Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:10, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности содержания социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска (на примере муниципального учреждения «Молодежный центр г. Горно-Алтайска»)
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методологические основы исследования понятия
молодежь;
- изучить понятие молодежь как социальную группу
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы[8].
Во-первых, молодёжь наследует
достигнутый уровень развития общества
и государства и уже сегодня
формирует в себе образ будущего,
несёт функцию социального
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития.
Это зависит от того, насколько молодёжь[11]:
Особую значимость данной
проблеме придают динамизм и противоречивость
социально-экономических
Молодежь эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду: легкость сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим» фактором. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям добавляет свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой[10].
Как никому другому, молодым
свойственна потребность в
Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются[7]:
Таким образом, молодёжь как социально - демографическая группа выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Государственная молодежная политика является важнейшей деятельностью государства. Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь[28].
Основными целями государственной молодежной политики являются:
1. Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи.
2. Недопущение дискриминации
молодых граждан по
3. Создание условий для
полного участия молодежи в
социально-экономической,
4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
5. Реализация инновационного
потенциала молодежи в
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
1. Принцип участия: привлечение
молодых граждан к
2. Принцип социальной
компенсации: обеспечение
3. Принцип гарантий: предоставление
молодому гражданину
4. Принцип приоритета: оказание
предпочтения общественным
Нормотворчество[27] - создание
структурно-функциональной основы для
регулирования отношений в сфере реализации
молодежной политики нормами права. Выработка
норм и правил должна быть согласована
и не расходиться с целями, задачами и
принципами, закрепленными в концепциях
и стратегиях нормы права должны иметь
гарантии (социальные, финансовые, кадровые)
т.е. механизм реализации.
По пространству действия правовые нормы (источники права) подразделяются на:
I. Международные нормы (ч.4 ст.15 Конституции РФ)
II. Федеральные нормы
III. Региональные нормы
IV. Территориальные (местное самоуправление)
V. Локальные
Нормы международного права
К федеральным нормам права относятся:
1. Законы:
1.1 Конституция (которая
имеет высшую юридическую силу,
прямое действие, закрепляет основополагающие
принципы правового
1.2. Федеральные конституционные законы;
1.3. Федеральные законы
1.4. Акты Федерального собрания
2. Подзаконные акты
2.1. Указы и Распоряжения
Президента РФ (Они издаются на
основе и во исполнение
2.2. Постановления и Распоряжения
Правительства РФ (Издаются на
основе и во исполнение
2.3. Приказы, Письма, Рекомендации,
Правила, Положения,
Нормативные правовые акты субъектов РФ
Законы
1. Конституция — основной
закон республики, определяющий
ее статус (Уставы края, области,
автономной области,
2. Законы субъекта РФ — региональные законы;
3. Акты (регламенты) представительного органа субъекта РФ;
Подзаконные акты
4. Указы и Распоряжения
Президента Республики (Постановления
и Распоряжения Губернатора
5. Постановления Правительства (администрации) субъектов РФ;
6. Приказы, инструкции, постановления
ведомств и структурных
Нормы международного права о молодежи
1965 г. Декларация о
1989 Конвенция ООН О правах ребенка
1995 г. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи до 2000 г. (и далее, документ ООН)
1998 г. Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам
2011 г. ЮНФПА для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Региональная Конференция, Обобщающий документ 9-11 мая «Инвестиции в молодежь: путь ускорения развития».
С 9 по 11 мая 2011 года в Стамбуле состоялась Конференция, приуроченная к годовщине провозглашения Генеральной Ассамблей ООН Года Молодежи - с 12 августа 2010 г. по 11 августа 2011 г. Конференция признала, что ситуация относительно молодежи в регионе ВЕЦА является динамичной и комплексной. Предварительная квалификация и вступление в Европейский Союз (ЕС) служит основным политическим руководством для ряда стран региона, способствуя взаимодействию между региональными и национальными приоритетами молодежи. Быстрое развитие и изменение геополитических систем многих стран мира создает трудности для вовлечения гражданского общества и участия молодежи в руководстве и разработке политики.
Данный документ содержит выводы и основные положения политики Региональной конференции стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), «Инвестиции в молодежь: Путь ускорения развития», организованной и проведенной Региональным бюро ЮНФПА стран Восточной Европы и Центральной Азии. В документе выделены три основные темы[5]:
1). «Молодежь и ее значение для будущего». В качестве основных рекомендаций в рамках темы предложено создать доказательную основу, эффективности интеграции вопросов молодежи в национальную политику, признание приоритетным доступ молодых людей к более высококачественным услугам и информации.
2). «Здоровая молодежь, здоровое общество: сейчас и в будущем».В качестве основных рекомендаций в рамках темы предложено принять меры для ускорения развития услуг здравоохранения, открытых для молодежи, на основе оценки потребностей молодежи и соблюдении прав человека наращивать технический потенциал медицинских сотрудников, работающих с молодежью.
3). «Повышение информированности среди молодежи ПРЗ». В рамках темы предложено обеспечить поддержку и выделение ресурсов для правительственных и неправительственных программ, направленных на работу с уязвимой молодежью и молодыми людьми, не посещающими школу.