полосе подчеркивает всенародную любовь: то на заводе какой-то рабочий спел ему "Славься!", то женщина прорвала оцепление и бросилась в ноги с мольбами, отчего глава правительства смутился. Рассказано с юмором, но не саркастически - поступки людей вызывают улыбку, но не усмешку. Добрый смех. Журналисты основательно потрудились, чтобы показать своим читателям "живого" Путина, народного.  
    В газете в большей степени наблюдается работа мифа.

Миф о месте проведения выборов - 
"сплошной беспредел" спровоцирован мифом о крепком хозяйственнике    

 В предвыборной борьбе  за пост губернатор, развернувшейся  в Петербурге в 1999-2000 годах,  основой мифообразования информационного  пространства стали такие понятия: "Петербург - криминальная столица" (негативная метонимия противостоит  позитивной "культурная столица") и "имярек - ставленник Москвы" (апелляция к идеологеме о противостоянии  Москвы и Петербурга, как символических  выразителей антиподных идеологий  и типов власти). Пресса активно  использует подобную лексику,  определяющую репутацию города, но по-разному. Это зависит  не только от проявления симпатий  редакции к тому или иному  кандидату или представленной  позиции, но от того, как внимательно  журналисты относятся к рассматриваемой  проблеме: волнует ли их поиск  доказательств и анализ причин, либо целью их публикаций является  только развлечение читателей  или любование своим красноречием.  
    Способы работы с образом:

  • Актуализация. Разоблачительно-агитационные материалы с критикой и обвинениями в коррупции, например, появляются осенью прошлого года в нескольких номерах издания "КомарЪ" ("серьезной общественно-политической газеты народного удивления"), "Яблочного" издания "Невский обозреватель" и др.
  • Обнаружение. Например, в "КоммерсантЪ", "АиФ" (петербургские вкладыши), информация о кознях Москвы выносится на рассмотрение читателям как слухи. Есть больше возможностей обыграть миф и его разобрать.
  • Опровержение. В "Санкт-Петербургских Ведомостях", лояльном к городской власти издании, как квазисубъективные интерпретации в целях пропаганды.
  • Утверждение эксперта. Можно имплицитно подчеркнуть экспертным высказыванием наличие данной мифологемы. "Карьера-капитал" задает вопрос депутату ЗакС М. Толстому: "Какова причина преступлений, принесших городу репутацию "криминальной столицы"?" Интервьюер исправно отвечает, согласившись с такого рода постановкой вопроса.
  • Выявление предпочтений. Журналист "Новой газеты" считает, что, посредством работы федеральных каналов, "образ Яковлева вот-вот станет, неотличим от Аль Капоне".
  • Контршаги. Агрессивной контрпропагандой занимается "Народная газета" (придерживается "левых" взглядов), которая осенью целью своих оскорбительных нападок сделала фигуру А. Собчака. "Советская Россия" противопоставляет "крепкому хозяйственнику" "плюшевых, управляемых" претендентов. Газета "Петербургская тема" больше озабочена построением позитивного образа городской власти великого города. (КомарЪ.- 1999.- №20, №21, Невский обозреватель.-1999.- №16; КоммерсантЪ.- 2000. - 2 марта, АиФ - Петербург.- 1999.- №50; Санкт-Петербургские Ведомости.- 2000.- 18 марта; Карьера-капитал.- 1999.- 22-28 дек.; Новая газета.- 2000.- 27 марта -2 апр.; Народная правда.- 1999.-№4,6, 2000.- №6; Советская Россия.- 2000.- 14 марта; Петербургская тема.- 1999.- №7)

Публикация  социоопросов как форма закрепления  мифа в массовом сознании - 
"глас народа - глас Божий"    

 Использование в ходе  избирательной кампании разнообразных  рейтингов популярности кандидатов, интерактивных опросов мнения  в телепрограммах, которые подаются  как объективное отражение изображаемой  ситуации и общественного мнения, часто приводит к искажению  в угоду политической конъектуре  представлений аудитории о реальной  расстановки сил. Использование  метода социологического опроса  служит формой манипулирования  массовым сознанием.  
    В этом отношении, например, характерно выделяется телепрограмма "Зеркало" (РТР). Так "Зеркало" начало оглашать результаты голосования на выборах Президента за час до конца голосования в Калининграде. Кроме того, в программе от 12 марта 2000 года во время развернувшейся дискуссии о предстоящих губернаторских выборах в Петербурге аудитории было предложено по телефону высказать свое мнение по поводу двух главных предполагаемых кандидатов. Вопрос был закрытым: "Кого вы хотите видеть губернатором Санкт-Петербурга: Владимира Яковлева или Валентину Матвиенко?" В ходе передачи за Матвиенко было получено от зрителей в три раза больше звонков, чем за Яковлева. Тем самым как бы становилась очевидной популярность конкретного претендента, тогда как в программе параллельно интеракции критиковался опыт работы Администрации Петербурга. Но на наш взгляд, представленные цифры совершенно не соответствуют реально существующим показателям общественного мнения даже потому, что сделать звонок по телефону из Петербурга стоит денег, так что голосовали в большинстве случаев москвичи, которые о сегодняшнем положении дел во многом узнают только из СМИ. Можно было бы назвать еще более маркированный вопрос из социологического исследования, результаты которого были озвучены в одном из выпусков телепередачи "Зеркало" в декабре 1999 года: "Если бы Евгений Примаков стал Президентом и назначил Председателем Правительства РФ Геннадия Зюганова, за кого бы вы голосовали в этом случае - за Примакова или за Путина?" Наблюдается метод контрпропаганды: на основе "формирования негативного окружения" прогнозируется неоправданная фактами гипотеза.  
    Данный вопрос был отмечен экспертами правозащитного проекта "Общественной экспертизы" на страницах "Журналиста". Накануне парламентских выборов в декабре 1999 года "Общественная экспертиза" провела исследование, насколько точно федеральные и региональные СМИ выполняют "Закон о выборах". Методом сплошного контент-анализа было исследовано порядка 1000 общественно-политических изданий и основные информационно-аналитические программы центральных телеканалов. Самым массовым нарушением стала публикация накануне выборов (законом это запрещено делать в течение трех дней перед голосованием) в газетах и журналах результатов социологических исследований и опросов. (Общественная экспертиза: Типы на нарушений в печатных и электронных СМИ// Журналист.- 1999.- №3.- С. 39)  
    Таким образом, происходит подмена понятий: под видом научных методов сбора информации представляется мифологизированная видимость знаний. Столь гипертрофированная тяга комментировать события с помощью чисел, процентного соотношения исследуемых положений демонстрирует якобы "рациональный" подход к освещению выборов. Но здесь прослеживается и вера человека эпохи Просвещения во всесилие науки. Человек, оперирующий абстрактными математическими понятиями, выступает в роли гаранта истины. Если смотреть глубже, то в основе такого видения лежит архаическая вера человека в то, что благодаря числам можно выразить бытие и познать истинный порядок вещей. "Судьба определяется с помощью бросаемого числа (ведь фишка, игральная кость - число). Этот образ идет из Древней Греции. Еще Гераклит описывал судьбу как мальчика, играющего в кости на берегу моря. И вот оказывается, что в ХХ веке мы пришли к той же самой картине мира - мы выясняем будущее государств, отдаваясь судьбе, которая называется "голос народа" и которая проявляется в количествах, получаемых при голосовании. Эти случайные числа, эти произвольные количества определяют дальнейшее развитие человечества". (Чередниченко Т.В. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах/ Актуальный лексикон истории культуры.- М.: Новое литер. обозр., 1999.- С. 106-107) И становятся характерной чертой, доминантой демократического процесса, так размышляет философ Артем Кобзев в дискуссии о числах и их значении в массовой культуре (телепрограмма Татьяны Чередниченко "Лексикон истории культуры", НТВ, 1997).  
    Можно отметить, на наш взгляд, и такую особенность: конструкция мифов держится на развитии триады понятий "тайна - власть - число", размечающих семантическое поле повествования согласно действию парадигмы общественных отношений. Массовая культура держится на игре с данным конструктом "тайна - власть - число". Так "любовный треугольник", активно действующий в песне или телесериале, можно спроецировать и на выборную ситуацию, когда, допустим, взаимодействуют три персонажа: кандидат + соперник/соперники кандидата + избиратель, а сам выбор аннотируется масс-медиа как семейные отношения. Дескать, вступаем в брак, спешим под венец, а затем чуть что, не выдержав и четырех лет, требуем развода. В таком духе, например, выдержаны были сообщения о выборах Президента-2000 в телепрограмме "Совершенно секретно: Информация к размышлению", НТВ, 27 марта 2000 года.

Разрушение  мифообразующих элементов    

 Приведем в пример  несколько популярных способов, которые либо специально разрушают,  либо "гасят" настрой аудитории  из-за неумелого использования  мифологемами.  
    В противовес положительным мифологемам:

  • Формирование "образа врага". Характеристики разнообразны. Самые агрессивные фобии используются изданиями национал-патриотической направленности типа "Лимонка", "Я - Русский", "Наше Отечество", "Казачьи вести" и т.д. Есть более сложные конструкции. Например, в "Советской России" (в каждом четверговом номере газеты телекритика) пытаются разрушить медийные мифообразы, формируя представление об электронных СМИ как враждебной среде.
  • "Уничижение антигероя". Игра на контрастах. Задается норма, которую затем специально подобранными фактами разрушают, доводится до фарса. Этот способ интенсивно используется как непосредственными участниками избирательной кампании, так и журналистами. В этом отношении интересен материал "Московских новостей" о Г. Зюганове, (Бутузова Л. На родине героя// Московские новости.- 1999.- 14-20 дек.- С. 7-8) в котором идет рассказ о жителях деревни Мымрино, родне руководителя КПРФ и их непростом житье-бытье, тогда как вождь борется за счастье всех живущих на земле.
  • Аналогии. Представляется частная ситуация как характерная для общего. Разрушение мифа о свободе выбора. Например, сюжет корреспондентов "Сегоднячко" (23.03.2000) о выборах председателя в бывшем колхозе-миллионере Воронежской области: дохлые коровы в поле, развалины фермы, с трудом читающий по бумажке об успехах хозяйства единственный кандидат в председатели, которого дружно переизбирают пьяненькие колхозники.

 

    Неумелое использование мифологем:  
    В большинстве случаев, эту ошибку делают сами кандидаты и их представители на выборах.  
    Например, гипертрофированное возвеличивание заслуг героя, как это было сделано в случае с романтичным представлением Р. Линькова (кандидата от "Союза правых сил") мучеником борьбы за демократию после убийства Г. Старовойтовой.  
    Или яростные обвинения в предательстве корпоративных интересов, что было характерно для выступлений Ю. Болдырева (вместо того, чтобы уделять внимание конкретным проблемам горожан).  
    Есть и такой пример, когда в контекст развертывания одного мифа вторгается антиположная мифологема. Так случилось в интервью кандидата от "Духовного наследия", который говорит, что Россию спасет возрождение духовности, православия и в то же время приводит в пример западный мир "очень набожный и честный на бытовом уровне". Тогда как среди российских граждан существует стереотип о западном мире, как порочном и продажном... (Северная столица.- 1999.- 8 дек.; Новый Петербург.- 1999.- 9 дек., 11 дек.)  
    Заметим, что неэффективное использование мифологем разрушает целостность представлений аудитории о кандидате и вырабатывает негативную реакцию со стороны объектов воздействия на субъект мифа.

Подведем  некоторые итоги исследования:

  • прослеживается тенденция монологизации процессов освещения избирательной кампании в СМИ, когда формирующаяся виртуальная реальность не только не соответствует действительности, но целенаправленно пытается навязать аудитории подкорректированную мифореальность;
  • характерна игра в имидж: чем больше масс-медиа уделяют внимание имиджевым ходам, тем прочнее устанавливаются стереотипы, тем меньше остается возможностей не участвовать в навязанной политической ситуации;
  • во время проведения избирательных кампаний прогрессирует прагматизация журналистских взглядов: идеологические установки вытесняются принципами деловых отношений, действиями журналистов руководят не собственные убеждения и корпоративный кодекс чести, но финансовые возможности кандидатов.

Заключение 

 

    Французский философ Мишель  Фуко главным в работе современного  ученого считал (Фуко М. Воля к истине.- М., 1996.- С. 280-286) способность критически мыслить над самим собой. Стремление узнать (вместо того, чтобы узаконивать то, что известно), как и до каких пределов можно было бы помыслить иначе, - серьезное испытание в игре истины и представлений, пройдя которое, человек готов к сознательным переменам собственного "Я". Достойный принцип познания, позволяющий открыть глаза человеку на окружающий мир и себя самого - видимые и реальные стороны жизни. Расшифровка мифов - одна из попыток "критически мыслить".  
    Участие социальных мифов в формировании картины мира современным обществом, в зависимости от усиления функции подавления общественного и личностного самосознания, влияет на оперативную и критическую идентификацию мифотворчества участниками системы массовых коммуникаций. В условиях интенсивного развития массовой культуры развивается плодотворная среда для образования социальных (политических) мифологем. Как сорняки забивают культурные растения, так мифы способны вытеснять объективно обусловленные точки зрения, представляя картину мира, искаженную манипулированием ложными и выборочно значимыми фактами, гипертрофированными интерпретациями. Не "грязная" практика манипулирования делает политику, но политики, применяя суггестивные методы, пытаются сориентировать общественную жизнь по собственному разумению.  
    Таким образом, возникает прямая угроза деградации общественных ценностей. Происходит и закрепощение личности индивида, способного творить и принимать личную ответственность за сделанный выбор. Только многообразная жизнедеятельность общества, стремящегося к самопознанию, репродукции гуманистических ценностей и творчеству, в конце концов, ослабляет тиски мифических построений и дает шанс человеку познать самого себя, шаг за шагом. Хотя окружающая действительность не становится менее конфликтной и агрессивной, люди, понимающие глубинные причины конфликта и агрессивности, могут им сознательно противостоять, уйти от конфронтации и направить потенциал собственных сил на путь созидательного общения друг с другом.  
    С другой стороны, избыточная рефлексия усиливает психическую напряженность и может ввести индивида в депрессию. На демистификацию социального мифа необходимо потратить гораздо больше усилий, чем на запуск посредством использования массовых коммуникаций механизма его работы в массовом сознании. До каких границ общественного сознания действует адаптирующая функция позитивных мифов? Думается, что журналист, решивший начать поиск корней конкретных политических мифов, должен быть подготовлен к этому нравственно и профессионально, чтобы в процессе развенчания легенды не попасть на крючок какой-либо ее модификации и не поспешить с поверхностным заключением, основанным на использовании спекулятивных идеологем. И не впасть в цинизм или отчаяние.  
    Возможно, сделать избирательную кампанию не набором манипуляций и потребительских отношений, а партнерских отношений между избирателями, СМИ и кандидатами способен эксперимент американцев с "Шарлоттским проектом", опыт проведения которого разобран в книге Э. Миллера "Шарлоттский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки". Вывод: масс-медиа должны активнее привлекать аудиторию к участию в освещении избирательной кампании и к оценке деятельности кандидатов и самих СМИ, чтобы представлять больше точек зрения самых обычных граждан, а не "властителей дум", преодолеть отчуждение аудитории к журналистам, людей к политике. Принесет ли этот эксперимент крупномасштабные результаты, покажет время. Зачатки такого подхода наблюдаются и в отечественных изданиях, например, осенью в газете "Известия" прошла акция "Чистые выборы", когда публиковались письма читателей о том, как в их регионах проходит избирательная кампания в Госдуму. Проводят просветительские акции по праву и этике среди региональных журналистов Национальный институт прессы и Центр "Право и СМИ". Но все же, в общем, превалируют другие факторы.  
    Сегодня слабо развита общая корпоративная культура российских журналистов. Деструктуризация профессиональных атрибутов приводит к разобщению. Достаточно серьезна угроза журналистской инфантильности к разрешению профессиональных проблем. Профессиональным журналистам, активно включенным в политический процесс, при освещении политики в СМИ, важно помнить, если он только не пропагандист, - за личиной скрывается личность. Высветить, как действия политиков в решении проблем соотнесены с образами. Профессионального музыканта физически коробит от фальши - возможно, надо практиковать особую журналистскую методику, чтобы развивать реакцию на обнаружение лжи и затемнений в политических сообщениях.

Информация о работе Мифологизация массового сознания СМИ в ходе избирательной кампании