Миграционные процессы в российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание

Цель работы:
Рассмотреть теоретические основы миграции и миграционных процессов в социологии;
Проанализировать состояние и проблемы миграции в современной России;
Проанализировать миграционную активности молодежи Оренбурга и Оренбургской области.

Содержание

План………………………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования миграции и миграционных процессов в социологии
Феномен миграции в системе научного знания…………………5
Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений………………………………………………………….11
Значение миграции: причины, функции, последствия ………..14

Глава II. Состояние и проблемы миграции в современной России

2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России……………...23

2.2 Миграционная ситуация в Оренбуржье…………………………………..38

Глава III. Экспериментальная часть.

«Миграционная мобильность городской молодежи Оренбурга и Оренбургской области » ………………………………………………………43

Заключение…………………………………………………………………….60

Литература……………………………………………………………………..63

Приложения……………………………………………………………………64

Работа состоит из  1 файл

полный курсач.doc

— 397.50 Кб (Скачать документ)

     - из социально-экономических соображений – стремление к более полной реализации своего творческого потенциала («утечка умов», переезд молодежи в города из сельской местности), поиск работы в новых регионах в связи с негативными последствиями становления рыночной экономики – спада производства и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных сил и т. д.

     По  мнению В. Н. Воробьева, движущие силы миграции объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью отдельных сфер внутри городов и регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальная дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в некоторых случаях экологической ситуации [5].

     Теперь  рассмотрим основные функции миграции.

     Функции Миграции -  роли, выполняемые миграцией  в обществе. К общим функциям миграции относятся:

     - развитие подвижности. Состоит  в обеспечении того или иного  уровня пространственной подвижности,  которая обусловливает как сменяемость  состава жителей разных районов,  так и многообразие мест их  жительства. Территориальные перемещения,  в том числе маятниковые и эпизодические, способствуют изменению социально-психологического облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных  областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальной культуры. Как правило, более подвижное население и социально более активно.

     -  перераспределительная функция.  Связана с размещением производительных  сил между отдельными территориями  страны, природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции состоит в том, что миграция носит межтерриториальный характер, поскольку для нее необходимо взаимодействие населения, по крайней мере, двух регионов.

     - селективная функция (избирательная). Состоит в том, что неравномерное  участие в миграции различных  социально-демографических групп  ведет к изменению качеств,  состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины,  особенно трудоспособных возрастов, участвуют в миграциях более активно, чем женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, местных жителей, уроженцев и приезжих.

     Отсюда  следует, что территориальное перераспределение  населения и изменение его  качественного состава происходит только при его соответствующей подвижности. Количеств, перераспределение населения может либо сочетаться, либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно также интенсивная качеств, селекция населения может иметь место даже тогда, когда количеств, результат перераспределения незначителен. Функция развития подвижности, перераспределительная и селективная функции проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, таких, как переселение, все функции проявляют себя в полной мере. Л.Л. Рыбаковский [6].

     Но  каковы же последствия миграции?

       Итак, основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:

     - изменение численности населения и его возрастной структуры;

     - изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;

     - увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;

     - снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;

     - массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;

     - в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.

     -  рост нелегальной миграции;

     - рост вынужденной миграции (больше  всего из Африки, также из-за  увеличения вооруженных конфликтов  в мире, обострения межнациональных  отношений);

     - глобализация мировых миграционных потоков;

     - качественные изменения в потоке  миграции (увеличение доли лиц  с высоким уровнем образования,  многие страны имеют специальные  программы, чтобы человек оставался  там как можно дольше — США,  Франция, Канада, Швеция).

     Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками.

     Таким образом, обозначив общие итоги  миграции, необходимо учесть последствия  ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленко, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [6, с. 264].

     По  мнению С.К. Бондыревой, «миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной. Пусть не каждый переселенец  вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем»[3 с. 25].

     Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной  стратегии государства по регулированию  миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой – и использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства.

     В итоге, можно сделать вывод, что  последствия миграции проявляются  в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической  и других. Более того, эти последствия  имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. С начала 90-х гг. вышло много специализированных работ, посвященных миграционной проблематике, отражавшие кардинальные социальные и политические изменения. Также, большинство работ носит ярко выраженную этническую направленность. В работах последнего десятилетия значительное место также было уделено проблеме социокультурной адаптации в другой среде. Кроме того, широко освещается проблема миграции и в периодической литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Состояние и проблемы миграции в современной России 

     2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России 

     Миграционная  ситуация в России за последние годы стала относительно самостоятельным  фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития в отдельных регионах и в стране в целом. Спонтанная неуправляемая миграция оказывает негативное воздействие на общероссийские и региональные демографические, экономические, социальные и криминогенные процессы. В ряде случаев она является причиной неравномерности развития регионального рынка труда, создает угрозы безопасности приграничным субъектам Российской Федерации.

     Текущая миграционная ситуация характеризуется  следующими особенностями:

     – происходит снижение внешней и внутренней миграционной активности. После бурных миграционных процессов в 90-х годах ХХ века это может показаться некоторым стабилизирующим фактором, однако направления миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают насущным и стратегическим государственным потребностям. Представляется, что без комплекса активных и системных мер по государственному правовому регулированию миграционной политики она качественно не изменится и не улучшит кардинальным образом российский рынок рабочей силы, особенно в сфере наукоемких технологий, промышленного производства, рыночной инфраструктуры;

     – иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии стала важным фактором поддержания численности населения страны в условиях естественной убыли населения, однако эти процессы все в меньшей степени являются компенсатором депопуляции в стране;

     – сохраняется стихийный отток населения из Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные и южные регионы страны. Этот процесс углубляет диспропорции регионального развития, а нерегулируемая миграция превращается в фактор дисбаланса и рассредоточения людских и природных ресурсов страны;

     –  достаточно высока вынужденная миграция из районов этнических и вооруженных  конфликтов, сохраняется незаконная внешняя миграция, подчас тесно переплетенная  с криминалитетом.

     Рассмотрев  основные особенности миграционного процесса в России, перейдем к конкретным данным, благодаря которым увидим сложившуюся ситуацию в более точном аспекте.

     Итак, по предварительной оценке, численность  постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 141,9 миллиона человек, то есть увеличилась на 23,3 тыс. человек (с учетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрированных на год и более) [8].

     Естественная  убыль населения в 2009 году уменьшилась  по сравнению с 2008 годом на 112,7 тысяч человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 9,8% [8].

     За 2009 год число мигрантов внутри России сократилось на 226,6 тысяч  человек, или на 11,7% по сравнению  с 2008 годом. Число прибывших в Российскую Федерацию, зарегистрированных по месту жительства, уменьшилось в прошедшем году на 1,7 тысяч человек, или на 0,6%, в том числе за счет иммигрантов из стран дальнего зарубежья – на 2,0 тысячи человек, или на 9,9%. Увеличение миграционного прироста населения России на 5,3 тысячи человек (на 2,2%) обеспечивалось лишь за счет сокращения числа выехавших за пределы России на 7,1 тысяч человек, или на 17,8% [8]. 

     Таблица2.1.1. Общие итоги миграции в РФ

            2009 г.      2008 г.      2007 г.
     Абс. значение чел.      В расчете на 10 тыс. чел. населения      Абс. Значение чел.      В расчете на 10 тыс. чел. нас.      Абс. значение чел.      В расчете на 10 тыс. чел. населения
     Миграция (всего)
     прибывшие      1987594      140,1      2215942      156,1      2284936      160,8
     выбывшие      1740146      122,6      1973835      139,1      2044993      143,9
     миграционный  прирост      +2447448      +17,4      +242107      +17,1      +239943      +16,9
     Миграция в пределах России
     прибывшие      1707688      120,3      1934327      136,3      1997980      140,6
     выбывшие      1707688      120,3      1934327      136,3      1997980      140,6
     миграционный  прирост      -      -      -      -      -      -

Информация о работе Миграционные процессы в российском обществе