Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. По мимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном Российском обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие. В молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.
Введение
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
§2. Молодежная культура и субкультура
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
§2. Проблемы образования молодежи в России
§3. Проблемы трудоустройства молодежи
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
§2.Социальная работа с молодежью
Заключение
Литература
· Массовость;
В современном обществе образовывается множество молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит от общекультурных ценностей, создаваемых предыдущими поколениями.
· Неблагополучие благополучных;
Подросток на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создает проблемы ни родителям, ни школе. Но, он также, как и все его сверстники разочаровывается в окружающих его людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и , что они делают на самом деле. «Если такой человек сам не становится проблемным, то создает проблемы вокруг себя, проблемными вырастают его дети.»[16]
· Растерянные взрослые;
Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше, ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания, которая была бы убедительна для достаточного числа людей и могла стать основой конструктивного общественного мнения и конструктивной молодежной политики.»[17]
Основной
девиантогенный фактор - противоречия
между социально
Рассмотрим наиболее распространенные и опасные виды отклоняющегося поведения среди молодежи:
1. Наркомания;
«Наркотики
– сильнодействующие природные,
а также синтетические
Легально наркотические вещества могут употребляться только по назначению врача, любое другое потребление будет незаконным, и считается преступлением.
Наркотики, вызывают у человека зависимость как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и нормы, до тяжких преступлений.
Сегодняшняя ситуация с распространением наркомании в России, приняла угрожающие размеры. Количество наркоманов за последнее десятилетие увеличилось в 9 раз, и составляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения[19]). Самым ужасающим является то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрасте до 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать в трудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушают социальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшее существование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрывается экономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходит старение населения, и большинство употребляющих наркотические средства – молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страны будут больны наркоманией. В настоящее время скорость и размеры распространения наркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества»[20].
Наркотики делятся на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависит эйфория и «ломки» во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебного пособия «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Глинский и Афанасьев дают такую классификацию:
1) Опиаты: производные опийного мака, опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием, героин – самый мощный наркотик; от этих наркотиков самый сильный эйфоризирующий эффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция: развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях и мышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работы пищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; при длительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция, снижение круга интересов, стереотипизация поведения.
2) Психостимуляторы: кокаин, кофеин, фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д., самый сильный наркотик из этой группы – кокаин, но в наше стране он не получил большой распространенности, в отличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт», очень сильный наркотик, и амфетамин; при употреблении этих видов наркотиков происходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальной деятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль, суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградация личности.
3) Психодепрессанты: снотворные препараты; привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления их для усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к таким наркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.
4) Производные каннабиса: наркотики, получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующий эффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства, галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройство сна, раздражительность.
5) Галлюциногенны:
наркотики растительного
Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана совершать преступления, с целью достать сам наркотик или средства на его приобретение. Кроме того, наркоманы образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа потребителей наркотических средств.
В России разработана
определенная программа профилактики
наркомании. Термин «профилактика» определяется
ВОЗ как «система комплексных
государственных и
1) Первичная профилактика – направлена на предупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободных от наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения.
2) Вторичная профилактика: направлена на людей начавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центров реабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблять наркотики.
3) Третичная
профилактика – оказание
Существуют центры по профилактики наркомании среди молодежи. Их сотрудники работают в школах, с родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводят акции по профилактики употребления психоактивных веществ.
2. Алкоголизм;
Существует несколько теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятся З.В. Коробкиной в работе «У опасной черты»:
· Уровень материального положения;
· Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;
· Стирание национальных и этнических различий;
· Постарение населения;
· Официальное признание алкоголя болезнью.[24]
Глинский и Афанасьев в работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:
· Общие причины отклоняющегося поведения;
· Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни в противоправной;
· Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится, расслабится);
· Социальное неравенство и социальная неустроенность;
· Утрата смысла жизни.[25]
В результате
исследования проведенного Институтом
молодежи, выяснилось, что к 17 годам
46% юношей и 54% девушек употребляют
спиртные напитки чаще одного раза
в месяц. Также в стране за последние
несколько лет, в связи с хорошо
проведенной рекламной
Многие исследователи выделяют такие причины алкоголизации подростков, как:
· Алкогольное окружение;
· Усиление притязаний на взрослость;
· Пример сверстников;
· Неподготовленность к жизни, безволие.[27]
Коробкина З.В. выделяет несколько уровней вовлеченности молодых людей в употребление спиртного:
0.уровень:
как правило школьники не
1.уровень: начальный – единичные случаи употребления спиртного, чаще всего у таких людей низкая переносимость алкоголя, нет эйфории от его употребления;
2.уровень:
эпизодическое употребление –
знакомство с различными
3.уровень:
уровень высокого риска –
4.уровень:
уровень психической
5.уровень:
уровень физической
6. уровень:
конечный уровень алкогольного
распада личности –
Раннее приобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым последствиям медицинского и социального характера и сокращению срока перехода от пьянства к алкоголизму»[29]. Помимо этого, происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.
В современном Российском государстве проблема отклоняющегося поведения молодежи является наиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как на социальный слой, но и на все общество в целом. Подростки начинают употреблять наркотики в очень раннем возрасте. Это, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни человека, очень пагубно влияет на его психофизиологическое и социальное развитие. В настоящее время делаются попытки внедрить новые средства профилактики употребления психоактивных веществ, которые будут эффективнее, чем просто информирование подростков о вреде наносимом этими веществами.
§2. Проблемы образования молодежи в России
Право на образование является одним из приоритетных конституционных прав. В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)[30].
Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы