Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности содержания социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска (на примере муниципального учреждения «Молодежный центр г. Горно-Алтайска»)
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методологические основы исследования понятия
молодежь;
- изучить понятие молодежь как социальную группу

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

Молодое поколение выполняет  особые социальные функции, которые  никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы[8].

Во-первых, молодёжь наследует  достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня  формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая  социальная группа, молодёжь имеет  собственные цели и интересы, которые  не всегда полностью совпадают с  целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных  причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической  инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в  существующие социально-экономические  и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной  стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения, а с  другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может  явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного  развития.

Это зависит от того, насколько  молодёжь[11]:

  • знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
  • обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
  • обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов  в нашем обществе в период его  реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь  оказывается молодежь; именно она  наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных  политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения[20]. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

Молодежь эмоциональна, интеллектуально  восприимчива, физически активна  и подвижна, склонна к игровой  деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному  вхождению в культурную общественную среду: легкость сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим» фактором. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям добавляет свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой[10].

Как никому другому, молодым  свойственна потребность в самореализации. Лишь примеряя на себя различные роли, моделируя систему взаимоотношений  с обществом, молодой человек  способен определить собственные профессиональные и социокультурные ориентации, сформировать необходимые личностные и профессиональные качества, раскрыть и реализовать  свой творческий потенциал.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются[7]:

  • в усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;
  • в повышении политической культуры молодежи;
  • в развитии творческого потенциала и активности личности;
  • в осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.

Таким образом, молодёжь как  социально - демографическая группа выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    1. Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение социальной работы с молодежью.

Государственная молодежная политика является важнейшей деятельностью  государства. Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь[28].

Основными целями государственной молодежной политики являются:

1. Содействие социальному,  культурному, культурному и физическому развитию молодежи.

2. Недопущение дискриминации  молодых граждан по возрастному  цензу.

3. Создание условий для  полного участия молодежи в  социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

4. Расширение возможностей  молодого человека в выборе  своего жизненного пути, достижении личного успеха.

5. Реализация инновационного  потенциала молодежи в интересах  общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной  молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

1. Принцип участия: привлечение  молодых граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации  политики и программ, касающихся  молодежи и гражданского общества  в целом.

2. Принцип социальной  компенсации: обеспечение социальной  и правовой защищенности молодых  граждан, необходимой для восполнения  обусловленной возрастом ограниченности  их социального статуса.

3. Принцип гарантий: предоставление  молодому гражданину гарантированного  государством минимума социальных  услуг по обучению, воспитанию, духовному  и физическому развитию, охране  здоровья, профессиональной подготовке  и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны  обеспечивать необходимое развитие  личности и подготовку к самостоятельной жизни.

4. Принцип приоритета: оказание  предпочтения общественным инициативам  по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий в области молодежной  политики.

 Нормотворчество[27] - создание структурно-функциональной основы для регулирования отношений в сфере реализации молодежной политики нормами права. Выработка норм и правил должна быть согласована и не расходиться с целями, задачами и принципами, закрепленными в концепциях и стратегиях нормы права должны иметь гарантии (социальные, финансовые, кадровые) т.е. механизм реализации.                        

По пространству действия правовые нормы (источники права) подразделяются на:

I. Международные нормы  (ч.4 ст.15 Конституции РФ)

II. Федеральные нормы

III. Региональные нормы

IV. Территориальные (местное самоуправление)

V. Локальные

Нормы международного права

  • Документы ООН
  • Документы ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ
  • Документы МОТ
  • Документы Совета Европы
  • Документы СНГ
  • Прочие

К федеральным нормам права относятся:

1. Законы:

1.1 Конституция (которая  имеет высшую юридическую силу, прямое действие, закрепляет основополагающие  принципы правового регулирования  взаимоотношений между человеком,  обществом и государством)

1.2. Федеральные конституционные  законы;

1.3. Федеральные законы

1.4. Акты Федерального  собрания

2. Подзаконные акты

2.1. Указы и Распоряжения  Президента РФ (Они издаются на  основе и во исполнение Конституции  РФ и законов)

2.2. Постановления и Распоряжения  Правительства РФ (Издаются на  основе и во исполнение Конституции  РФ, законов, указов Президента  РФ);

2.3.  Приказы, Письма, Рекомендации, Правила, Положения, Инструкции  федеральных органов исполнительной  власти: ФМ, ФС, ФА (Издаются на основе  и во исполнение Конституции  РФ, законов, указов Президента  РФ, постановлений Правительства  РФ)

Нормативные правовые акты субъектов РФ

Законы

1. Конституция — основной  закон республики, определяющий  ее статус (Уставы края, области,  автономной области, автономного  округа, города федерального значения);

2. Законы субъекта РФ  — региональные законы;

3. Акты (регламенты) представительного  органа субъекта РФ;

Подзаконные акты

4. Указы и Распоряжения  Президента Республики (Постановления  и Распоряжения Губернатора края, области)

5. Постановления Правительства  (администрации) субъектов РФ;

6. Приказы, инструкции, постановления  ведомств и структурных подразделений  органа исполнительной власти  субъектов РФ.

Нормы международного права  о молодежи

1965 г. Декларация о распространении  среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания  между народами.

1989 Конвенция ООН О  правах ребенка 

1995 г. Всемирная программа  действий, касающаяся молодежи до 2000 г. (и далее, документ ООН)

1998 г. Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам

    1. г. Европейская хартия об участии молодежи в развитии регионов

       2011 г.  ЮНФПА для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Региональная Конференция, Обобщающий документ 9-11 мая «Инвестиции в молодежь: путь ускорения развития».

С 9 по 11 мая 2011 года в Стамбуле состоялась Конференция, приуроченная к годовщине провозглашения Генеральной Ассамблей ООН Года Молодежи - с 12 августа 2010 г. по 11 августа 2011 г. Конференция признала, что ситуация относительно молодежи в регионе ВЕЦА является динамичной  и комплексной. Предварительная квалификация и вступление в Европейский Союз  (ЕС)  служит  основным  политическим  руководством  для  ряда  стран  региона, способствуя  взаимодействию  между  региональными  и  национальными  приоритетами молодежи. Быстрое развитие и изменение геополитических систем  многих стран мира создает  трудности  для  вовлечения  гражданского  общества  и  участия  молодежи  в руководстве и разработке политики.

Данный документ содержит выводы и основные положения политики Региональной конференции стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), «Инвестиции в молодежь:  Путь  ускорения  развития»,  организованной  и  проведенной  Региональным бюро ЮНФПА стран Восточной Европы и Центральной Азии. В документе выделены три основные темы[5]:

1). «Молодежь и ее значение для будущего». В качестве основных рекомендаций в рамках темы предложено создать доказательную основу, эффективности интеграции вопросов молодежи в национальную политику,  признание приоритетным доступ молодых людей к более    высококачественным услугам и информации.

2). «Здоровая молодежь, здоровое общество: сейчас и в будущем».В качестве основных рекомендаций в рамках темы предложено принять меры для ускорения развития услуг здравоохранения, открытых для молодежи, на основе оценки потребностей молодежи и соблюдении прав человека наращивать технический потенциал медицинских сотрудников, работающих с  молодежью.

3). «Повышение информированности среди молодежи ПРЗ». В рамках темы предложено обеспечить поддержку и выделение ресурсов для правительственных и неправительственных программ, направленных на работу с уязвимой молодежью и молодыми людьми, не посещающими школу.

Информация о работе Молодежь как объект социальной работы