Модели управления развитием конфликтов в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание

Конфликт – важная составляющая социально – психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкновение».

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3
Глава 1. Понятие социального конфликта и его место в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
1.1. Природа социального конфликта. . . . . . . . . . . . . .стр.6
1.2. Функции социальных конфликтов, их классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8
1.3. Значение конфликта в социальной работе . . . . . стр. 16
1.4. Последствия социальных конфликтов . . . . . . . . . стр.20
1.5. Прогнозирование и профилактика конфликтов .. . стр.22
Глава 2. Исследование моделей управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . стр.26
2.1. Разрешения конфликтов в процессе социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.26
2.2. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.31
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.35
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.40

Работа состоит из  1 файл

текст курсовой.docx

— 240.84 Кб (Скачать документ)

           К негативным функциям конфликта можно отнести:

  • функцию разрушения, уничтожения полного или частичного (отдельных элементов) социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, изоляции либо подавления субъектов конфликта;
  • функцию негативного воздействия на психическое состояние участников, вызывающего стресс, социальную пассивность;
  • функцию деформации отношений между субъектами, системами, нарушения стабильности и интеграции, ослабления ценностно-ориентационного единства группы, снижающую групповую сплоченность;
  • функцию истощения материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.

     Подавляющее большинство реальных конфликтов, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, выполняют одновременно как конструктивные, так и деструктивные функции.

     В обществе происходит великое множество  конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отношений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.

     Рациональные  конфликты охватывают сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.

       Конфликт обретает эмоциональный  характер. Причина конфликта может  вообще забыться, а противостояние  сопернику становится самоцелью.  Противоположная сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед.

     Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта является конфликт межнациональный. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью.

     А.Г. Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:

  • Межиндивидуальные конфликты.
  • Межгрупповые конфликты

    При этом в числе групп можно выделить:

    • группы интересов,
    • группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.
 

    Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия.

    В таком  случае можно выделить:

  • Экономические конфликты (экономические интересы).
  • Политические конфликты (власть, влияние).
  • Ценностные конфликты (убеждения, идеи).
  • Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порождаться целым комплексом причин. Комплексным характером обладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкновение между представителями разных национальностей порождаются борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право.

     В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

  • Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
  • Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
  • Межгрупповой конфликт — это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.
  • Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
  • Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

    Типологию социального конфликта можно  представить и таким образом:

  • Конфронтация — пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.
  • Соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.
  • Конкуренция — особый тип конфликта, его цель — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

 

        

     1.3 Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе 

     Прогноз возможностей оптимизации конфликтного потенциала общества, нарастающего по мере возникновения и усиления напряженности  в основных сферах его жизни, а  также разработка мер по его контролю и снижению предполагают выявление  и анализ той совокупности механизмов социального регулирования, которыми располагают функционирующие, становящиеся и отживающие социальные институты, общности.

     Разрешение  конфликта на основе регулирования  и локализации социальной напряженности  предполагает изучение не только состава  и структуры социальных явлений, но и их источников, процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.

     Базовыми  понятиями для осмысления природы  и сущности конфликта являются: категория  борьбы, противоборства, выражающая особое состояние взаимоотношений социальных субъектов в конфликтной ситуации, и категория противоречия, выражающая объективное основание, на котором  разворачивается конфликтный процесс. На основе их анализа процесс перехода от определяющего возникновение конфликтной ситуации объективного противоречия к отношению противоборства конфликтующих субъектов идет через осознание данного противоречия самими субъектами как сторонами возникшего противоречивого отношения. В определенном смысле – конфликт это осознанное противоречие.

     Реальными носителями социальных конфликтов, как  и любых социальных процессов  и изменений, являются социальные субъекты. В качестве основы любого носителя конфликта выступает порождаемая  обстоятельствами неудовлетворенность  его субъектов-носителей. Поэтому именно неудовлетворенность представляет собой социальный феномен, в пространстве которого происходит трансформация объективного противоречия в его осознание социальными субъектами. Она может рассматриваться и как своеобразная точка отсчета этого процесса.

     Трансформация неудовлетворенности в субъектно-субъектное отношение позволяет рассматривать  ее как специфическое явление  социальной действительности – социальную напряженность.

     Конфликт  по своей природе субъективен, поскольку  возникает в ходе осознания социальными  субъектами своих интересов и  целей. Будучи осознанным, он может  быть разрешен только сознательными, субъективными  усилиями сторон. В связи с этим темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности.

     С точки зрения возможностей практического  контроля за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработки  действенных мер как по его  снижению, так и по предупреждению работниками социальных служб большую  роль играет выделение основных этапов формирования и развития социальной напряженности, а также оценка данных этапов с позиций этой, по существу, важнейшей, основополагающей задачи. Согласно П. И .Куконкову, этот процесс включает следующие этапы:

  • усиление неудовлетворенности различных социальных субъектов условиями жизнедеятельности;
  • обнаружение причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность;
  • усиление социальной напряженности, трансформирующейся в конфликтный потенциал;
  • аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт.

     Конфликт  как особое состояние взаимодействия возникает в процессе межличностного общение. Большинство подходов при  всех различиях между ними фактически сходятся в признании объективно-субъективной природы возникновения конфликтов. Лишь в самых ранних описаниях  и исследованиях конфликта допускалось  его возникновение, образно говоря, «без участия человека».

     К такого рода исключениям относится, в частности, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, обусловленных законами «существования» психики, над которыми человек не властен, а также эксперименты А. Лурия и Н. Миллера по созданию конфликта извне.

     К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины. Данные силы – это характеристики внешней ситуации, воздействие которых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации.

     Для М. Дейча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако решающее условие вступления в конфликт – перцепция несовместимости. психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если имеются внутренние условия развития конфликта, если возникают противоречия между мотивами, отношениями или между возможностями и стремлениями. Необходимое дополнение – субъективная неразрешимость ситуации.

     Таким образом, возникновению конфликта  неизбежно предшествует субъективное отражение характеристик социального  взаимодействия. Восприятие ситуации как конфликтной «делает» конфликт: «запускает» необходимость реагирования субъекта в виде выбора соответствующей  стратегии конфликтного взаимодействия и его последующего развития.

     Субъективность  в происхождении конфликта проявляется  в невозможности однозначно связать  его возникновение с определенным набором объективным факторов. С  другой стороны, наличие целого ряда объективно конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.  
 

     1.4. Последствия социальных конфликтов 

       Конфликт с точки зрения социологии  — это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

     Возможны  и позитивные, и негативные последствия  социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта заключаются в следующем: во-первых, конфликты способствуют разрешению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, конфликты дают возможность подавляемым группам занять более достойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтующих групп, так как конфликтное взаимодействие — это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Конфликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.

     Негативные  последствия конфликтов более наглядны и очевидны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.

     Для нейтрализации отрицательных последствий  конфликтов в обществе формируются  специальные институты, которые  регулируют конфликты и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конфликт между разными группами и слоями общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Модели управления развитием конфликтов в социальной работе