Модели управления развитием конфликтов в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание

Конфликт – важная составляющая социально – психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкновение».

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3
Глава 1. Понятие социального конфликта и его место в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
1.1. Природа социального конфликта. . . . . . . . . . . . . .стр.6
1.2. Функции социальных конфликтов, их классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8
1.3. Значение конфликта в социальной работе . . . . . стр. 16
1.4. Последствия социальных конфликтов . . . . . . . . . стр.20
1.5. Прогнозирование и профилактика конфликтов .. . стр.22
Глава 2. Исследование моделей управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . стр.26
2.1. Разрешения конфликтов в процессе социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.26
2.2. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.31
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.35
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.40

Работа состоит из  1 файл

текст курсовой.docx

— 240.84 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Ульяновский  государственный Университет

Факультет Гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра педагогики профессионального образования  и социальной деятельности 
 
 
 
 

Курсовая работа

Тема: Модели управления развитием конфликтов в социальной работе 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса

группы  СР-21(у-з)

    Анюхина Ирина Константиновна

    Научный руководитель:

    доктор  пед. наук, профессор,

    декан факультета гуманитарных наук

    и социальных технологий

    Шмелева Наталья Борисовна 

Ульяновск

2011

     Оглавление 

Введение . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3

Глава 1. Понятие социального конфликта и его место в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6

    1. Природа социального конфликта. . . . . . . . . . . . . .стр.6
    2. Функции социальных конфликтов, их классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8
    3. Значение конфликта в социальной работе . . . . . стр. 16
    4. Последствия социальных конфликтов . . . . . . . . . стр.20
    5. Прогнозирование и профилактика конфликтов .. . стр.22

Глава 2. Исследование моделей управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . стр.26

2.1. Разрешения конфликтов в процессе социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.26

2.2. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.28

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  стр.31

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.35

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  стр.40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Конфликт  – важная составляющая социально  – психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкновение».

     Конфликты возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий.

     Социальная  работа как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника – профессионала, среди которых – овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.

     Социальная  работа рассматривается как деятельность, цель которой – разрешение разнообразных  конфликтов человека, попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию.

     Конфликт в свете используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов рассматривается как явление скорее деструктивное и потому требующее скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом строится в форме психосоциальной терапии, цель которой – разрешение конфликтов или предотвращение их развития.

     В отечественной и зарубежной психологической  науке существуют различные взгляды  на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф,

     Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин), так и в отечественной психологии (В.С. Алишев, С.И. Ерина, В.С. Мерлин, Р.Х. Шакуров).

     По  сути проблема управления конфликтами представляет собой часть более широкой и всеобъемлющей проблематики управления социальными процессами и отношениями, протекающими в обществе, во всех его сферах. Поэтому выработанные наукой об управлении фундаментальные идеи, принципы и методы имеют большое значение в разработке конкретных приемов и способов управления конфликтами, и их необходимо применять при решении конфликтов в каждом конкретном случае.

     Проблема – проблема конфликтов и управления ими в социальной работе.

     Объект  исследования – конфликты в социальной работе.

     Предмет исследования – модели управления развитием конфликтов в социальной работе.

     Цель  курсовой работы – исследование моделей управления развитием конфликтов в социальной работе. 

Задачи  исследования:

  • исследовать развитие конфликтов в социальной работе;
  • проанализировать основные теоретические концепции конфликтологии в социальной системе;
  • исследовать специфику моделей управления развитием конфликтов;
  • охарактеризовать модели управления конфликтами в социальной работе.

     Гипотеза. При изучении конфликтов в социальной работе можно выявить ряд моделей наиболее эффективного их развития.

     Структура работы.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие социального конфликта, его классификация, функции и последствия. Вторая глава посвящена изучению моделей управления развитием социального конфликта.  
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие социального конфликта  и его место в социальной работе

    1. Природа социального конфликта
 

     Не  существует человеческой общности, в  которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

     Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Конфликтами пронизана  вся жизнь общества, и мы можем  наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

     Причины социальных конфликтов можно разделить  на две большие группы: личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

     Основными социальными предпосылками конфликтов является:

  • социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов.
  • культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов

     Но  социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.

     Общество  провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

     Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

     Важной  чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер. 
 
 
 
 
 

     1.2.  Функции социальных конфликтов, их классификация 

     Конфликт  помогает выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Конфликт является своеобразным катализатором формирования, становления личности человека. К примеру, с точки зрения Л. Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами. Кроме того, конфликт выполняет «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции: объединяя людей общностью ситуации, он позволяет им больше узнать друг в процессе взаимодействия.

     Позитивная  функция конфликта состоит в  его способности сдерживать конфронтацию. Подчеркивая эту особенность, Л. Козер опирается на так называемый «зиммелевский парадокс», смысл  которого заключается в том, что  противостояние сторон, возникающее  в результате конфликта, заставляет «противников» оценить шансы  на победу и соизмерить свои силы. Если прогнозируемые шансы на победу невелики, а потери могут оказаться значительными, то состояние конфликтного противостояния может удерживать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации, т.е. являться средством сдерживания конфликта.

     Главная позитивная функция конфликта состоит  в том, что будучи формой противоречия, он является источником развития. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Ж. Пиаже и представителей его школы, показано, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей.

     Из  других позитивных функций конфликта  наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических  ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни, так как они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений.

     Психологи выявили важную позитивную функцию  конфликта, которую Л. Козер называет коммуникативно-информационной. Во время  конфликта люди могут выйти на новый уровень отношений. Момент прорыва, когда сторонам нечего терять, когда они пытаются достучаться  друг до друга, может стать последней  возможностью достижения взаимопонимания. Часто в период конфликтного взаимодействия люди становятся более искренними и выражают свои скрытые, иногда даже ими самими не осознанные мысли и желания. Социологи чикагской школы в связи с этим называют конфликт «возможностью разговора начистоту».

     Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправленно используется в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогического средство влияния на отношения людей.

     Наличие потенциальных позитивных возможностей конфликта не исключает его вероятной  деструктивной роли в жизни индивида.

К позитивным функциям конфликта можно отнести:

  • информационно-сигнальную функцию, демонстрирующую наличие полей напряженности, рассогласования, выявляющую реальный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразованиях системы;
  • объединяющую функцию. Конфликт в данном случае выступает как способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если велика вероятность вражды и антагонизма членов группы. По мнению Л. Козера, эта функция является положительной, если социальные конфликты затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений;
  • функцию оптимизации межличностных отношений. Конфликт может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях;
  • функцию стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Это функция характерна только для конфликтов в свободно структурированных группах и открытых обществах;
  • инновационную функцию. Конфликт в данном случае выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению имеющихся, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях;
  • функцию социализации. Конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции при взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений.

Информация о работе Модели управления развитием конфликтов в социальной работе