Молодежь в современной России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. По мимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном Российском обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие. В молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Содержание

Введение
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
§2. Молодежная культура и субкультура
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
§2. Проблемы образования молодежи в России
§3. Проблемы трудоустройства молодежи
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
§2.Социальная работа с молодежью
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.30 Кб (Скачать документ)

  ·  Массовость;

  В современном  обществе образовывается множество  молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит  от общекультурных ценностей, создаваемых  предыдущими поколениями.

  ·  Неблагополучие благополучных;

  Подросток на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создает  проблемы ни родителям, ни школе. Но, он также, как и все его сверстники разочаровывается в окружающих его  людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и , что они делают на самом деле. «Если такой человек  сам не становится проблемным, то создает  проблемы вокруг себя, проблемными  вырастают его дети.»[16]

  ·  Растерянные взрослые;

  Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше, ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания, которая была бы убедительна для  достаточного числа людей и могла  стать основой конструктивного  общественного мнения и конструктивной молодежной политики.»[17]

  Основной  девиантогенный фактор - противоречия между социально сформированными  потребностями и обеспечиваемые обществом возможности их удовлетворения. Для подростков и молодежи это  противоречие проявляется особенно остро: максимум потребностей - минимум  возможностей (недостаточный образовательный, профессиональный уровень, низкий социальный статус, "социальная неустроенность"). Если глобальным различением оказывается "включенность / исключенность", то подростки и молодежь относительно чаще оказываются в числе "исключенных".

  Рассмотрим  наиболее распространенные и опасные  виды отклоняющегося поведения среди  молодежи:

  1.  Наркомания;

  «Наркотики  – сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие действие центральной  нервной системы, вызывающие искусственный  сон, галлюцинации, а при передозировке  – потерю сознания и смерть.»[18]

  Легально  наркотические вещества могут употребляться  только по назначению врача, любое другое потребление будет незаконным, и  считается преступлением.

  Наркотики, вызывают у человека зависимость  как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и  нормы, до тяжких преступлений.

  Сегодняшняя ситуация с распространением наркомании в России, приняла угрожающие размеры. Количество наркоманов за последнее  десятилетие увеличилось в 9 раз, и составляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения[19]). Самым ужасающим является то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрасте до 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать в трудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушают социальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшее существование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрывается экономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходит старение населения, и большинство употребляющих наркотические средства – молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страны будут больны наркоманией. В настоящее время скорость и размеры распространения наркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества»[20].

  Наркотики делятся на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависит эйфория и «ломки»  во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебного пособия  «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Глинский и Афанасьев  дают такую классификацию:

  1)  Опиаты: производные опийного мака, опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием, героин – самый мощный наркотик; от этих наркотиков самый сильный эйфоризирующий эффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция: развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях и мышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работы пищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; при длительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция, снижение круга интересов, стереотипизация поведения.

  2)  Психостимуляторы: кокаин, кофеин, фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д., самый сильный наркотик из этой группы – кокаин, но в наше стране он не получил большой распространенности, в отличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт», очень сильный наркотик, и амфетамин; при употреблении этих видов наркотиков происходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальной деятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль, суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградация личности.

  3)  Психодепрессанты: снотворные препараты; привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления их для усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к таким наркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.

  4)  Производные каннабиса: наркотики, получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующий эффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства, галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройство сна, раздражительность.

  5) Галлюциногенны: наркотики растительного происхождения  – мескалин, получаемый из некоторых  видов кактусов, и псилоцибин  – из грибов, а так же синтетические  наркотики – ЛСД, «ангельская  пыль» и т.д.; вызывают обострение  ощущений, изменение восприятия  времени и пространства.[21]

  Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана совершать  преступления, с целью достать  сам наркотик или средства на его  приобретение. Кроме того, наркоманы  образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа  потребителей наркотических средств.

  В России разработана  определенная программа профилактики наркомании. Термин «профилактика» определяется ВОЗ как «система комплексных  государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья»[22]. Она проводится в три этапа:

  1)  Первичная профилактика – направлена на предупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободных от наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения.

  2)  Вторичная профилактика: направлена на людей начавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центров реабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблять наркотики.

  3) Третичная  профилактика – оказание помощи  людям страдающим наркоманей, включает  в себя формирование реабилитационной  среды и групп взаимопомощи.[23]

  Существуют  центры по профилактики наркомании среди  молодежи. Их сотрудники работают в  школах, с родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводят акции  по профилактики употребления психоактивных  веществ.

  2.  Алкоголизм;

  Существует  несколько теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятся  З.В. Коробкиной в работе «У опасной  черты»:

  ·  Уровень материального положения;

  ·  Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;

  ·  Стирание национальных и этнических различий;

  ·  Постарение населения;

  ·  Официальное признание алкоголя болезнью.[24]

  Глинский  и Афанасьев в работе «Социология  девиантного (отклоняющегося) поведения» предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:

  ·  Общие причины отклоняющегося поведения;

  ·  Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни в противоправной;

  ·  Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится, расслабится);

  ·  Социальное неравенство и социальная неустроенность;

  ·  Утрата смысла жизни.[25]

  В результате исследования проведенного Институтом молодежи, выяснилось, что к 17 годам 46% юношей и 54% девушек употребляют  спиртные напитки чаще одного раза в месяц. Также в стране за последние  несколько лет, в связи с хорошо проведенной рекламной компанией  пива в целом, колоссальных размеров достиг пивной алкоголизм среди молодежи. В 2002 году в Санкт-Петербурге был  проведен опрос из которого выяснилось, что «почти половина опрошенных молодых  горожан практически каждый день пьет пиво»[26].

  Многие исследователи  выделяют такие причины алкоголизации  подростков, как:

  ·  Алкогольное окружение;

  ·  Усиление притязаний на взрослость;

  ·  Пример сверстников;

  ·  Неподготовленность к жизни, безволие.[27]

  Коробкина З.В. выделяет несколько уровней  вовлеченности молодых людей  в употребление спиртного:

  0.уровень:  как правило школьники не знакомые  с эйфоризирующим эффектом алкоголя, вырабатывают личную стратегию  отказа от алкоголя в любых  ситуациях;

  1.уровень:  начальный – единичные случаи  употребления спиртного, чаще  всего у таких людей низкая  переносимость алкоголя, нет эйфории  от его употребления;

  2.уровень:  эпизодическое употребление –  знакомство с различными алкогольными  изделиями, алкоголь легко переносят,  но сами редко становятся инициаторами  выпивок;

  3.уровень:  уровень высокого риска – усиливается  эйфория, расслабление после приема  алкоголя, расширяется количество  поводов, употребление чаще 2 раз  в месяц;

  4.уровень:  уровень психической зависимости  – молодые люди сами становятся  инициаторами выпивок, к алкоголю  относятся положительно, частота  употребления доходит до нескольких  раз в неделю, влечение к алкоголю  в течении всего дня, оказывают  ярое сопротивление попыткам  ограничить их дальнейшую алкоголизацию.

  5.уровень:  уровень физической зависимости  – подавляется защитная рвотная  реакция на спиртное, нарушение  памяти, наступает похмелье, потеря  количественного контроля;

  6. уровень:  конечный уровень алкогольного  распада личности – развиваются  запои, во время опьянения снижается  настроение, появляется озлобленность,  появляются галлюцинации, поражаются  внутренние органы.[28]

  Раннее приобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым  последствиям медицинского и социального  характера и сокращению срока  перехода от пьянства к алкоголизму»[29]. Помимо этого, происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.

  В современном  Российском государстве проблема отклоняющегося поведения молодежи является наиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как на социальный слой, но и на все  общество в целом. Подростки начинают употреблять наркотики в очень  раннем возрасте. Это, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни человека, очень пагубно влияет на его психофизиологическое и социальное развитие. В настоящее время делаются попытки внедрить новые средства профилактики употребления психоактивных веществ, которые будут эффективнее, чем просто информирование подростков о вреде наносимом этими веществами.

  §2. Проблемы образования  молодежи в России

  Право на образование  является одним из приоритетных конституционных  прав. В Федеральном законе «Об  образовании» дается такое определение  этого понятия: образование –  это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов)[30].

Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы