Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности содержания социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска (на примере муниципального учреждения «Молодежный центр г. Горно-Алтайска»)
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методологические основы исследования понятия
молодежь;
- изучить понятие молодежь как социальную группу

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

Марксистская  концепция молодежи. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало определению молодежи с позиции классового подхода (за основу берется классовое расслоение). Есть молодежь определенных классов. Соответственно по-разному проявляются специфические характеристики юности: активность, критичность, бескомпромиссность.

В 1920-1930-е годы создаются оригинальные марксистские концепции, которые выходят за рамки классового анализа процессов, происходящих в молодежной среде.

Теория Льва Семеновича Выготского (1896-1934) представляет собой культурно-историческую концепцию.

Основные положения: исходит из идеи развития при анализе различных этапов взросления. Пора юношества (14-18 лет) - это «окончательное установление отношений со средой».

Каждый возраст производит революцию - скачок к качественно  новому состоянию. Юношеский возраст - это переход к новой эпохе, «возраст, обращенный вперед».

В 1960-1970-е годы XX века складывается система теоретических положений, получившая название социальной концепции молодежи. Границы ее содержания были определены в работах Игоря Семеновича Кона (род. 1928). Он соединил социологический и психологический подходы к молодежи. Работы: «Юность как социальная проблема» (1965), «Социология личности» (1967), «Психология юношеского возраста» (1979), «НТР и проблемы социализации молодежи» (1987) и др.

Понятие «молодежь» наполняется социологическим значением (обозначение свойств соответствующей социально-демографической группы): значение приобретают возрастные и социально-классовые признаки.

Владимир Ильич  Чупров (род. 1938) выдвинул концепцию социального развития. Работа – «Проблемы социального развития молодежи» (1985).

Социальное развитие молодежи - «объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса».

Внимание сосредотачивается  на процессе становления новых поколений  и на формировании статусных характеристик  молодежи в связи с особенностями  социальной структуры, социальной дифференциации.

Социальное развитие – непрерывный процесс, цель которого – преемственность молодыми социального опыта, его качественное обновление и передача обновленного опыта последующим поколениям.

Определил основные социальные функции молодежи: воспроизводственную, инновационную, трансляционную.

Микки X. Титма (род. 1939) - эстонский социолог. В своих работах «Социально-профессиональная ориентация молодежи» (1982), «Молодое поколение» (1986; совместно с Э.А. Саар) развил идеи жизненного самоопределения молодежи. Трактует сущность молодежи через ее интеграцию в общество путем самоопределения. «Формой интеграции молодого поколения в общественную жизнь является его самоопределение».

Общество предоставляет  молодому человеку возможность самому определить свою жизнь и решить основные жизненные проблемы. Свобода выбора жизненного пути ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.

Концепции Мирослава Карвата (род. 1944) и Влодзимежа Миляновского (род. 1947) исходили из мотива социальной субъектности молодежи. Основные теоретические положения:

Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую направленность и отвергающие марксистское понимание общества или направленные против такого понимания. Основу этих концепций составляет предложенная немецким социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве[21].

В своей работе «Диагноз нашего времени» развивает положение  о том, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение, рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство».

Жизненный опыт каждого нового поколения отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был  приобретен.

В центре внимания Манхейма оказалась проблема установления социологической функции молодежи в обществе. На вопрос «стабильно ли значение молодежи в обществе?» он дает отрицательный ответ: «...всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность».

Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог. В работе «Восстание молодежи? Новые аспекты социологии молодежи» (1971, совместно с К. Аллербеком) развернул аргументированную критику социологии молодежи (структурно-функциональный подход).[22]

«Социология должна изучать  расхождение между условиями, предоставляемыми молодежи обществом, и вызовами политических, экономических и социальных ситуаций».

«Молодежь - с точки зрения социологии - является не только социальной общностью, но и стадией жизненного цикла. Проблемы этой стадии изменяются на основе новых социальных сочетаний. Желание свободы возрастает, однако процесс образования становится более длительным, а вместе с этим сохраняется также и зависимость»[30].

Розенмайер исходит из самостоятельного значения специфических статусных черт молодежи. Молодежь представляется им как статусно-дифференцированная общность.

Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь. В его работе «Введение в ювентологию» (1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о статусно-ролевой специфике молодежи) получили оригинальное развитие.

Центральное звено его  концепции составляет понятие «Статус-Роль» молодежи. Статус-Роль – «это выражение определенной конкретно-исторической позиции и социальных отношений молодежи (соответственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся, прежде всего, к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни».

Он поставил Статус-Роль в центр характеристики сущности молодежи и определил через него структуру молодости; Статус-Роль представляет собой интегральную модель молодежи («Статус-Роль» выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта – молодежи – к другим субъектам и обществу в целом).

Достоинство концепции: «ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов».

Игорь Михайлович Ильинский (род. 1936), российский исследователь проблем молодежи, молодежных организаций, государственной молодежной политики. Концептуальные подходы отражены в докладе ООН (1991 г.) «Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы», на русском языке в полном виде работа издана в 1999 году.

Суть концепции составляет положение о том, что «молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое»[24]. Ставка на молодежь в настоящем, на будущие поколения способна породить политику общества и государства, которые будут работать на опережение событий, на профилактику явлений, на ускорение развития вместо «политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы».

Ильинский вводит новый аспект в рассмотрение межпоколенческих проблем: выход за рамки отношения поколений как таковых; применяет для анализа сразу два основания - смена поколений и смена социального строя. В российском обществе налицо не конфликт, а разрыв поколений, который отражает перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы нового экономического, общественно-политического строя[7].

Таким образом, в современной научной литературе выделяется множество подходов к исследованию понятия «молодежь». 

Среди выделяемых подходов традиционным является стратификационный подход, психофизиологический, социально-психологический   исследуют молодежь как социальную группу, ограниченную определенными возрастными рамками.

Ролевой, субкультурный, конфликтологический подходы трактуют понятие «молодость» как период жизни человека, имеющей специфические возрастные характеристики. Близкими к данным подходам являются субъективный и интеракционистский подходы, описывающие молодость как особый взгляд на мир и осознание себя в этом мире.

Зарубежные и отечественные авторы в своих концепциях придерживаются различных подходов к понятию «молодежь», исследовали молодежь с различных точек зрения. При этом каждый из исследователей рассматривает молодежь как субъект собственного развития, как специфическую социальную группу, занимающую особую роль в социальной структуре общества.

В целом все социологические  теории молодежи, несмотря на различия и противодействие, объединены стремлением  представить молодежь через характеристики ее социальности. Линия Маркса и  линия Манхейма по многим аспектам совпадают: в их задачу входит выявление  социальной детерминации смены поколений, субъектности молодежи. В ходе ряда глубоких перемен во всех сферах жизни общества у каждого последующего поколения возникает что-то качественно новое, своеобразное в восприятии реальной действительности. Молодежь - это, как правило, носитель огромного интеллектуального потенциала.

Итак, с одной стороны, как субъект смены поколений, будучи способной к самореализации в результате собственной сознательной, рациональной активности, молодежь перенимает социальный опыт, обновляет его и  передает последующим поколениям. С  другой стороны, молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются  в каждом обществе и от мобилизации  которых зависит его жизнеспособность, именно поэтому динамичные общества опираются на связь с молодежью. Молодежь играет роль «оживляющего посредника», который просто необходим для  приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам[26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Молодежь как социальная группа

Молодёжь как особая социально-демографическая  группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется  специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее  народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов[12].

Молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков, являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия. ( И. С. Кон)[15]

Молодежный возраст большинство  социологов определяет с 16 до 29 лет  включительно. С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, рассматривая молодежь как  поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения  к жизни. С возрастом поколение  не утрачивает социальных черт, воспитанных  эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий –  важный показатель позиции молодежи в обществе[14].

Для молодежи характерно: физиологическое  взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения)[19].

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы[9]:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельно профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы